ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-902/19 от 09.10.2019 Наримановского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 г. г. Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,

при секретаре Герасимовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-902/2019 по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» Наримановского района Астраханской области к старшему судебному приставу Наримановского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

Административный истец Администрация муниципального образования «Рассветский сельсовет» Наримановского района Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к старшему судебному приставу Наримановского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании действий незаконными, указав, что в отношении административного истца на основании решения налогового органа возбуждено исполнительное производство о взыскании суммы задолженности в размере 28 копеек неоплаченных социальных взносов, копия постановления в адрес истца не направлялась, судебным приставом не приняты меры по обращению взыскания на денежные счета администрации в размере 28 копеек, ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 руб., наложен арест на имущество истца, о чем истец также не уведомлен надлежащим образом, в связи с чем просит суд признать незаконным действия судебного пристава по возбуждению исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора в размере 10 000 руб., по наложению ареста на имущество, признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представитель административного Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» Наримановского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Наримановского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области в судебное не явился, о слушании дела извещен, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №5 по Астраханской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований истца по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся также в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Судом установлено, что посредством электронного взаимодействия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №5 по Астраханской области в адрес Наримановского районного отдела судебных приставов УФССП России по Астраханской области направлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» налогов, сборов, пеней в размере 28 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» предметом взыскания которого является сумма в размере 28 копеек. Установлен 5-дневный срок должнику для добровольного исполнения требований с момента получения копии постановления.

Указанное постановление получено Администрацией муниципального образования «Рассветский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

На основании уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о самостоятельном погашении задолженности по исполнительному документу Администрацией муниципального образования «Рассветский сельсовет» суммы 28 копеек судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» предметом взыскания которого является исполнительский сбор в размере 10 000 руб.

В рамках указанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ – постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.

Администрация муниципального образования «Рассветский сельсовет» является органом местного самоуправления, которые согласно нормам ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом "Об исполнительном производстве". В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством.

Указанная норма корреспондирует с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, регламентировано статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (ч. 1).

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (ч. 2).

Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (ч. 5).

Решения налогового органа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговой инспекцией в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов-исполнителей (пункт 5 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").

Пунктом 3.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

При обращении к судебному приставу-исполнителю со стороны взыскателя не предоставлены надлежащие сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание, наличие счетов в кредитных (сберегательных) учреждениях, сведения о ведении коммерческой деятельности и получении дохода, помимо лимита бюджетных средств, вследствие чего судебным приставом-исполнителем должно было быть отказано в возбуждении исполнительного производства на основании положений пункта 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производятся.

Таким образом, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель должен принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, соответственно, при обращении в службу судебных приставов с постановлением о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, налоговым органом должна предоставляться информация о наличии у должника счетов, открытых в Банках.

Ввиду того, что в данном случае на момент получения исполнительного документа в отношении Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет», которая является органом местного самоуправления судебному приставу-исполнителю вышеуказанная информация не представлена, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства как по взысканию налогов и сборов в размере 28 копеек, так и возбужденного на его основании исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора.

В связи с указанным, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 270 – 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» Наримановского района Астраханской области к старшему судебному приставу Наримановского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании действий незаконными удовлетворить.

Признать незаконными действия старшего судебного пристава Наримановского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области по возбуждению исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора в размере 10 000 руб., по наложению ареста на имущество в отношении Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет».

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника Администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» признать незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Мухамбеталиева Л.К.