ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-901/2021 от 24.03.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-901/2021

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при секретаре Шаповаловой А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, заинтересованное лицо – Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области, об оспаривании решения об отказе в выдаче вида на жительство,

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее – ГУ МВД России по Саратовской области), в котором после уточнения административных исковых требований просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика № от 13.01.2021 об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что после обращения с заявлением ФИО4 было выдано уведомление о принятии решения № от 13.01.2021 об отказе в выдаче ему вида на жительство на основании ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с принятием в установленном порядке решения о нежелательности пребывания административного истца в Российской Федерации. Как указано в административном иске ФИО4 с ноября 2017 года пребывает на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание № от 29.12.2017 сроком до 29.12.2020. На территории России проживает его мать ФИО2 гражданка Российской Федерации. В <данные изъяты> у административного истца проживают супруга и двое несовершеннолетних детей. Оспариваемое решение принято необоснованно, так как в нем отсутствуют указания на конкретные основания для принятия оспариваемого решения, доказательства, подтверждающие нежелательность пребывания административного истца в Российской Федерации. Решение принято в нарушение Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, недопустимость вмешательства в сферу личной и семейной жизни.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что пограничной службой Федеральной службы безопасности как компетентным органом по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 04.07.2019 был разрешен ФИО4 въезд и пребывание на территории России путем его пропуска. Таким образом, пересечение государственной границы произошло на законном основании.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Саратовской области ФИО3 в судебном заседании поддержала представленные письменные возражения о признании административных исковых требований ФИО4 не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что на основании данных АС ЦБДУИГ «Мигрант» в отношении административного истца по решению МВД Республики Беларусь на основании Межправительственного Соглашения Российской Федерации и Республики Беларусь от 03.03.2015 въезд на территорию Российской Федерации не разрешен до 22.06.2021. При этом законодателем предусмотрена обязанность государственного органа принимать решение об аннулировании ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации в случаях, установленных нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в том числе в связи с принятием в установленном порядке решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о не разрешении въезда в Российской Федерации данного иностранного гражданина.

Федеральным законом от 03.11.2015 №299-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств - участников Соглашения от 03.03.2015.

Согласно ст. 2 Соглашения решения об отказе во въезде, принятые уполномоченными органами государства одной Стороны, признаются в качестве оснований для отказа иностранному гражданину или лицу без гражданства во въезде, выдаче визы для въезда на территорию государства другой Стороны или сокращения срока временного пребывания на территории государства другой Стороны.

В соответствии со ст. 1 Соглашения решение об отказе во въезде, неразрешение въезда – решение уполномоченного органа государства одной из Сторон об отказе во въезде иностранному гражданину или лицу без гражданства на территорию своего государства или о признании его нежелательным лицом на территории этого государства. Под уполномоченными органами понимаются органы государств Сторон, уполномоченные в соответствии с законодательством своих государств принимать решения об отказе во въезде.

В соответствии со ст. 4 Соглашения компетентный орган государства одной Стороны вправе разрешить въезд или пребывание на территории своего государства иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которого уполномоченным органом государства другой Стороны принято решение об отказе во въезде. Компетентный орган государства Стороны, разрешивший въезд или пребывание на территории своего государства иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которого имеется решение уполномоченного органа государства другой Стороны об отказе во въезде, уведомляет об этом компетентный орган другой Стороны, а также уведомляет иностранного гражданина или лицо без гражданства о наличии решения уполномоченного органа государства другой Стороны об отказе ему во въезде.

Частью 6 ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации. Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований, при которых въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен иностранному гражданину или лицу без гражданства содержится в ст.26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с материалами об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, документирован паспортом от 31.01.2017, выданного Минюстом <данные изъяты>, является гражданином Республики <данные изъяты>.

В настоящее время ФИО4 проживает по адресу: <адрес>. Согласно административному иску близкие родственники М. мать – гражданка Российской Федерации, проживает в <данные изъяты>, жена и дети – граждане <данные изъяты>, проживают на территории <данные изъяты>.

12.11.2020 ФИО4 обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением о выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации.

При рассмотрении заявления установлено, что на основании данных АС ЦБДУИГ «Мигрант» в отношении административного истца по решению Министерства внутренних дел Республики Беларусь на основании Межправительственного Соглашения Российской Федерации и Республики Беларусь от 03.03.2015 въезд на территорию Российской Федерации не разрешен до 22.06.2021.

Согласно письму Управления ФСБ России по Саратовской области от 28.12.2020 №10/2/1296 вопрос о выдаче вида на жительство ФИО4 согласован. В ходе проверки выявлены основания, не входящие в компетенцию органов ФСБ – по решению Министерства внутренних дел Республики Беларусь на основании Межправительственного Соглашения Российской Федерации и Республики Беларусь от 03.03.2015 въезд на территорию Российской Федерации не разрешен до 22.06.2021.

Административные исковые требования содержат доводы о том, что пограничной службой Федеральной службы безопасности как компетентным органом по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 04.07.2019 был разрешен ФИО4 въезд и пребывание на территории России путем его пропуска. Таким образом, пересечение государственной границы произошло на законном основании.

В материалы дела стороной административного истца представлены не имеющие удостоверительных реквизитов уведомление от 04.07.2019 о неразрешении въезда и пребывания в Республике Беларусь, разрешении въезда и пребывания в Российской Федерации; уведомление от 29.09.2020 о неразрешении въезда и пребывания в Республике Беларусь до 22.06.2021, разрешении въезда и пребывания в Российской Федерации.

Из сообщения Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Внуково от 03.03.2021 следует, что 04.07.2019 гражданин <данные изъяты> ФИО4 был пропущен через государственную границу Российской Федерации при въезде из <данные изъяты> в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», на основании предъявленного им действительного документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (паспорт гражданина ) и визы. При этом ФИО4 было вручено уведомление о наличии решения уполномоченного органа Республики Беларусь об отказе ему во въезде. Информация об уполномоченном органе, принявшим данное решение в отношении ФИО4, отсутствует.

13 января 2021 года заключением начальника УВМ ГУ МВД России по Саратовской области утвержден отказ в выдаче вида на жительство (решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию) гражданину ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с принятием в установленном порядке решения о нежелательности пребывания административного истца в Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уполномоченным государственным органом правомерно выявлено основание для отказа в выдаче вида на жительство в Российской Федерации ФИО4 Решение ГУ МВД России по Саратовской области от 13.01.2021 №2 об отказе в выдаче вида на жительство Российской Федерации является законным и обоснованным. 26.01.2021 административному истцу вручено уведомление об отказе в выдаче вида на жительство Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что пропуск ФИО4 на территорию России является решением компетентного органа о разрешении въезда и пребывания является несостоятельным. Согласно ответу Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Внуково пропуск на территорию России осуществлен в связи с предъявлением документа, удостоверяющего личность.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, положения Соглашения и законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что фактический пропуск иностранного гражданина на территорию России, при наличии сведений о неразрешении въезда и пребывания в Республике Беларусь, не является разрешением компетентного органа государства на въезд или пребывание на территорию своего государства и основанием для выдачи вида на жительство в Российской Федерации. При этом сведения об обращении ФИО4 в органы государственной власти России и Республики Беларусь по вопросу о разрешении въезда в материалы дела не представлены.

Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство в личную и семейную жизнь ФИО4, не представлено.

На основании изложенного, административные исковые требования ФИО4 к ГУ МВД России по Саратовской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации от 13 января 2021 №2, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 02 апреля 2021 года.

Судья Е.Ю. Гурылева