ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-901/2018 от 18.06.2018 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Дело № 2а-901/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2018 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М.С.,

при секретаре Брагиной И.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссару города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области ФИО3 о признании незаконными действий по отказу журналисту в подготовке репортажа,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату г. Нижний Тагил и Пригородного района, в котором просит признать незаконными действия военного комиссариата г. Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области по отказу журналисту ФИО1 в подготовке фото (видео, аудио) репортажа на территории отдела военного комиссариата г. Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области, выраженные в ответе от 29.03.2018 № 3048 и в ответе от 30.03.2018 № 3058; восстановить нарушенное право путем возложения на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения; взыскать судебные издержки в размере 300 рублей.

В обоснование иска указал, что является специальным корреспондентом издания МЕМОРИАЛ-курьер, удостоверение <№> действительно до ДД.ММ.ГГГГ. Ему по поручению выпускающего редактора А. было поручено подготовить фото (видео, аудио) репортаж на территории отдела военного комиссариата, в том числе просветительский информационный сюжет о заседании призывной комиссии по замене военной службы на альтернативную гражданскую в рамках осуществления призывниками конституционного права. 20.03.2018 им было подано уведомление (с приложением редакционного удостоверения <№>) в Военный комиссариат г. Н. Тагил и Пригородного района Свердловской области о том, что он и иные пришедшие с ним лица будут производить видеосъемку на территории отдела ВК, в том числе заседания призывной комиссии о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Однако, ему как гражданину, вызванному на заседание призывной комиссии, на основании Приказа Командующего войсками Центрального военного округа от 23.02.2018 № 98 «Об ограничении использования средств мобильной связи и других технических средств личного пользования в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Центрального военного округа» был запрещен внос, нахождение и использование на территориях Центрального военного округа технических средств личного пользования (диктофонов, фото- и видеокамер и т.д.). Также, согласно указанию военного комиссариата Свердловской области от 12.02.2015 №6/141 на территорию военного комиссариата запрещен допуск представителей СМИ для проведения любых работ без согласования их сценариев со штабом военного округа. Работа представителей средств массовой информации в военном комиссариате осуществляется только по вопросам освещения хода призыва граждан на военную службу на основании письменных заявок за подписью главного редактора или его заместителя. Данная работа со СМИ организуется в соответствии с указанием начальника Генерального штаба армии Вооруженных Сил РФ от 26.09.2017 № 203/1876, указанием начальника штаба Центрального военного округа от 04.10.2017 № 20/5/3/1328, а также указанием военного комиссариата Свердловской области. Также, по мнению военного комиссара города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области ФИО3, истец не являюсь представителем средств массовой информации. Считает, что отказ в подготовке фото (видео, аудио) репортажа на территории отдела военного комиссариата не основан на действующем законодательстве. По мнению истца, решение о запрете репортажа на территории отдела военного комиссариата без участия представителей прессы не было необходимым в демократическом обществе и, следовательно, нарушило его право на получение и распространение информации, имеющей большое значение для общественности (ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Военный комиссариат и Призывная комиссия является государственными органами, а значит должны отвечать требованиям открытости, доступности, публичности. Члены призывной комиссии и сотрудники отдела военного комиссариата являются должностными лицами, а значит их видеосъёмка в связи с исполнением должностных обязанностей разрешена. Заседание Призывной комиссии является местом исполнения членами Призывной комиссии их должностных обязанностей, соответственно, никакой информации о частной жизни данных лиц истцом собираться не планировалось. Изображения членов призывной комиссии, как и любых других должностных лиц, относятся к персональным данным, для сбора которых не требуется получение согласия субъекта персональных данных, в соответствии с Разъяснениями Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото-и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки». Во время фото- и видеосъемки также были бы соблюдены установленные режимы тайны, например, не фиксировались секретные военные документы, персональные данные призывников.

Определением от 04.05.2018 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица – ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области».

