ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-901/2016 от 10.03.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а-901/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ширяеве А.С.,

при секретаре Радченко Н.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности адвокат Дагировой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязании устранить допущенное нарушение, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества приобретены в собственность объекты недвижимого имущества: склад, назначение: нежилое, площадью 293,80 кв.м., кадастровый :Д:20000 и земельный участок, площадью 1769 кв.м., назначение: земли населенных пунктов – под нежилым зданием литер «Д» с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, выданы свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и 26-АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в общую долевую собственность (приватизация) с объектом недвижимого имущества, принадлежащим ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ к ФИО3 перешло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2 право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности. Впоследствии, общая площадь нежилого помещения – склада, общей площадью 293,8 кв.м. увеличилась до 373,3 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Право на реконструированный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 26-АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ приобретен земельный участок, площадью 1769 кв.м. с расположенным на нем объектом недвижимости – складом, который в результате реконструкции имеет в настоящее время площадь 373,3 кв.м.

Как следует из кадастрового плана , выданного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1769 кв.м., разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д».

В 2013 году ФИО1 решил произвести раздел земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности и используемого им в соответствие с его целевым назначением. В результате раздела образованы два земельных участка: земельный участок, площадью 958 кв.м. под объектом недвижимости – нежилое помещение – склад, площадью 373, 3 кв.м.; присвоен почтовый адрес: <адрес>; земельный участок, площадью 811 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ за ним оформлено право собственности на земельные участки, выданы свидетельства о государственной регистрации права 26-АИ и 26-АИ . С учетом разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков, того факта, что земельный участок по <адрес> используется по назначению, ФИО1 обязан использовать и земельный участок по адресу: <адрес> в соответствие с его целевым назначением – под нежилым зданием. Намереваясь осуществить строительство объекта капитального строительства на земельном участке по <адрес>, он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Однако, уведомлением Комитета градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». Основанием для отказа является отсутствие документов, предусмотренных в пунктах 14 и 16 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При рассмотрении документов установлено несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана. В соответствие с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> находится в границах территориальной зоны Р-1 «Зона городских лесов», разрешенное использование которой не предусматривает строительства каких-либо объектов. Считает отказ администрации <адрес>, выразившийся в нарушении прав собственника на использование принадлежащего ему имущества в соответствие с его целевым назначением и разрешенным использованием, незаконным.

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя (далее – Правила). Согласно п. 3 ст. 21 Правил, положения настоящих Правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту. Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> – главным архитектором <адрес>ФИО4 утвержден градостроительный план № земельного участка, площадью 0,811 га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из градостроительного плана, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», выделенной для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствие с требованиями федерального законодательства. Действительно, согласно ст. 61 Правил «Р-1. Зона городских лесов» - Зона лесных территорий Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны так же устанавливаться с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Согласно п.2 ст.28 Правил территориальные зоны установлены с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Согласно ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

Из системного толкования правовых норм следует, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения. При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, сооружениями, на вновь образованные земельные участки в силу закона переносится разрешенное использование исходного земельного участка, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

За ФИО1 было зарегистрировано право собственности на единый земельный участок, площадью 1769 кв.м. по <адрес>, который имел кадастровый , назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д», которое с момента приобретения (ДД.ММ.ГГГГ) принадлежит ему на праве собственности и используется по назначению. Спорный земельный участок (<адрес>) возник в результате разделения вышеуказанного земельного участка, площадью 1769 кв.м. с кадастровым номером , предоставленного на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до утверждения Правил. Оба земельных участка после раздела на два самостоятельных поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ без изменения целевого назначения и общей площади и общих границ. Согласно сведениям в ГКН разрешенное использование земельного участка по <адрес> не изменилось, аналогично разрешенному использованию земельного участка по <адрес> – под нежилым зданием литер «Д». Данные сведения отражены в кадастровых выписках о земельных участках, подготовленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю и в кадастровых паспортах. Так, согласно кадастровому паспорту земельного участка по <адрес> в квартале 223 ( от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок имеет кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилым зданием литер «Д», площадь 811 кв.м., дата внесения в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, земельный участок, площадью 811 кв.м. с кадастровым номером имеет назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д» и образован данный участок в результате раздела земельного участка с видом разрешенного использования – под нежилым зданием литер «Д».

