Дело № 2а-902/2021
26RS0002-01-2021-000084-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре Нестеренко Е.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственном учете, государственной регистрации права объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственном учете, государственной регистрации права объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что уведомлением об отказе в государственном учёте и (или) государственной регистрации права объекта недвижимости от 12 октября 2020 года № <номер обезличен> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю проинформировало ФИО1 о принятом решении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> г в квартале 488, на основании следующих документов, представленных в орган регистрации прав: заявления на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте капитального строительства № <номер обезличен> от 03.07.2020 г. (приложение № 2, расписка в получении документов на государственную регистрацию); постановления администрации города Ставрополя СК № 4807 от 25.12.2013 г. (приложение № 3); заявления о содержании вносимых изменений б/н от 03.07.2020 г. (приложение № 4); вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда города Ставрополя № б/н от 23.07.2013 г. (приложение № 5).
Из содержания уведомления следует, что основанием для отказа послужило не устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права, в установленный срок приостановления осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права (ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права было приостановлено решением от 10.07.2020 № <номер обезличен> на три месяца, по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, отказано от 23.09.2020 № 26/РКФ/20-47901 в связи с не устранением приведённой в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807 отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> В связи с вышеизложенным, сведения о назначении и наименовании объекта учёта невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа.
Ранее решение о приостановлении было обжаловано в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
По результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении Апелляционной комиссией 26 августа 2020 года принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении № 311, в связи с тем, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807 отсутствует информация, позволяющая внести изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>.
С решением Управления Росреестра по СК от 12 октября 2020 года № 26/РКФ/20-48872 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> г, в квартале 48, не согласен, считает его не обоснованным и не законным.
Указывает, на основании договора мены недвижимого имущества от 24.05.2019 года на праве собственности принадлежит нежилое здание - склад с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 456,б кв.м., находящееся по адресу: <...> в районе дома <номер обезличен>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.06.2019 года.
Объект расположен на земельном участке из земель населённых пунктов с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 1646 кв.м., расположенном по адресу: <...> <номер обезличен>, предоставленном в аренду на основании договора от 23.03.2011 № 8920 аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь, заключённого в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 01.02.2011 № 278.
В результате совершенной гражданско-правовой сделки и на основании договора о передаче прав и обязанностей от 24.05.2019 года по договору от 23.03.2011 № 8920 аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь, зарегистрированного Управлением Росреестра по СК 05.06.2019, номер регистрации <номер обезличен>, право пользования земельным участком перешло ФИО1
Ранее, в соответствии с решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.07.2013 года постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 № 4807 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного на нем объекта недвижимости на использование под усадебный жилой дом, в связи с чем, было заключено дополнительное соглашение № 26 от 07 марта 2014 года об изменении вида разрешённого использования земельного участка к договору аренды земельного участка от 23.03.2011 № 8920, государственная регистрация которого, была осуществлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за номером <номер обезличен>.
На основании решения суда и актов органа местного самоуправления Управлением Росреестра по СК в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, содержащиеся в ЕГРН, были внесены соответствующие изменения в части вида разрешенного использования земельного участка под усадебный жилой дом, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 31.01.2014 г. № 26/501/14-48186, выданным Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю. При этом, несмотря на то, что постановлением № 4807, также был изменен вид разрешенного использования, расположенного на земельном участке объекта недвижимости, на использование под "усадебный жилой дом", в ЕГРН остались прежними дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - здания, в части его назначения: нежилое здание, и наименования: склад.
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утверждённых решением Ставропольской городской Думы от 27 сентября 2017 г. № 136, земельный участок с кадастровым номером 26:12:021501:274, расположен в территориальной зоне "Ж-3" - Зона индивидуального жилищного строительства, которая предназначена для формирования жилых районов из индивидуальных жилых домов, что подтверждается выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подготовленной комитетом градостроительства администрации города Ставрополя 23.03.2018 года (приложение № 15).
В указанной территориальной зоне не предусмотрено размещение объектов капитального строительства для использования в складских целях.
Постановлением № 4807 (приложение № 3) вид разрешенного использования здания был изменен на установленный градостроительным регламентом основной вид разрешенного использования «усадебный жилой дом», при этом для изменения функционального назначения здания в соответствии с правовым режимом земельного участка, собственником не предполагается осуществление его реконструкции.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что вид разрешенного использования здания фактически изменен на установленный градостроительным регламентом основной вид разрешенного использования.
На земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, расположено отдельно стоящее одноэтажное здание высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, что соответствует требованиям, установленным п. 39 ст. 1 ГрК РФ, и подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.05.2014 № <номер обезличен> (приложение № 16).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что вид разрешенного использования здания фактически изменен на установленный градостроительным регламентом основной вид разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка и расположенного на нём здания, его назначение и наименование неразрывно связаны между собой, поскольку в силу закона требуют фактического функционального использования Объекта его собственником в соответствии с установленными целями и разрешениями, в связи с чем, внесение изменений в правоустанавливающие документы на здание и регистрационные записи в ЕГРН также является необходимым условием. При этом, исходя из вышеперечисленных положений законодательства документом, необходимым для осуществления кадастрового учета таких изменений, является акт уполномоченного органа местного самоуправления.
В Управление Росреестра по СК собственником здания было подано соответствующее заявление с приложением акта уполномоченного органа местного самоуправления.
В ходе рассмотрений представленных документов государственный регистратор проинформировал в телефонном режиме, что основанием для приостановления государственной регистрации послужило отсутствие информации в акте органа местного самоуправления о кадастровом номере объекта капитального строительства.
При этом государственный регистратор не принял во внимание указанный в документе кадастровый номер <номер обезличен>, который ранее был присвоен зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, и существовал на момент принятия постановления администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807.
Согласно сведениям, указанным в Разделе 1 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.06.2019 (Приложение № 9), в ЕГРН внесены следующие сведения о здании:
- кадастровый номер: <номер обезличен>, который был присвоен 30.01.2014 года, т.е. после принятия постановления администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807;
- ранее присвоенный государственный учётный номер: условный номер <номер обезличен>, который указан в постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807.
Таким образом, вывод государственного регистратора о том, что в постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807 отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, не соответствует действительности и противоречит вышеуказанным нормам закона.
Постановление администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807, принято в соответствии с решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.07.2013, которым администрацию города Ставрополя обязали совершить действия по оказанию муниципальной услуги связанной с изменением вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с "под складом" на вид разрешённого использования "под усадебный жилой дом".
Кроме того, одновременно с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, было подано аналогичное заявление о внесении изменений в части его адреса, по результатам рассмотрения которого, в сведения ЕГРН были внесены изменения в части адреса объекта недвижимости: <...> <номер обезличен>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 июля 2020 года № 26/ИСХ/20-408776 (приложение № 17). При этом почтовый адрес земельному участку и расположенному на нём объекту недвижимости был присвоен, тем же постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807 (приложение № 3), к которому в данном случае никаких замечаний со стороны Управления Росреестра по СК не было.
Управление Росреестра по СК в своем решении об отказе не указало каких-либо несоответствий постановления администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 г. № 4807, требованиям законодательства Российской Федерации, а принятое Управлением Росреестра по СК решение о внесении в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, в части его адреса, свидетельствуют о соответствии акта органа местного самоуправления по его форме и содержанию, предъявляемым законом требованиям.
Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истца в области жилищных правоотношений.
Просит суд признать незаконным полностью решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного <...> <номер обезличен>, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: здания с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 456,6 кв.м., расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, в части его назначения: жилое. Наименования: индивидуальный жилой дом.
Административный истец ФИО1, в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, действующий по доверенности ФИО2, административные исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что согласно сведениям ЕГРН 05.06.2019г. проведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - склад с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 456.6 кв.м, назначение - нежилое, расположенный по адресу: <...> <номер обезличен>.
Поставлен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> на кадастровый учет 30.01.2014г., имеет статус ранее учтенного.
Заявление о государственном кадастровом учете изменений предоставлено в Управление в связи с присвоением адреса земельному участку с кадастровым номером 26:12:021501:274 и расположенному на нем объекту недвижимого имущества с кадастровым (условным) номером <номер обезличен>, а также в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> и расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым (условным) номером <номер обезличен> на использование под усадебный жилой дом.
10.07.2020г. государственным регистратором прав по результатам проведенной в соответствии со ст. 29 Закона о регистрации правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета принято решение о приостановлении № <номер обезличен>.
12.10.2020г. государственным регистратором прав принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости <номер обезличен>.