В судебном заседании 23.05.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика военного комиссариата г. Н.Тагила и Пригородного района на военного комиссара г. Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области ФИО3, в качестве заинтересованного лица привлечено средство массовой информации Мемориал-курьер.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Кочанов Р.Е. не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление представитель ФИО4 исковые требования не признал по следующим основаниям. Как следует из содержания искового заявления, истец является специальным корреспондентом издания МЕМОРИАЛ-курьер, удостоверение <№>, действительно до ДД.ММ.ГГГГ. Истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что деятельность редакции Мемориал-курьер осуществляется на законных снованиях; подтверждающие статус журналиста. Выпускающий редактор А. поручила истцу подготовить фото (видео, аудио) репортаж на территории ФКУ «Военный комиссариат города Нижний Тагил», в том числе просветительский информационный сюжет о заседании призывной комиссии по замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в рамках осуществления призывниками конституционного права. В соответствии с п. 3, 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» при разрешении дел, связанных с деятельностью средств массовой информации, необходимо принимать во внимание, что осуществление свободы выражения мнений и свободы массовой информации налагает особые обязанности, особую ответственность и может быть сопряжено с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 19 и статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 29 и 55 Конституции Российской Федерации). Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно указанию ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» от 12 февраля 2015 года №6/141 на территории военного комиссариата запрещен допуск представителей СМИ для проведения любых работ без согласования их сценариев со штабом Центрального военного округа. Согласно указания начальника Генерального штаба армии Вооруженных Сил Российской Федерации от 26 сентября 2017 года №203/1876, указанием начальника штаба Центрального военного округа от 04 октября 2017 года №20/5/3/1328, следует, что работа представителей СМИ в военном комиссариате осуществляется только по вопросам освещения хода призыва граждан на военную службу на основании письменных заявок за подписью главного редактора или его заместителя. Согласно п.3 Инструкции по обеспечению информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере массовой информации, утвержденной начальником генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации заместителем Министра обороны Российской Федерации от 10 апреля 2009 года, несанкционированный доступ представители СМИ на территории войсковых частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, сбор и документировании информации являются угрозами информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере массовой информации. Согласно указаний ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» от 12 февраля 2015 года №6/141, на территории военного комиссариата запрещен допуск представителей СМИ для проведения любых работ без согласования их сценариев со штабом Центрального военного округа. Допуск организаций к проведению кино, видео, фото съемочных и других работ, материалы которых предназначены для распространения без ограничения доступа к ним, разрешается производить только после получения разрешения старшего начальника. Кино, видео, съемочные работы производить только по заранее утвержденным сценариям с обязательным просмотром результатов выполненных работ комиссией.