ФИО1, будучи собственником участка заявлений об изменении вида разрешенного использования и изменения в установленном законом порядке такового, в орган местного самоуправления не подавал. При утверждении Правил землепользования и застройки <адрес> надлежало учесть сложившуюся застройку территории, отнесенную к территориальной зоне «Р-1. Зона городских лесов», однако, сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование принадлежащего ФИО1 на праве собственности участка по <адрес> под под нежилым зданием литер «Д», не были учтены. Поскольку земельный участок, является частью единого земельного участка, предоставленного в 2008 году с видом разрешенного использования – под нежилым зданием литер «Д», постольку ФИО1 вправе его использовать по целевому назначению в соответствие со ст.263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ и ст. 21 Правил, согласно которой положения Правил не затрагивают земельные участки, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил. Права ФИО1 на использование земельного участка по <адрес> в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, нарушены.

Согласно схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта – нежилого здания на земельном участке по <адрес> в <адрес>, строительные работы будут выполняться на существующей застроенной, благоустроенной территории, имеющей дороги и площадки с асфальтобетонным покрытием. При подготовке проектной документации учтены требования градостроительного регламента, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территории, и с соблюдением технических условий. Основным мотивом для отказа в выдаче разрешения на строительство нежилого здания явилось расположение земельного участка, принадлежащего ФИО1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в зоне Р-1, виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, а также то, что нарушена линия застройки, что является препятствием для строительства жилого дома. То обстоятельство, что земельный участок по <адрес> в настоящее время входит в территориальную зону Р-1 не оспаривается. Между тем, хотелось бы обратить внимание суда помимо изложенного выше и на то обстоятельство, что указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ обстоятельств не имеется, соответственно собственник вправе использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствие с его разрешенным использованием, отраженном в ГКН, тем более что данная информация у органов местного самоуправления, имеется. При приобретении указанного участка в составе общего участка ФИО1 возникновении обоснованно намеревался осуществить строительство на нем нежилого здания, учитывал вид его разрешенного использования - под нежилым зданием литер «Д» и то обстоятельство, что бывшим собственником участка на части единого ранее земельного участка (<адрес>) на законных основаниях был возведен объект недвижимости – нежилое здание - склад, который и используется в настоящее время ФИО1 в соответствие с его назначением. Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером нарушает права ФИО1.

Просит суд признать незаконным решение комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». Обязать Комитет градостроительства администрации <адрес> устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, заявлений об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не представлено. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося административного истца в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая по доверенности адвокат Дагирова Р.С., поддержала заявленные требования, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном виде. Просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представителе административных ответчиков администрации <адрес>, комитета градостроительства администрации <адрес> не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания. В суд поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося лиц, участвующих в деле, в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы (оспорены) в суд.

Рассмотрение возникших между сторонами по настоящему делу правоотношений осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с ДД.ММ.ГГГГ по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч.3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При этом лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 811 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АИ от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом разрешенного использования принадлежащих ему земельного участка, ФИО1 обязан использовать земельный участок по адресу: <адрес> в соответствие с его целевым назначением – под нежилым зданием и намереваясь осуществить строительство объекта капитального строительства на земельном участке по <адрес>, он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Однако, уведомлением Комитета градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». В обоснование отказа указано на отсутствие документов, предусмотренных в пунктах 14 и 16 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При рассмотрении документов установлено несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана. В соответствие с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> находится в границах территориальной зоны Р-1 «Зона городских лесов», разрешенное использование которой не предусматривает строительства каких-либо объектов.

Полагая, бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нарушении его прав на использование принадлежащего ему имущества в соответствие с его целевым назначением и разрешенным использованием, незаконным ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском в соответствие с положениями ст. 219 КАС РФ.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями действующего гражданского, земельного и градостроительного законодательства, полагает доводы административного истца обоснованными, уведомление органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, а требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствие с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Подпунктом 8 п.1 ст. 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. В силу ч.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствие с ч.ч. 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на земельном участке.

Вместе с тем, положениями ч.8 ст.36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно ч.1 п.3 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, и для обеспечения прав и законных интересов физических лиц. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> (далее – Правила).