В представленном на государственную регистрацию постановлении администрации города Ставрополя № 4807 от 25.12.2013 г. отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>. В связи с чем, сведения о назначении и наименовании объекта учета невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа.
Считает, что обжалуемые действия Управления соответствуют действующему законодательству. Полный текст письменных возражений и дополнительных возражений приобщен к материалам дела.
Просит суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Часть 11 ст. 226 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами административного производства.
Административный истец обязан доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10.12.2009 года исковые требования ФИО3 к ЗАО «Многопрофильное сельскохозяйственное научно-производственное предприятие Ставропольское» о признании действительной сделки купли-продажи и признании права собственности на нежилое помещение, удовлетворены.
Суд признал действительной сделку купли-продажи от 22.07.1999 г. нежилого (складского) помещения по адресу: <...> район дома <номер обезличен> между ФИО3 и научно-производственным предприятием «Компас», в настоящее время - закрытым акционерным обществом «Многопрофильное сельскохозяйственное предприятие «Ставропольское», признал за ФИО3 право собственности на нежилое (складское) помещение, расположенное по адресу: <...> район дома <номер обезличен> состоящее из основного помещения из лит. «А», площадью 458,5 кв.м, пристройки литер «а», площадью 50,2 кв.м, эстакады, площадью 51,1 кв.м, а всего общей площадью 559,8 кв. м. (л.д. 130-133).
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15.01.2010 года заявление ФИО3 о разъяснении решения суда от 10.12.2009 года удовлетворено (л.д. 122).
Суд разъяснил, что на основании решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10.12.2009 года, за ФИО3 признано право собственности на нежилое (складское) помещение, расположенное по адресу: <...> район дома <номер обезличен>», площадью 456,6 кв.м.
Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края № 278 от 07.02.2011 года ФИО3 предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м., под складом в районе дома № 281б по улице Свободной в квартале 488, категория земель-земли населенных пунктов (л.д. 25).
23 марта 2011 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя № 8920 (л.д. 22-24).
Согласно п. 1.1 договора аренды, арендодатель в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 01.02.2011, предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:021501:274, расположенный по адресу: в районе дома № 281 б, улицы Свободной в квартале 488, целевое назначение «склад».
Согласно п. 2.2 договора аренды, срок аренды участка устанавливается на 10 лет, т.е. с 01.02.2011 по 31.01.2021.
Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края № 4807 от 25.12.2013 года «об изменении вида разрешенного использования земельного участка по улице Свободной, 281 г в квартале 488, предоставленного в аренду ФИО3 и расположенного на нем объекта недвижимости», земельному участку с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м. и расположенному на нем объекту недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> присвоен почтовый адрес: улица Свободная, <номер обезличен> в квартале 488. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м. по улице Свободной, 281 г в квартале 488, категория земель- земли населенных пунктов, предоставленного в аренду ФИО3 под складом, и расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> изменен на использование под усадебный жилой дом. ФИО3 постановлено заключить с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.03.2011 № 8920 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 23.03.2011 № 8920 в установленном законом порядке (л.д. 77-78).
07 марта 2014 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и ФИО3 заключено дополнительное соглашение № 26 об изменении вида разрешенного использования земельного участка к договору аренды земельного участка от 23.03.2011 № 8920 (л.д. 27).
Согласно п. 1.1 дополнительного соглашения от 07.03.2014 года, арендодатель в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2013 № 4807, от 07.02.2011 № <номер обезличен> предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № <номер обезличен>, расположенный по адресу: ул. Свободная, <номер обезличен>, целевое назначение земельного участка «под усадебный жилой дом».
24 мая 2019 года между ФИО3 (сторона 1) и ФИО1 (сторона 2) заключен договор мены недвижимости имущества (л.д. 105-108).
24 мая 2019 года между ФИО3 и ФИО1 заключен договор о передачи прав и обязанностей по договору от 23.03.2011 № 8920 аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь (л.д. 26)
Из договора следует, что на основании Договора мены недвижимого имущества, заключённого между сторонами 24 мая 2019 г., по условиям которого, объект недвижимого имущества: наименование Склад, инвентарный номер 35559 Литер А, назначение нежилое здание, площадь 456.60 кв.м., этажность 1, кадастровый (или условный) номер 26-26-<номер обезличен>, адрес (местоположение) в районе дома 2816, улица Свободная, город Ставрополь, Ставропольский край, принадлежащий ФИО3 на праве собственности на основании решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя и определения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15.01.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.01.2010 года сделана запись регистрации № <номер обезличен>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права Серии 26-АЖ 159761, выданным 29.01.2010 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, переходит в собственность гр. ФИО1, в порядке статьи 271 Гражданского кодекса РФ и статей 22, 35 Земельного кодекса РФ.
