ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-902/2022 от 05.04.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0021-01-2022-001242-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 апреля 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Самойловой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-902/2022 по административному иску ФИО1 к Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконными протокола проведения жеребьевки, распоряжения о заключении договоров найма жилого помещения

установил:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать недействительным протокол №2 проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, предоставляемых гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2020 в части указания на распределение по итогам жеребьевки ФИО1 жилого помещения по адресу: ... Также, просит признать незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ №1298-р от 29.12.2020 о заключении договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части заключения договора найма жилого помещения с ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: ...

В обоснование иска указывает, что является ребенком-сиротой, состоящим в списке Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по категории «дети-сироты», имеющих право на получение жилья. 28.12.2020 Комитетом по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ проведена жеребьевка для распределения жилых помещений среди детей-сирот, состоящих в соответствующем списке, по результатам которой протоколом №2 ему определена квартира, расположенная по адресу: .... Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ №1298-р от 29.12.2020 Комитету по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ поручено заключить договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, с ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: ... Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, указанная жеребьевка проведена в отсутствие заявления ФИО1 на предоставление жилья в г.Улан-Удэ, а также, без обязательного заблаговременного его уведомления. ФИО1 заявлений о предоставлении ему специализированного жилья в г. Улан-Удэ не подавал. Кроме того, указывает, что согласно п.п. 4, 5 Порядка проведения жеребьевки участник жеребьевки уведомляется о дате, времени и месте проведения жеребьевки не позднее, чем за 1 рабочий день до даты проведения жеребьевки путем вручения уведомления лично под роспись, либо способом, указанным в заявлении о включении в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, с подтверждением о получении уведомления. Между тем, заявление о включении в список от 02.12.2020 не содержит способ уведомления о жеребьевке, соответственно, уведомление должно было осуществляться путем вручения ФИО1 лично под роспись. В любом случае уведомление должно осуществляться с подтверждением получения, как буквально предусмотрено п.5 Порядка проведения жеребьевки. Вместе с тем, указанные требования законодательства, являющиеся обязательными условиями, предшествующими проведению жеребьевки, Комитетом по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ, как организатором жеребьевки, не соблюдены. Таким образом, вследствие ненадлежащего уведомления ответчиком ФИО1 о предстоящей жеребьевке по распределению специализированного жилья, нарушены его права как ребенка-сироты на обеспечение тем жильем, которое он вправе выбрать сам, в том числе, в рамках проводимой жеребьевки.

Определением суда от 17.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья".

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, возражали против заявленного стороной ответчика ходатайства о применении пропуска срока для обращения в суд, указав, что о нарушенном праве истец узнал в конце ноября 2021 г., что подтверждается подачей им заявления об отменен заочного решения Октябрьского районного суда по делу по иску Комитету по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ. Также, ФИО1 пояснил, что с 2018 г. он постоянно проживает и работает в Забайкальском крае, ввиду чего ежегодно во время нахождения в отпуске приезжал в г.Улан-Удэ и подавал в ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" заявления о том, что не согласен на предоставление ему жилья в г.Улан-Удэ. Не отрицал факт выдачи доверенности своему дяде ФИО3 Вместе с тем, указывал, что о предстоящей жеребьевки и ее результатах ни его дядя, ни ответчик его не извещали.

Представитель ответчиков Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ ФИО4, действующая нс основании доверенностей, возражала против заявленных требований. Пояснила, что Комитет проводит жеребьевку на основании уже сформированных списков на предоставление жилого помещения, поступающих из ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья". Проверка наличия каких-либо заявлений от лиц, состоящих в указанных списках, в полномочия Комитета не входит, поскольку он лишь проводит жеребьевку. Кроме того, указывала, что при проведении жеребьевки лично присутствовал ФИО3, действующий в интересах ФИО1 на основании доверенности. Со слов специалиста ФИО5 ей известно, что уведомление о предстоящей жеребьевки произведено по телефону. Также, заявила ходатайство о применении пропуска срока истцом для обращения в суд.

Представители заинтересованных лиц Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ФИО6, действующая на основании доверенности, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец ФИО1 относится к категории граждан «дети-сироты», согласно приказу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия №1062 от 23.12.2020 по его заявлению включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда в г.Улан-Удэ.

Далее, установлено, что протоколом №2 проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, предоставляемых гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2020 истцу ФИО1 определено жилое помещение, расположенное по адресу: ....

На основании указанного протокола распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 29.12.2020 №1298-р Комитету по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ поручено заключить договоры найма жилого помещения, в том числе, с ФИО1, на жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Заявляя настоящие исковые требования, истец, его представитель указывают на проведение жеребьевки с нарушением установленных правовых норм, и следовательно, незаконность такого протокола и изданного на его сновании распоряжения Администрации г.Улан-Удэ.

Разрешая доводы стороны административного истца, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу абзацев 2,3 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам из категории «дети-сироты», по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу пункта 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 специализированные жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Положения (детям-сиротам), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком на основании заявления о предоставлении жилого помещения по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список, жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Бурятия.

Согласно пункту 1 Порядка проведения жеребьевки для распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, имеющим право на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 09.10.2020 № 978-р (далее - Порядок проведения жеребьевки) жеребьевка для распределения жилых помещений проводится с участием лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживающим на территории города Улан-Удэ, из специализированного жилищного фонда городского округа «Город Улан-Удэ», то есть с участием детей сирот, состоящих в соответствующем списке, а также подавшим письменные заявления о предоставлении жилья.

Из буквального толкования вышеприведенных норм, ключевым правовым основанием для реализации права на жилье ребенком-сиротой, в том числе путем проведения жеребьевки является волеизъявление (согласие) самого ребенка-сироты, выраженное в его письменном заявлении (согласии) на предоставление жилья.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 заявление о включении в список подается лицами заявителями из категории «дети-сироты», в органы местного самоуправления по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот по установленной форме.