В соответствие с п. 3 ст. 21 Правил, положения настоящих Правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту. Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно ст.28 Правил на карте градостроительного зонирования <адрес> в составе настоящих Правил устанавливаются границы территориальных зон, границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия. Территориальные зоны установлены с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с генеральным планом и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (п.2). Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования устанавливаются по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах <адрес>; границам <адрес>; естественным границам природных объектов; иным границам (п.3). Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством, могут не совпадать с границами территориальных зон (п.4). Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования (п.5).

Карта градостроительного зонирования <адрес> с установленными границами территориальных зон, внесенная в официальную систему обеспечения градостроительной деятельности в <адрес> «UrbaniCS» (далее - Карта) является частью Правил в соответствии с п.1 ст. 28.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> – главным архитектором <адрес>ФИО4 утвержден градостроительный план № земельного участка, площадью 0,811 га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из градостроительного плана, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», выделенной для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Согласно ст. 61 Правил «Р-1. Зона городских лесов» - Зона лесных территорий Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Согласно ч. 9 ст.31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

При этом, в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны так же устанавливаться с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

Согласно п.2 ст.28 Правил, территориальные зоны установлены с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества приобретены в собственность объекты недвижимого имущества: склад, назначение: нежилое, площадью 293,80 кв.м., кадастровый и земельный участок, площадью 1769 кв.м., назначение: земли населенных пунктов – под нежилым зданием литер «Д» с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и 26-АИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в общую долевую собственность (приватизация) с объектом недвижимого имущества, принадлежащим ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ к ФИО3 перешло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2 право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности.

Впоследствии, общая площадь нежилого помещения – склада, общей площадью 293,8 кв.м. увеличилась до 373,3 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Право на реконструированный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 26-АИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ приобретен земельный участок, площадью 1769 кв.м. с расположенным на нем объектом недвижимости – складом, который в результате реконструкции имеет в настоящее время площадь 373,3 кв.м.

Согласно сведениям в кадастровом плане , выданном Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1769 кв.м., разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д».

Спорный земельный участок (<адрес>) возник в результате раздела в 2013 году ФИО1 на основании решения собственника земельного участка, площадью 1769 кв.м., с кадастровым номером , предоставленного на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до утверждения Правил, принадлежащего ему на праве собственности и используемого им в соответствие с его целевым назначением. В результате раздела образованы два земельных участка: земельный участок, площадью 958 кв.м. под объектом недвижимости – нежилое помещение – склад, площадью 373, 3 кв.м.; присвоен почтовый адрес: <адрес>; земельный участок, площадью 811 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 оформлено право собственности на земельные участки, выданы свидетельства о государственной регистрации права 26-АИ и 26-АИ .

Единый земельный участок, площадью 1769 кв.м. по <адрес> имел кадастровый , назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д», которое с момента приобретения (ДД.ММ.ГГГГ) принадлежит ему на праве собственности и используется по назначению. Оба земельных участка после раздела на два самостоятельных поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ без изменения целевого назначения и общей площади и общих границ.

Согласно сведениям в ГКН разрешенное использование земельного участка по <адрес> не изменилось, аналогично разрешенному использованию земельного участка по <адрес> – под нежилым зданием литер «Д». Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела кадастровых выписках о земельных участках, подготовленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> и в кадастровых паспортах.

Из кадастрового паспорта земельного участка по <адрес> в квартале 223 ( от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что земельный участок имеет кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилым зданием литер «Д», площадь 811 кв.м., дата внесения в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельства, суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что земельный участок по <адрес>, площадью 811 кв.м. с кадастровым номером имеет назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием литер «Д» и образован данный участок в результате раздела земельного участка с видом разрешенного использования – под нежилым зданием литер «Д».

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

Из системного толкования правовых норм следует, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.

При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, сооружениями, на вновь образованные земельные участки в силу закона переносится разрешенное использование исходного земельного участка, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Доказательств подачи собственником земельного участка заявлений об изменении вида разрешенного использования и изменения в установленном законом порядке такового, суду не представлено.