Согласно письму комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 19.11.2019 года № <номер обезличен>, по результатам рассмотрения обращения ФИО1, по вопросу изменения наименования объекта, с кадастровым номером <номер обезличен> расположенного по адресу: <...> в районе дома 281б сообщено, что согласно письму Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д23-4974 в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этими положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, могут быть предусмотрены в Законе № 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости. Изменение наименования здания может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания), а также в связи с изменением назначения такого здания. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 8 июня 2015 г. № 14-06249/15 разъясняет, что одним из документов, на основании которых возможно изменение наименования здания, является акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания либо наименования и назначения здания, не связанного с его реконструкцией). Полномочия администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) органов по принятию отдельного решения о присвоении (изменении) назначения, наименования здания, как и соответствующая процедура, действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города Ставрополя не установлены. Согласно письму от 24.04.2017 № ОГ-Д23-4974 в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ вносятся в качестве дополнительных сведения, в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. Также органы местного самоуправления не наделены полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. В настоящем письме изложено мнение органа местного самоуправления (его отраслевого (функционального) органа) по изложенной в обращении конкретной ситуации. Вместе с тем, согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Дополнительно сообщили, что постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2013 № 4807 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м по улице Свободной, 281г в квартале 488, предоставленного под складом, и расположенного на нем объекта недвижимости на использование под усадебный жилой дом (л.д. 140).
Также согласно письму Управления Росреестра по СК от 20.12.2019 года № 19/38180/19, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю рассмотрев обращение ФИО1 от 27.11.2019 (вх. № 0142-1288 от 03.12.2019), сообщило, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости (земельном участке) с кадастровым номером 26:12:021501:274, расположенном по адресу: <...> г в квартале 488, площадью 1646 кв.м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «под усадебный жилой дом». Также в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости (здание) с кадастровым номером <номер обезличен>, наименование - склад, назначение - нежилое здание, расположенном по адресу: <...> в районе дома 2816, площадью 456.6 кв.м. Согласно пунктам 9, 11 части 5 статьи 8 Закона в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведения о назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание и о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования. Таким образом, назначение и наименование здания указывается в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона дополнительные сведения об объекте недвижимости изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона внесение дополнительных сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Правила направления документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия предусмотрены статьей 32 Закона, при этом данной статьей не установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлению документов для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении (изменении) наименования, в том числе помещения. Кроме того, согласно копии решения Октябрьского суда г. Ставрополя от 23.07.2013, приложенного к обращению, имеется информация об обязанности органа местного самоуправления (администрации г. Ставрополя) оказания муниципальной услуги. Таким образом, изменение сведений о назначении и (или) наименовании объекта недвижимости возможно при наличие соответствующего документа, предусмотренного действующим законодательством (л.д. 141).
Из письма комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 12.02.2020 года № 08/15-1237 следует, что на обращение ФИО1 по вопросу присвоения наименования объекту недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенному по адресу: <...> в районе дома <номер обезличен> комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя сообщил, что согласно письму Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д23-4974 в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрены нормы о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, могут быть предусмотрены в Законе № 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости. Изменение наименования здания может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания), а также в связи с изменением назначения такого здания. В соответствии с вышеуказанным письмом от 24.04.2017 № ОГ-Д23-4974 в Единый государственный реестр недвижимости согласно пунктам 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ вносятся в качестве дополнительных, сведения, в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. Полномочия администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) органов по принятию отдельного решения о присвоении (изменении) назначения, наименования здания, как и соответствующая процедура, действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города Ставрополя не установлены. Вместе с тем, согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2013 № 4807 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м по улице Свободной, <номер обезличен>, предоставленного под склад, расположенного на нем объекта недвижимости на использование под усадебный жилой дом. При этом пунктом 3 указанного постановления изменение, в том числе назначения объекта недвижимости, возложено на арендатора земельного участка. Дополнительно сообщили, что постановлениями администрации города Ставрополя от 22.01.2019 № 103 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления города Ставрополя» и от 22.01.2019 № 118 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров» утверждены перечни муниципальных услуг, согласно которым муниципальная услуга по изменению наименования объекта капитального строительства отсутствует (л.д. 142.)