Административный ответчик военный комиссар г. Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В представленных возражениях указал, что исковые требования не признает по следующим основаниям. ФИО1 состоит на учете в отделе Военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с 14.02.2011. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2018г. № 129 «О призыве в апреле-июле 2018 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не прибывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, во время которого ФИО1 подлежит призыву на военную службу. При подаче своего заявления 20.03.2018 ФИО1 одновременно направил в военный комиссариат уведомление о проведении видеосъемки, в котором уведомил призывную комиссию и военный комиссариат о том, что он и иные, пришедшие с ним лица будут производить видеосъемку на территории военного комиссариата, в том числе заседания призывной комиссии о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К своему уведомлению ФИО1 приложил копию редакционного удостоверения <№>, иных документов к уведомлению о проведении видеосъемки не прилагалось. На уведомление ФИО1 им был направлен ответ, в котором ему было разъяснено, что военный комиссариат города Нижний Тагил и Пригородного района является структурным подразделением военного комиссариата Свердловской области. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, руководство которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих соответствующего военного округа. Согласно п. 21 указанного положения военный комиссар обеспечивает проведение мероприятий по защите государственной тайны и создание условий для правильной организации режима секретности, а также организует охрану зданий и помещений военного комиссариата, и выполнение в пределах своих полномочий мероприятий по противодействию терроризму. Кроме того, в рамках данных мероприятий командующим войсками Центрального военного округа, в рамках его полномочий был издан приказ от 23.02.2018г. № 98 «Об ограничении использования средств мобильной связи и других технических средств личного пользования в органах военного управления соединениях, воинских частях и организациях Центрального военного округа» согласно которого с 01.03.2018г. запрещены внос, нахождение и использование на территориях технических средств личного пользования (телефонов сотовой связи, смартфонов, коммуникаторов, ноутбуков, планшетных компьютеров, средств спутниковой связи и навигации, модемов, диктофонов, фото- и видеокамер, видеорегистраторов, «умных» часов, фитнес браслетов и других), имеющих расширенные мультимедийные возможности (функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, навигации, передачи данных по сети интернет, модули Wi-Fi и Bluetooth, инфракрасный порт, разъем внешней памяти и т.д.), в том числе программные средства установки сторонних приложений и работы с ними. Соответственно, исходя из выше указанного и руководствуясь приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, военные комиссариаты и здания, в которых расположены данные структурные организации являются особо охраняемым режимным объектом. Проведение фото-, видеосъемок может проводиться только после согласования и с разрешения штаба Центрального военного округа. Согласно п. 3 Инструкции по обеспечению информационной безопасности Вооруженных сил Российской Федерации в сфере массовой информации, утвержденной Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации от 10.04.2009, несанкционированный доступ представителей СМИ на территории войсковых частей и учреждений Министерства обороны, сбор и документирование информации, и интервьюирование военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил является угрозами информационной безопасности Вооруженных Сил в сфере массовой информации. Согласно указаний военного комиссара Свердловской области от 12.02.2015г. № 6/141 на территорию военного комиссариата запрещен допуск представителей СМИ для проведения любых работ без согласования их сценариев со штабом военного округа. Допуск организаций к проведению кино-, видео-, фото съемочных и других работ, материалы которых предназначены для распространения без ограничения доступа к ним, разрешается производить только после получения старшего начальника. Кино-, видео-, фото съемочные и другие работы производить по заранее утвержденным сценариям (сценарным планам) с обязательным просмотром результатов выполненных работ комиссией с целью исключения утечки сведений ограниченного распространения. На уведомление ФИО1 о намерении провести съемку заседания призывной комиссии был дан аналогичный ответ военным комиссаром Свердловской области. Административный истец планировал проведение видеосъемки заседания призывной комиссии 18.04.2018 лишь в личных целях, т.к. на заседании рассматривался вопрос только в отношении него, а не призыва в целом, следовательно, данное заседание не носило государственных, общественных и публичных интересов, при которых согласие на использование изображения не требуется. Также, военный комиссариат не является местом, открытым для свободного посещения, т.к. на территории военного комиссариата осуществляется пропускной режим. Более того, на заседании призывной комиссии 18.04.2018 ФИО1 не заявлял о намерении провести съемку, также не представлял членам призывной комиссии редакционное задание и документы, подтверждающие, что печатное издание «Мемориал» зарегистрировано в качестве СМИ. Исходя из вышеизложенного следует, что в соответствии с нормативными документами военный комиссар имеет право вести работу по рассмотрению заявок о проведении съемки только по заявкам от юридических лиц, документально подтвержденных о регистрации их в качестве СМИ, а не по заявлению гражданина, который планирует провести съемку в личных интересах.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что ФИО1 состоит на учете в отделе Военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с 14.02.2011. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2018г. № 129 «О призыве в апреле-июле 2018г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», с 1 апреля по 15 июля 2018 года осуществлялся призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не прибывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, во время которого ФИО1 подлежит призыву на военную службу. Однако, административный истец девятый призыв подряд уклоняется от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, направляя в военный комиссариат перед каждым очередным призывом на военную службу заявления о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с пропуском срока подачи такого заявления. Так, при подаче своего заявления 20.03.2018 ФИО1 одновременно направил в военный комиссариат уведомление о проведении видеосъемки, в котором уведомил призывную комиссию и военный комиссариат о том, что он и иные, пришедшие с ним лица будут производить видеосъемку на территории военного комиссариата, в том числе заседания призывной комиссии о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К своему уведомлению ФИО1 приложил копию редакционного удостоверения <№>, иных документов к уведомлению о проведении видеосъемки не прилагалось. На уведомление ФИО1 был подготовлен ответ, в котором ему было разъяснено, что военный комиссариат города Нижний Тагил и Пригородного района является структурным подразделением военного комиссариата Свердловской области. Руководствуясь приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, военные комиссариаты и здания, в которых расположены данные структурные организации являются особо охраняемым режимным объектом. Проведение фото-, видеосъемок может проводиться только после согласования и с разрешения штаба Центрального военного округа. Военный комиссар города Нижний Тагил не имел права нарушить требования нормативных документов о запрете использования технических средств на территории военного комиссариата, разрешив ФИО1 проводить видеосъемку заседания призывной комиссии 18.04.2018 года. ФИО1 обратился в военный комиссариат города Нижний Тагил с уведомлением от 20.03.2018, к которому была приобщена лишь копия его редакционного удостоверения. Запроса информации о деятельности военного комиссариата, предусмотренного законом, от редакции периодического печатного издания «Мемориал-курьер» не поступало. К своему административному исковому заявлению ФИО1 приобщил копию редакционного задания за подписью выпускающего редактора «Мемориал-курьер» А. Однако, к уведомлению, поданному ФИО1 в военный комиссариат города Нижний Тагил и Пригородного района 20.03.2018 года копия данного документа приобщена не была, более того, в своем уведомлении ФИО1 на него не ссылался. На заседании призывной комиссии 18.04.2018 года ФИО1 о проведении видеосъемки не заявлял, на редакционное задание не ссылался, редакционное удостоверение членам призывной комиссии не представлял, следовательно, можно сделать вывод, что редакционное задание было изготовлено лишь для подачи его в суд в качестве приложения к административному исковому заявлению. Также, к административному исковому заявлению ФИО1 приобщил копию свидетельства о регистрации средства массовой информации «Мемориал-курьер» в качестве периодического печатного издания, бюллетеня. В своем уведомлении от 20.03.2018 года ФИО1 уведомлял о намерении проводить именно видеосъемку, а не фотосъемку для печатного издания, что еще раз доказывает тот факт, что ФИО1 планировал производить видеосъемку заседания призывной комиссии в своих интересах, а не в интересах печатного издания «Мемориал-курьер» на основании редакционного задания. Военный комиссариат города Нижний Тагил и Пригородного района ФИО1 уведомлял лишь о намерении провести видеосъемку заседания призывной комиссии, а проведении фото- и аудио съемок ФИО1 не уведомлял.