Заявление о включении в список регистрируется органами местного самоуправления в день подачи (поступления) в журнале регистрации заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли зозраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме, утвержденной органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5 названного Положения списки, сформированные органами местного самоуправления один раз в полгода, по состоянию на 1 января текущего года в срок до 15 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 15 июля, оправляются на бумажном носителе и в электронном виде в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

На основании поданных заявлений о включении в список детей-сирот Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия формируется сводный список по республике в хронологической последовательности (пункт 5 вышеуказанного Положения).

Согласно п.8 Положения специализированные жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком на основании заявления о предоставлении жилого помещения по месту их жительства в соответствующем населенном пункте. В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список, жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Бурятия.

Согласно пояснениям ФИО1 в судебном заседании заявлений о предоставлении ему специализированного жилья в г.Улан-Удэ он не подавал. Напротив, поскольку с 2018 года он постоянно проживает и работает в Забайкальском крае, он ежегодно во время нахождения в отпуске приезжал в г.Улан-Удэ и подавал в ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" заявления о том, что не согласен на предоставление ему жилья в г.Улан-Удэ.

Указанное обстоятельство подтверждено имеющимся в материалах дела заявлением ФИО1 от 19.10.2016, в котором он указывал, что не согласен на предоставление ему жилого помещения, поскольку работает за пределами территории Республики Бурятия. Также, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что ФИО7 работает в должности следователя Приаргунского межрайонного следственного отдела СУ СК по Забайкальскому краю, то есть в другом субъекте Российской Федерации.

Кроме того, из разъяснений, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) следует, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются по месту их жительства.

Тем самым, суд приходит к выводу, что жеребьевка по распределению жилья произведена в отсутствие волеизъявления ФИО1

При этом, доводы представителя ответчиков, согласно которым Комитет проводит жеребьевку на основании уже сформированных списков на предоставление жилого помещения, поступающих из ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", правового значения не имеют.

Далее, согласно пунктам 4, 5 Порядка проведения жеребьевки в течение 5 рабочих щей с момента регистрации права муниципальной собственности жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду для детей-сирот, проводится жеребьевка жилых помещений среди детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда городского округа «Город Улан-Удэ» (далее - участники жеребьевки) участник жеребьевки уведомляется о дате, времени и месте проведения жеребьевки не позднее чем за 1 рабочий день до даты проведения жеребьевки путем вручения уведомления лично под роспись либо способом, указанным в заявлении о включении в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, с подтверждением о получении уведомления.

Вместе с тем, названные требования законодательства, являющиеся обязательными условиями, предшествующими проведению жеребьевки, Комитетом по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ, как организатором жеребьевки, не соблюдены.

Так, заявление о включении в список от 02.12.2020 не содержит способ уведомления о жеребьевке, соответственно, уведомление должно было осуществляться путем вручения ФИО1 лично под роспись. В любом случае уведомление должно осуществляться с подтверждением получения, как буквально предусмотрено пунктом 5 Порядка проведения жеребьевки.

Сторона ответчика в своих возражениях ссылается на уведомление ФИО1 по телефону. При этом, в материалы дела представлена выписка телефонных переговоров, согласно телефонный звонок осуществлен 26.12. в 15:05:4 с номера ... на номер ...

Вместе с тем, суду представлены сведения из Бурятского филиала ООО «Т2 Мобайл», согласно которым абонентом телефонного номера ... является ФИО3

При этом, суд соглашается с доводами стороны истца о том, что наличие у его дяди ФИО3 доверенности на представление интересов ФИО1, не освобождало ответчика от обязанности личного извещения ФИО1 о предстоящей жеребьевке, как предусмотрено п.5 Порядка.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 21.03.2022 отменено решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25.01.2022 по гражданскому делу по иску Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ к ФИО1 об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения. Указанным апелляционным определением исковые требования Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ оставлены без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Тот факт, что ФИО7 не был уведомлен о предстоящей жеребьевке, а также, факт отсутствия его волеизъявления на предоставление ему жилья в г.Улан-Удэ, приведенным выше судебным актом установлен.

Тем самым, вследствие ненадлежащего уведомления ответчиком ФИО1 о предстоящей жеребьевке по распределению специализированного жилья, нарушены его права как ребенка-сироты на обеспечение жильем.

Ввиду выявленных нарушений проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, предоставляемых гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2020, указанный протокол, а также изданное на его основание распоряжение Администрации г.Улан-Удэ №1298-р от 29.12.2020 в части заключения договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: ... с ФИО1, подлежат признанию незаконными.

Разрешая ходатайство стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пояснениям истца о нарушении своих прав ему стало известно в конце ноября 2021 г., что подтверждается подачей им заявления об отмене заочного решения Октябрьского районного суда по гражданскому делу по иску Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г.Улан-Удэ к ФИО1 об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения.

Учитывая установленные судом по делу обстоятельства не извещения ФИО1 о проводимой жеребьевке по распределению жилых помещений, а также отсутствие в материалах дела доказательств более раннего наличия у истца сведений о рассматриваемых обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предусмотренный законом срок на день подачи административного иска – 25.02.2022 не пропущен.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО7 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным протокол №2 Комиссии по распределению жилых помещений проведения жеребьевки по распределению жилых помещений, предоставляемых гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2020 в части указания на распределение по итогам жеребьевки ФИО1 жилого помещения по адресу: ...

Признать незаконным распоряжение Администрации г.Улан-Удэ №1298-р от 29.12.2020 о заключении договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части заключения договора найма жилого помещения с ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Ю.А. Смирнова

Решение в окончательной форме принято 11.04.2022.