03 июля 2020 года административный истец ФИО1 обратился в Управление Росреестра по СК с заявлением об изменении вида разрешенного использования нежилого здания с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> в районе дома <номер обезличен> с «склад» на «усадебный жилой дом» (л.д. 13).
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК № 26/РКФ/20-29669 от 10.07.2020 года, осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен> приостановлено, в связи с тем, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя от 25.12.2013 года № 4807 отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>. В связи с чем, сведения о назначении и наименовании объекта учета невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа (л.д. 17).
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК № 26/РКФ/20-47901 от 23.09.2020 года, в снятии приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен> отказано, в связи с тем, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя от 25.12.2013 года № 4807 отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>. В связи с чем, сведения о назначении и наименовании объекта учета невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа. Осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта земельного участка приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно до 10.10.2020 года (л.д. 18).
12 октября 2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК вынесено уведомление об отказе в государственном учете и (или) государственной регистрации права объекта недвижимости № <номер обезличен> (л.д. 10).
Из уведомления от 12.10.2020 года следует, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», выявлено, что в соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации недвижимости имеются в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного <...> г в квартале 488, в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права и не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права. В орган регистрации прав документы, были представлены с заявлением от 03.07.2020г. № <номер обезличен>. Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права решением о приостановлении от 10.07.2020 № 26/РКФ/20-29669 было приостановлено на три месяца с 10.07.2020 по 10.10. 2020, по основанию, предусмотренному пунктом п. 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ от 13.07.2015 года Закона «О государственной регистрации недвижимости», а также об отказе в снятии приостановления от 23.09.2020 26/РКФ/20-47901 и не устранением приведенных в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в связи с тем, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013г. №4807 отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> Сведения о назначении и наименовании объекта учета невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа, в связи с чем, принято решение отказать в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:021408:412, расположенного <...> г в квартале 488.
10 августа 2020 года административный истец ФИО1 обратился в апелляционную комиссию с заявлением об обжаловании решения о приостановлении (л.д. 70-73).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 26.08.2020 года № 311 заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено (л.д. 95-96).
Из решения от 26.08.2020 года следует, что по итогам рассмотрения заявлений 26/20-54, от 10.08.2020 года, об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 18.07.2020 года № <номер обезличен> принятых по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете от 03.07.2020 года № <номер обезличен>, по основаниям пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» комиссией отмечено, что в представленном постановлении администрации города Ставрополя Ставропольского края от 25.12.2013 года № 4807 отсутствует информация, позволяющая внести изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>.
Из претензии комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 26.12.2020 № 08/13-9425 следует, что специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в связи с поступившим заявлением в МКУ «МФЦ в г. Ставрополе» о предоставлении земельного участка, находящего в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <...> <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 848 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 1646 кв.м, имеет вид разрешенного использования «под усадебный жилой дом, для размещения промышленных объектов» и предоставлен ФИО1 в аренду на основании договора аренды № 8920 от 23.03.2011 сроком до 31.01.2021. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Выездом, на место установлено, что на территории земельного участка расположен капитальный объект нежилого типа - склад. Территория земельного участка огорожена, доступ ограничен. Вместе с тем, в ЕГРН имеются сведения о регистрации права собственности ФИО4 на объект капитального строительства с кадастровым номером <номер обезличен>, назначение: нежилое здание; наименование: склад; этажность 1 единица (запись о государственной регистрации права от 24.05.2019 №<номер обезличен>). Таким образом, земельный участок по ул. Свободная, 281 г в квартале 488 используется ФИО1 в нарушение требований земельного законодательства, предусмотренных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным видом использования. На основании вышеизложенного, предложили ФИО1, устранить нарушения требований земельного законодательства, а именно: привести использование земельного участка в соответствие с установленным видом разрешенного использования, либо изменить вид разрешенного использования в соответствии с его фактическим использованием. Проверка исполнения требований данной претензии назначена на 26.02.2021 года. В случае устранения нарушений ранее установленного срока, просили уведомить комитет. По истечении указанного срока, в случае неустранения нарушений требований земельного законодательства будут приняты меры по устранению допущенного нарушения земельного законодательства в рамках имеющейся компетенции (л.д. 64).