Представитель заинтересованного лица СМИ «МЕМЕРИАЛ-курьер» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далек КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Обязанность и распределение бремени доказывания было разъяснено сторонам в определении о подготовке, врученном сторонам своевременно.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображение гражданина допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах или изображение получено при съемке, которая проводилась в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

Судом установлено, что ФИО1 принят на учет в качестве призывника отделом военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с 14 февраля 2011 года.

Решением призывной комиссии от 09.12.2012 ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2014, как обучающемуся по очной форме обучения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2018 № 129 «О призыве в апреле-июле 2018 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», с 1 апреля по 15 июля 2018 года осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не прибывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, во время которого ФИО1 подлежит призыву на военную службу.

20.03.2018 ФИО1 направил в военный комиссариат уведомление о проведении видеосъемки, в котором уведомил призывную комиссию и военный комиссариат о том, что он и иные, пришедшие с ним лица будут производить видеосъемку на территории военного комиссариата, в том числе заседания призывной комиссии о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К своему уведомлению ФИО1 приложил копию редакционного удостоверения <№>.

Аналогичное уведомление поступило в военный комиссариат из Администрации г. Н.Тагила, куда его направил ФИО1 в электронном виде.

На уведомление ФИО1 был подготовлен ответ № 3048 от 29.03.2018, в котором ему разъяснено, что военный комиссариат города Нижний Тагил и Пригородного района является структурным подразделением военного комиссариата Свердловской области и работа представителей средств массовой информации в нем может осуществляться только на основании письменных заявок за подписью главного редактора или его заместителя.

На электронное обращение ФИО1 дан ответ № 3058 от 30.05.2018. в котором указано, что ответ на аналогичное уведомление ему уже дан.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании частей 2 и 6 статьи 47 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право, в том числе посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы и производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу разъяснений, данных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», при разрешении дел, связанных с деятельностью средств массовой информации, необходимо принимать во внимание, что осуществление свободы выражения мнений и свободы массовой информации налагает особые обязанности, особую ответственность и может быть сопряжено с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 19 и статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 29 и 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 3 Инструкции по обеспечению информационной безопасности Вооруженных сил Российской Федерации в сфере массовой информации, утвержденной 10.04.2009 Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, несанкционированный доступ представителей СМИ на территории войсковых частей и учреждений Министерства обороны, сбор и документирование информации, и интервьюирование военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил является угрозами информационной безопасности Вооруженных Сил в сфере массовой информации.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденного приказом военного комиссара Свердловской области от 28.11.2016 № 355, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, руководство которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих соответствующего военного округа.

