Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 21 июня 2016 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда административное дело № 2а-903/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 к мэру муниципального образования «Братский район» ФИО2, Администрации муниципального образования «Братский район» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение права на получение гарантий пенсионного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Братский районный суд с административным иском к мэру муниципального образования «Братский район» ФИО2 о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение права на получение гарантий пенсионного обеспечения.
В обоснование иска указал, что с **.**.**** года он исполнял полномочия мэра муниципального образования «Братский район». **.**.**** на муниципальных выборах на должность мэра Братского района был избран ФИО2 **.**.**** Братской районной территориальной избирательной комиссией ФИО2 было выдано удостоверение об избрании мэром Братского района. Он был уверен, что все процедуры в день выдачи удостоверения по вступлению в должность ФИО2 были соблюдены, в связи с чем, **.**.**** им было принято распоряжение *** «О прекращении полномочий».
**.**.**** в связи с прекращением его полномочий мэра Братского района, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района *** от **.**.**** (далее - Положение) он подал заявление в отдел муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район» о назначении ему доплаты к трудовой пенсии. Отделом муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район» в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 2 Положения был подготовлен проект распоряжения мэра Братского района о назначении доплаты к пенсии. Поскольку, **.**.**** он исполнял полномочия мэра Братского района, он принял распоряжение *** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1».
Согласно справке финансового управления администрации МО «Братский район» *** от **.**.**** ему начислена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет с **.**.**** в размере 44% месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра Братского района. Размер доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет за **.**.**** составляет 21 641,26 рублей. **.**.**** финансовым управлением администрации МО «Братский район» для предъявления в банк ему была выдана справка *** о том, что ему пожизненно начислена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за выслугу лет с **.**.****. Поскольку ежемесячная доплата к трудовой пенсии за выслугу лет ему была начислена с **.**.****, но не выплачивалась, он обратился в прокуратуру Братского района. Из ответа прокуратуры от **.**.**** он узнал об издании распоряжения мэра Братского района *** от **.**.**** «Об отмене распоряжения мэра Братского района *** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», которым было отменено распоряжение мэра Братского района *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1».
**.**.**** он обратился в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения мэра Братского района от **.**.*******-*****.**.**** Братским районным судом Иркутской области было вынесено решение, которым в удовлетворении его требований было отказано. В ходе судебного заседания было выяснено, что согласно справке предоставленной администрацией МО «Братский район» *** от **.**.**** торжественная присяга была принесена ФИО2 **.**.****, то есть в должность ФИО2 вступил только **.**.**** в связи с чем, доплата к трудовой пенсии ему могла быть назначена только с **.**.****.
Также, в решении Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** указано, что административный ответчик – ФИО2 признает его право на назначение и получение доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность мэра Братского района, а распоряжение мэра Братского района *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» было отменено в связи с тем, что была нарушена процедура принятия данного распоряжения, а также неверно указана дата, с которой доплата к трудовой пенсии мне должна быть назначена.
Заявление о назначении ему доплаты к трудовой пенсии было подано в отдел муниципальной службы и кадров администрации Братского района **.**.****, было сформировано пенсионное дело, в течение 6 месяцев администрацией Братского района производилось начисление ему доплаты к трудовой пенсии.
По общему смыслу законодательства его заявление от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет должно быть рассмотрено при отмене распоряжения мэра Братского района *** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», однако административный ответчик - мэр Братского района ФИО2 с момента отмены указанного распоряжения и до настоящего времени не рассмотрел его заявление от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии, тем самым нарушает его право на получение гарантии пенсионного обеспечения выборного должностного лица в виде получения доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, как лицу, осуществлявшему свои полномочия более одного срока и имеющему стаж муниципальной службы более 15 лет.
Просил признать незаконным бездействие административного ответчика - мэра Братского района ФИО2, выразившегося в не рассмотрении заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии; обязать административного ответчика мэра Братского района ФИО2 устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем рассмотрения заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении
доплаты к трудовой пенсии и издания распоряжения мэра Братского района
«О назначении ФИО1 доплаты к трудовой пенсии с **.**.****».
Согласно ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация муниципального образования «Братский район» (далее Администрация МО «Братский район»).
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям иска.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности исковые требования своего доверителя поддержал.
Представитель административного истца ФИО1 – адвокат Адвокатского бюро «Бартель и партнеры» - ФИО4, действующий на основании доверенности и ордера *** от **.**.**** доводы своего доверителя поддержал и суду пояснил, что Администрация муниципального образования «Братский район» не может являться стороной по делу.
Согласно ст. 20 Устава муниципального образования "Братский район" (утв. решением Думы Братского района от 28.12.2001 N 88) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому федеральному округу 17.11.2005 N RU385040002005001) структуру органов местного самоуправления составляют:
мэр муниципального района - мэр муниципального образования "Братский район", именуемый в настоящем Уставе как мэр Братского района;
Дума муниципального района - Дума муниципального образования "Братский район", именуемая в настоящем Уставе как Дума Братского района;
администрация муниципального района - администрация муниципального образования "Братский район", именуемая в настоящем Уставе как администрация Братского района.
