ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-903/18 от 10.08.2018 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-903/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2018 года г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе председательствующего судьи Томилиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой И.И.,

с участием прокурора Капитан Т.А.,

административного истца ФИО5,

представителя административного истца ФИО6,

представителя административного ответчика Совета депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес>фио1, действующей на основании доверенности, административного ответчика фио2, представителя заинтересованного лица главы сельского поселения-главы администрации Острожского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес>фио3, представителя заинтересованного лица Земского Собрания Оханского муниципального района <адрес>фио4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи дело по административному иску ФИО5 об оспаривании положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, протокола публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам публичных слушаний, решения Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 224-ПК "О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ".

Текст документа опубликован в "Бюллетени законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 17, часть 1 ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 235-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ»».

Текст документа опубликован в "Бюллетени законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 21, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 1 Закона Пермского края N 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ»» Андреевское сельское поселение, Беляевское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, Казанское сельское поселение, Острожское сельское поселение, Таборское сельское поселение, Тулумбаихинское сельское поселение, входящие в состав Оханского муниципального района, преобразованы путем объединения с Оханским городским округом.

Указанные законы вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ, переходный период преобразования Оханского городского поселения в Оханский городской округ и преобразования поселений, входивших в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением территориальной избирательной комиссии Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Оханской городской Думы первого созыва.

ФИО5, являясь жителем <адрес> обратилась с административным исковым заявлением о признании незаконным положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания не состоявшимися; признании незаконным заключения по результатам публичных слушаний; признании незаконным решения Совета депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Острожского сельского поселения проведены публичные слушания по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом, по результатам которых ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом». Данное решение является незаконным в связи с нарушением процедуры проведения публичных слушаний. Административный истец и другие жители Острожского сельского поселения не были проинформированы о месте, времени и порядке проведения слушаний. При проведении публичных слушаний были лишены права задавать вопросы инициатору проекта муниципального правового акта, а также вносить свои предложения по его проекту. Сам проект Решения Совета депутатов Острожского сельского поселения по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом не доводился надлежащим образом до населения сельского поселения. При проведении публичных слушаний отсутствовала регистрация участников, отсутствовал опрос или голосование граждан по вопросу преобразования. В результате чего было сокрыто реальное мнение административного истца и населения Острожского сельского поселения, дано ложное заключение о согласии населения с проектом решения Совета депутатов «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование путем объединения с Оханским городским округом». Указание в протоколе на выражение согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование поселения с Оханским городским округом от 81 участника публичных слушаний не соответствует действительности.

Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении не соответствует модельному нормативно-правовому акту о публичных слушаниях в муниципальном образовании разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

По мнению истца, указанные нарушения, свидетельствуют о нарушении ее прав на участие в местном самоуправлении.

Определением Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ФИО5 в части оспаривания Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство с направлением по подсудности в <адрес>вой суд для рассмотрения по существу.

Административный истец ФИО5, представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования в части оспаривания протокола публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам публичных слушаний, решения Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом поддержали по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик фио2, представитель Совета депутатов Острожского сельского поселения фио1, глава сельского поселения-глава администрации Острожского сельского поселения фио3, представитель Земского собрания Оханского муниципального района фио4, возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах, просили отказать в удовлетворении иска.

Заинтересованные лица администрация Оханского муниципального района, администрация Оханского городского поселения возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Прокурором дано заключение о том, что административный иск не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности.

Выслушав стороны, мнение представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления.

Часть 3.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа.

Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (п.1).

На публичные слушания должны выноситься: вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (п.п.4 п.3).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п.4).

В соответствии со ст.17 Устава Острожского сельского поселения представительный орган муниципального образования- Совет депутатов Острожского сельского поселения.

Деятельность Совета депутатов Острожского сельского поселения регламентируется ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18 Устава Острожского сельского поселения.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.11 Устава Острожского сельского поселения вопросы о преобразовании Острожского сельского поселения выносятся на публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов Острожского сельского поселения или главы Острожского сельского поселения (ч.2 ст.11 Устава). Публичные слушания, проводимые по инициативе Совета депутатов Острожского сельского поселения, назначаются Советом депутатов Острожского сельского поселения.

Согласно ч.4 ст.11 Устава Острожского сельского поселения порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Острожского сельского поселения определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов Острожского сельского поселения.

Решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении.

Согласно п.1.2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Острожском сельском поселении под публичными слушаниями понимается форма реализации прав населения Острожского сельского поселения на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления Острожского сельского поселения посредством проведения собраний для публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов.

Решением о проведении публичных слушаний устанавливаются место, дата и время проведения публичных слушаний, указывается наименование проекта правового акта, выносимого на публичные слушания, порядок учета предложений от заинтересованных лиц по проекту муниципального правового акта (п.3.2 Положения).

Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 7 дней до проведения слушаний с извещением населения Острожкского сельского поселения (п.п.3.3, 3.4 Положения).

Публичные слушания проводятся в форме собрания. Председательствующим на публичных слушаниях является глава Острожского сельского поселения, секретарем - секретарь администрации Острожского сельского поселения (п.п.4.2, 4.3 Положения).

Граждане, принимающие участие в публичных слушаниях, вправе задавать вопросы инициатору проекта муниципального правового акта, а также вносить свои предложения по проекту муниципального правового акта, обсуждаемому на публичных слушаниях (п.п.4.4 Положения).