Также из письма комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 19.01.2021 года № 08/14-234с следует, что администрацией города Ставрополя рассмотрено заявление ФИО1 от 15.12.2020 вх. № 30_1-416369 о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов, имеющего кадастровый номер <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1646 кв.м расположен по адресу: <...> <номер обезличен> и имеет вид разрешенного использования - «под усадебный жилой дом, для размещения промышленных объектов». Сведения об объекте недвижимости, который находится на данном земельном участке, в ЕГРН отсутствуют. В соответствии с нормами, установленными статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, при которых предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов. Вышеуказанной статьей предусмотрено, что право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов предоставляется собственникам зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности. По сведениям ЕГРН истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание (склад) с кадастровым номером <номер обезличен> (запись о
государственной регистрации права от 05.06.2019 № <номер обезличен>). В ЕГРН содержатся сведения о том, что нежилое здание с кадастровом номером <номер обезличен> расположено на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>. Сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> в ЕГРН не содержится. Таким образом, не представляется возможным установить, что объект недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности, находится на испрашиваемом земельном участке. Следовательно, необходимо уточнить сведения в ЕГРН об объекте недвижимости, который находится в пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер <номер обезличен>. Для уточнения сведений в ЕГРН относительно земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером <номер обезличен>, комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в адрес филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю направлен соответствующий запрос. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 08.10.2019 № 2802, истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Дополнительно сообщили, что мероприятиями муниципального земельного контроля в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> расположен капитальный объект нежилого типа - склад. Следовательно, земельный участок не используется по целевому назначению, что является нарушением требований статьи 42 ЗК РФ, законодательно закрепляющей обязанность землепользователей использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием. В связи с этим, ФИО1 необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием (л.д. 62-63).
Административный истец ФИО1 считает принятое решение об отказе в государственном учете незаконным.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Согласно статье 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке; государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ; государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в соответствии со статьей 29 названного Федерального закона включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
При этом, в силу статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с п. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости - наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о регистрации дополнительные сведения изменяются на основании решений (актов органов государственной власти или органов местного самоуправления), сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 18.04.2018 N Д23и-2023 "О направлении позиции Департамента недвижимости по обращению", частью 3 статьи 8 Закона о регистрации дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона о регистрации вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с п. 9, 10, 11 части 5 ст. 8 Закона о регистрации в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объект недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.
В соответствии с п. 2, 4 ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости: вносятся сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, дата его присвоения, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре, недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер, присваиваемый органом регистрации прав объекту недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 1 статьи 5 Закона о недвижимости).
Условный номер не является кадастровым. Он присваивался объектам недвижимости органом регистрации прав до 1 января 2017 в том случае, если объекту не был присвоен кадастровый номер (п. 3 ст. 12 Закона о регистрации нрав на недвижимость № 122-ФЗ в ранее действовавшей редакции).
Согласно сведениям ЕГРН 05.06.2019г. проведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - склад с кадастровым номером <номер обезличен> общей площадью 456.6 кв.м., назначение – нежилое здание, расположенный по адресу: <...> <номер обезличен>.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> поставлен на кадастровый учет 30.01.2014 г., имеет статус ранее учтенного.
Здание может иметь одно из следующих назначений (п. 9 ч. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации) (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.
В соответствии с пп. 2 п. 27 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, в записи кадастра недвижимости о здании указываются дополнительные сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает назначение здания как «усадебный жилой дом». В случае изменения назначения здания с жилого на нежилое, это можно сделать путем перевода нежилого помещения в жилое в порядке гл. 3 ЖК РФ, если оно будет использоваться в качестве индивидуального жилого дома.
В представленном на государственную регистрацию постановлении администрации города Ставрополя № 4807 от 25.12.2013 г. отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, в связи с чем, сведения о назначении и наименовании объекта учета невозможно внести в ЕГРН на основании представленного документа.
Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления Росреестра, как незаконные.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Управления Росреестра приняты в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения административных требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного <...> г в квартале 488, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: здания с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 456,6 кв.м., расположенного по адресу: <...> <номер обезличен>, в части его назначения: жилое, наименование: индивидуальный жилой дом, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 апреля 2021 года.
Судья О.В. Савина