В соответствии со статьей 21 Устава Братского района, Мэр Братского района является высшим должностным лицом муниципального образования "Братский район", осуществляет представительные и иные функции в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Мэр Братского района возглавляет администрацию Братского района. Пунктом 3 ч. 1 ст. 22 Устава Братского района установлено, что Мэр Братского района как глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. Также, согласно ч. 1 ст. 45 Устава, Мэр Братского района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Иркутской области, настоящим Уставом и решениями Думы Братского района, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Братского района. Мэр Братского района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом муниципального образования "Братский район" в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 и другими федеральными законами.
Из вышеизложенного следует, что мэр Братского района является самостоятельным органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит издание распоряжений как по деятельности администрации, так и по иным вопросам, отнесенным Уставом. Распоряжения мэра об установлении доплаты к трудовой пенсии, не являются нормативными актами, регулирующую непосредственно деятельность администрации Братского района, данные распоряжения относятся к распоряжениям мэра по иным вопросам.
Следовательно, возражения администрации Братского района от 01.06.2016 как иного самостоятельного органа местного самоуправления, не привлеченного к участию по делу, не может быть принято к рассмотрению судом, как и представитель по доверенности Администрации Братского района не может быть допущен к участию по делу.
Пунктом 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 – 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Доплата к трудовой пенсии выборного должностного лица установлена ст. 10 закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области».
В ст. 10 указанного закона Иркутской области дословно указано следующее: лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее срока, на который оно было избрано, и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, уставом муниципального образования устанавливается за счет средств соответствующего местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности), пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - пенсия, назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации).
Таким образом доплата к трудовой пенсии является дополнительным обеспечением (социальной гарантией), предоставляемым за счет средств местного бюджета, право на которое возникает на основании Конституции РФ, Федерального закона, Закона Иркутской области, Устава муниципального образования «Братский район» при наличии указанных в данных нормативных правовых актах условия. Безусловно, право на доплату к трудовой пенсии возникло у ФИО1 и данное право грубо нарушено административным ответчиком.
Процедура реализации указанного права установлена в Положении «О гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района», утвержденного Решением Думы Братского района № 102 от 30.06.2011 года.
Основанием для выплаты доплаты к пенсии являются четыре нормативно-правовых акта:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области».
3.Устав муниципального образования "Братский район" (утв.
решением Думы Братского района от 28.12.2001 N 88) (ред. от 25.02.2015)
(Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому федеральному
округу 17.11.2005 NRU385040002005001).
4. Решение Думы Братского района № 102 от 30.06.2011 года «Об
утверждении Положения о гарантиях деятельности выборных должностных
лиц Братского района».
В ст. 94 Устава Братского района указано, что Мэру Братского района и депутату, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе не менее срока, на который они были избраны, и имеющим стаж муниципальной службы и стаж полного срока, на который они были избраны, не менее 15 лет, за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации», определяется муниципальным правовым актом, принимаемым Думой Братского района.
В стаж для назначения ежемесячной доплаты включаются периоды службы (работы), установленные законодательством Иркутской области о порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности для назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет.
Право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации», не возникает только у лица, полномочия которого прекращены досрочно в связи с отзывом избирателями, отрешением от должности по решению Думы Братского района либо вступлением в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда.
Представитель административных ответчиков – мэра МО «Братский район» ФИО2, Администрации МО «Братский район» - ФИО5, действующий на основании доверенности исковые требования не признал и суду пояснил, что административным истцом не указано какие именно нормы права, нарушающие его права, свободы и законные интересы обязывают повторно рассматривать мэром Братского района заявление, ранее рассмотренное мэром Братского района и решение по которому, в виде отмененного **.**.**** распоряжения мэра Братского района *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», уже принималось. Законность отмены указанного распоряжения проверялась и была подтверждена в ходе судебного разбирательства по административному иску ФИО1 о признании незаконным распоряжения мэра Братского района от **.**.******* «Об отмене распоряжения мэра Братского ...*** «О назначения доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» Порядок подачи и рассмотрения заявления о доплате к трудовой пенсии установлен Положением о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района *** от **.**.****. В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного решения для назначения доплаты к пенсии лицо, осуществлявшее полномочия мэра Братского района подает заявление о назначении доплаты к пенсии в отдел муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район». Заявление о назначении доплаты к пенсии от имени ФИО1 подано **.**.**** на имя мэра МО «Братский район» ФИО1 Распоряжением мэра Братского района ФИО1 от **.**.******* от **.**.**** ФИО1 была назначена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет в размере 44% месячной оплаты труда, лица замещающего должность мэра Братского района. Наличие полномочий ФИО1 в качестве выборного должностного лица муниципального образования – мэра Братского района на момент рассмотрения заявления **.**.**** подтверждено в ходе судебного разбирательства Братского районного суда **.**.**** и административным истцом в своем заявлении не оспаривается. Следовательно, заявление ФИО1 было рассмотрено мэром Братского района **.**.**** в соответствии с п. 6 ст. 2 Положения, что подтверждается распоряжением мэра Братского района от **.**.******* Факт отмены указанного распоряжения не является основанием для повторного рассмотрения этого же заявления. Иных заявлений от ФИО1 о назначении доплаты к пенсии в Администрацию МО «Братский район» в соответствии со ст. 2 Положения до настоящего времени не поступало.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, обозрев подлинное пенсионное дело ФИО1, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 являлся выборным должностным лицом местного самоуправления - главой муниципального образования «Братский район», мэром Братского района Иркутской области с **.**.**** по **.**.**** (3 срока подряд).