Исходя из смысла вышеуказанных норм права и установленных судом обстоятельств по делу, при утверждении Правил землепользования и застройки <адрес> надлежало учесть сложившуюся застройку территории, отнесенную к территориальной зоне «Р-1. Зона городских лесов», однако, сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование принадлежащего на праве собственности участка по <адрес> под нежилым зданием литер «Д», не были учтены.

При таком положении, поскольку земельный участок, является частью единого земельного участка, предоставленного в 2008 году с видом разрешенного использования – под нежилым зданием литер «Д», постольку ФИО1 вправе его использовать по целевому назначению в соответствие со ст.263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ и ст. 21 Правил, согласно которой положения Правил не затрагивают земельные участки, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил.

Согласно схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта – нежилого здания на земельном участке по <адрес> в <адрес>, строительные работы будут выполняться на существующей застроенной, благоустроенной территории, имеющей дороги и площадки с асфальтобетонным покрытием. При подготовке проектной документации учтены требования градостроительного регламента, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территории, и с соблюдением технических условий.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт. Частью 9 ст. 51 ГрК РФ регламентировано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что основным мотивом для отказа в выдаче разрешения на строительство нежилого здания явилось расположение земельного участка, принадлежащего ФИО1, в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в зоне Р-1, виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, а также то, что нарушена линия застройки, что является препятствием для строительства жилого дома.

Вхождение земельного участка, расположенного по <адрес> в настоящее время входит в территориальную зону Р-1 не оспаривается. Достоверных, относимых и допустимых доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Между тем, указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ обстоятельств по настоящему делу не установлено и они не подтверждаются материалами дела.

В судебном заседании установлено, что у органов местного самоуправления информация о принадлежащем административному истцу земельном участке и его целевом назначении - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием, отраженном в ГКН, имеется.

Суд исходит из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что при возникновении у административного истца права собственности на земельный участок, он обоснованно намеревался возвести объект недвижимости учитывал вид его разрешенного использования, и то обстоятельство, что его бывшим собственником на второй части единого ранее земельного участка (<адрес>) на законных основаниях был возведен объект с нежилым назначением, который используется в настоящее время административным истцом на праве собственности.

ФИО1 владеет земельным участком по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Участок был ранее частью земельного участка по <адрес>, собственник владел им с 2008 года, т.е. до принятия Правил землепользования и застройки <адрес> и был предоставлен под нежилым зданием литер «Д», а в 2013 году владелец разделил участок на два самостоятельных участка без изменения целевого назначения и общей площади и общих границ с последующей постановкой в установленном законом порядке их на государственный кадастровый учет.

При этом, в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца о том, что с 2008 года по настоящее время никто из собственников участка не изменял его целевое назначение.

На смежном с земельным участком участке (<адрес>) расположен объект недвижимости – нежилое здание литер «Д».

Согласно доводам стороны административного истца, при приобретении указанного участка в составе общего участка ФИО1 возникновении обоснованно намеревался осуществить строительство на нем нежилого здания, учитывал вид его разрешенного использования - под нежилым зданием литер «Д» и то обстоятельство, что бывшим собственником участка на части единого ранее земельного участка (<адрес>) на законных основаниях был возведен объект недвижимости – нежилое здание - склад, который и используется в настоящее время ФИО1 в соответствие с его назначением.

Комитет градостроительства администрации <адрес> не обосновал и не представил доказательств существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке разрешения на строительство.

В соответствии с со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Вышеуказанные положения ст. 56 ЗК РФ совместно с положениями ст. 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности какие-либо ограничения его прав в период приобретения не существовали, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, в котором имеется отметка об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) права.

Административными ответчиками не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку. Право собственности заявителя не оспорено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, спорный земельный участок у заявителя не изъят.

Разрешая заявленные требования, суд приходит выводу о том, что ФИО1 является законным правообладателем спорного земельного участка с видом разрешенного использования - под нежилым зданием литер «Д», который возник до издания правил землепользования и застройки, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, является незаконным, поскольку ограничивает права собственника без законных оснований.

Исходя из положений п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации г. Ставрополя, комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязании устранить допущенное нарушение, удовлетворить.

Признать незаконным решение комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства».

Обязать Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, в квартале 223.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.

Решение изготовлено в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.С. Ширяев

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья А.С.Ширяев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>