Согласно пункту 21 указанного положения военный комиссар обеспечивает проведение мероприятий по защите государственной тайны и создание условий для правильной организации режима секретности, а также организует охрану зданий и помещений военного комиссариата, и выполнение в пределах своих полномочий мероприятий по противодействию терроризму.

Согласно приказа Командующего войсками Центрального военного округа от 23.02.2018 № 98 «Об ограничении использования средств мобильной связи и других технических средств личного пользования в органах военного управления соединениях, воинских частях и организациях Центрального военного округа», с 01.03.2018 запрещены внос, нахождение и использование на территориях технических средств личного пользования (телефонов сотовой связи, смартфонов, коммуникаторов, ноутбуков, планшетных компьютеров, средств спутниковой связи и навигации, модемов, диктофонов, фото- и видеокамер, видеорегистраторов, «умных» часов, фитнес браслетов и других), имеющих расширенные мультимедийные возможности (функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, навигации, передачи данных по сети интернет, модули Wi-Fi и Bluetooth, инфракрасный порт, разъем внешней памяти и т.д.), в том числе программные средства установки сторонних приложений и работы с ними.

На основании изложенного, военные комиссариаты и здания, в которых они расположены, являются особо охраняемым режимным объектом.

Согласно указаний военного комиссара Свердловской области от 12.02.2015 № 6/141 на территорию военного комиссариата запрещен допуск представителей СМИ для проведения любых работ без согласования их сценариев со штабом военного округа. Допуск организаций к проведению кино-, видео-, фото съемочных и других работ, материалы которых предназначены для распространения без ограничения доступа к ним, разрешается производить только после получения старшего начальника. Кино-, видео-, фото съемочные и другие работы производить по заранее утвержденным сценариям (сценарным планам) с обязательным просмотром результатов выполненных работ комиссией с целью исключения утечки сведений ограниченного распространения.

Таким образом, проведение фото-, видеосъемок может проводиться только после согласования и с разрешения штаба Центрального военного округа.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Согласно статье 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений их должностных лиц.

За проведением видеосъемки и получением информации в военный комиссариат города Нижний Тагил обратился ФИО1 с уведомлением от 20.03.2018, к которому была приобщена лишь копия его редакционного удостоверения. При этом он не просил разрешения на проведение видеосъемки и не просил согласовать с ним ее сценарий, а ставил военного комиссара в известность о намерении ее провести.

Запроса информации о деятельности военного комиссариата от редакции периодического печатного издания «Мемориал-курьер» не поступало, за разрешением на проведение видеосъемки в здании военного комиссариата г. Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области СМИ «Мемориал-Курьер» в штаб Центрального военного округа не обращалось, сценарий съемки не согласовывало.

Таким образом, административным истцом был нарушен порядок согласования проведения видеосъемки в здании военного комиссариата.

Довод административного истца о том, что запретом на проведение съемки нарушается принцип открытости, доступности и публичности государственных органов, суд находит несостоятельным, поскольку данный принцип должен быть реализован в совокупности с правом гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не создавая угрозу нарушения государственной безопасности. Соблюдение государственной безопасности при проведении фото- и видеосъемки гарантируется путем установления в законе и подзаконных нормативно-правовых актах круга лиц, имеющих право на осуществление таких действий, а также определенного Инструкцией по обеспечению информационной безопасности Вооруженных сил Российской Федерации в сфере массовой информации, утвержденной 10.04.2009 Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, указаниями военного комиссара Свердловской области от 12.02.2015 № 6/141 порядка ведения журналистами фото и (или) видеосъемки в помещении, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссару города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области ФИО3 о признании незаконными действий по отказу журналисту в подготовке репортажа надлежит отказать.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, то не подлежит удовлетворению его требование о взыскании судебных расходов в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссару города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области ФИО3 о признании незаконными действий по отказу журналисту в подготовке репортажа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: М.С. Каракаш