На публичных слушаниях ведется протокол, который подписывает председательствующий и секретарь. В протоколе обязательно указываются: номер, дата и время проведения публичных слушаний, количество присутствующих, ФИО приглашенных на публичные слушания должностных лиц, повестка дня, ФИО, должности инициаторов проекта муниципального правового акта, ФИО докладчиков и содокладчиков (если имеются), перечень поступивших устных и письменных предложений граждан по проекту муниципального правового акта, ФИО выступающих, результаты обсуждения. К протоколу прилагаются все поступившие письменные предложения по проектам муниципальных правовых актов, вынесенных на публичные слушания, и заявления граждан об участии в обсуждении указанных проектов (п.п.4.5, 4.6 Положения).

В течение 7 календарных дней с момента получения итогового документа публичных слушаний вопрос о рассмотрении результатов публичных слушаний выносится на рассмотрение Совета депутатов Острожского сельского поселения (п.п.4.8 Положения).

Итоговый документ по результатам публичных слушаний носит рекомендательный характер и может учитываться при принятии муниципального правового акта (п.п.4.9 Положения).

Результаты публичных слушаний размещаются па официальном сайте http://ostrojka.ucoz.ru (п.п.4.10 Положения).

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> вынесено решение «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом». Назначены дата, сроки и место проведения публичных слушаний, утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, утвержден порядок учета предложений по вышеуказанному вопросу и порядок участия граждан в его обсуждении. Указано об обнародовании данного решения с проектом решения Совета депутатов Острожского сельского поселения «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» в порядке, установленном Уставом Острожского сельского поселения, и разместить на официальном сайте администрации Оханского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ информационное оповещение о проведении публичных слушаний с проектом решения было размещено на стенде в помещении администрации Острожского сельского поселения по адресу: <адрес> и в муниципальном бюджетном учреждении «Острожский центр досуга» по адресу: <адрес>, а так же размещено на странице Острожского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района.

В организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом предложений по вопросу преобразования от жителей Острожского сельского поселения не поступило.

ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 по адресу: <адрес> сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом.

Протокол публичных слушаний надлежащим образом оформлен и подписан председательствующим и секретарем. Протокол содержит сведения о дате и времени проведения публичных слушаний, количестве присутствующих, ФИО приглашенных на публичные слушания должностных лиц, повестку дня, председателе, секретаре публичных слушаний, выступления докладчиков, замечания, вопросы участников публичных слушаний, а так же выводы по их итогам. Замечаний по оформлению протокола не поступало. Административный истец присутствовала на публичных слушаниях.

Заключение по результатам публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом было обнародовано ДД.ММ.ГГГГ на стенде в помещении администрации Острожского сельского поселения по адресу: <адрес>, в муниципальном бюджетном учреждении «Острожский центр досуга» по адресу: <адрес>, а так же размещено на странице Острожского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> принято решение «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».

Данное решение принято в правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, что подтверждается протоколом Совета депутатов Острожского сельского поселения.

Решение обнародовано на стенде в помещении администрации Острожского сельского поселения по адресу: <адрес>, в муниципальном бюджетном учреждении «Острожский центр досуга» по адресу: <адрес>, а так же размещено на странице Острожского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района.

Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» Советом депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> принято с соблюдением норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Острожского сельского поселения Оханского муниципального района и Положения о порядке организации публичных слушаний в Острожском сельском поселении, утвержденном решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку принято уполномоченным органом, в рамках компетенции и с соблюдением порядка принятия решения, установленного действующим законодательством.

Вопреки доводам административного истца процедура публичных слушаний Советом депутатов Острожского сельского поселения была соблюдена; заинтересованные лица имели возможность реализовать право на участие в публичных слушаниях и высказать мнение по поставленному вопросу. Протокол публичных слушаний и заключение не содержат каких-либо рекомендаций по рассматриваемому вопросу, а лишь отражают ход и итог публичных слушаний.

Результаты публичных слушаний, как носящие рекомендательный характер были учтены представительным органам власти поселения при принятии решения о согласии на объединение.

Поскольку само по себе решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, оно не может нарушать какие-либо права административного истца.

Нарушений прав административного истца на участие в местном самоуправлении при реализации процедуры преобразования в судебном заседании не установлено, поскольку административный истец заблаговременно знал о назначении публичных слушаний по вопросу преобразования, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ в Острожском сельском поселении, принял в них личное участие и знал о результатах.

В настоящее время административным истцом также осуществляется право на участие в местном самоуправлении, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте избирательной комиссии Пермского края, о регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты Оханской городской думы первого созыва.

Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд об оспаривании протокола публичных слушаний, а также заключения по результатам публичных слушаний.

Публичные слушания состоялись ДД.ММ.ГГГГ. Истец принимал непосредственное участие в их проведении, лично присутствовал и участвовал в обсуждении вопросов, которые были вынесены на публичные слушания.

Заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, о результатах проведения публичных слушаний истцу было известно с момента публикации заключения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Установление в законе сроков для обращения в суд обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

С административным иском об оспаривании протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам публичных слушаний, признания публичных слушаний несостоявшимися ФИО5 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГг., т.е. спустя более чем три месяца после того, как ей стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено.

Иные обстоятельства, на которые истец ссылается в обосновании своих требований не имеют правового значения при рассмотрении дела, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО5 к Совету депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края о признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от ДД.ММ.ГГГГ, публичных слушаний не состоявшимися; признании незаконным заключения по результатам публичных слушаний; признании незаконным решения Совета депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом»–отказать.

Решение в течение пяти дней со дня принятия судом может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске).

В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2018 года.

Судья/подпись/

Копия верна, судья Е.А. Томилина