Распоряжением мэра Братского района Иркутской области ФИО1 *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» с **.**.**** ФИО1, замещавшему должность мэра Братского района Иркутской области, была назначена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет в размере 44% месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра Братского района Иркутской области.
Распоряжением мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** отменено распоряжение мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1».
Решением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.**** отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к мэру МО «Братский район» ФИО2, администрации МО «Братский район» о признании незаконным распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «Об отмене распоряжения мэра Братского района *** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем отмены распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «Об отмене распоряжения мэра Братского района *** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1».
Решением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.**** установлено, что административными ответчиками - мэром МО «Братский район» ФИО2, администрацией МО «Братский район» в лице их представителя ФИО6, действующего на основании доверенностей, признается право административного истца ФИО1 на назначение и получение доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность мэра Братского района Иркутской области, оспаривается только процедура принятия распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» и дата, с которой указанная доплата должна быть назначена.
По общему смыслу законодательства заявление ФИО1 о назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет должно было быть разрешено при отмене распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», однако административный ответчик при отмене распоряжения о назначении доплаты к трудовой пенсии не разрешил данный вопрос.
В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу указанных положений, обстоятельства, которые были установлены по ранее рассмотренному делу судом, если в другом деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции, участвуют те же лица, имеют преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, что предполагает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Иркутской области от 17.12.2008 №122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее срока, на который оно было избрано, и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, уставом муниципального образования устанавливается за счет средств соответствующего местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно ст. 94 Устава МО «Братский район» мэру Братского района и депутату, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе не менее срока, на который они были избраны, и имеющим стаж муниципальной службы и стаж полного срока, на который они были избраны, не менее 15 лет, за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Часть 4 ст. 10 Закона Иркутской области от 17.12.2008 №122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» определяет порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяется муниципальными правовыми актами.
Решением Думы Братского района № 102 от 30.06.2011 утверждено Положением о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, которое определяет правовые, социальные и иные гарантии деятельности мэра Братского района.
Согласно ч. 1 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района № 102 от 30.06.2011, в соответствии со ст. 94 Устава МО «Братский район» выборным должностным лицам Братского района, осуществляющим свои полномочия не менее срока, на который они были избраны, и имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в размере 20 % месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра Братского района, Председателя Думы Братского района соответственно. В случае замещения выборной должности более одного срока (не менее 5 лет) и наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет за каждый полный год замещения выборной должности сверх пяти лет размер доплаты увеличивается на 3% месячной оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.2011, для назначения доплаты к пенсии лицо, осуществлявшее полномочия мэра Братского района, подает заявление о назначении доплаты к пенсии в отдел муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район». Указанное заявление подается лично или направляется по почте. Заявление заполняется по форме, утвержденной постановлением мэра Братского района для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации МО «Братский район».
К заявлению о назначении доплаты к пенсии прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность лица, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица;
2) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке;
3) справка соответствующего территориального органа исполнительной власти по месту жительства о назначении трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и её размере на дату возникновения права на доплату к пенсии;
4) справка бухгалтерии администрации МО «Братский район» о размере оплаты труда на момент прекращения полномочий выборного должностного лица Братского района;
5)справка ОМСиК о периодах службы (работы) лица, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица Братского района, учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы, дающего право на доплату к пенсии, по форме справки, утвержденной постановлением мэра Братского района о периодах службы (работы) муниципальных служащих администрации МО «Братский район».
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.20113, при приеме заявления о назначении доплаты к пенсии ОМСиК:
1) проверяет правильность оформления заявления о назначении
доплаты к пенсии и соответствие изложенных в нем сведений приложенным
документам;
2) регистрирует заявление о назначении доплаты к пенсии в журнале
регистрации и выдает (направляет) липу, осуществлявшему полномочия
выборного должностного лица, расписку-уведомление, в которой
указывается дата приема указанного заявления и перечень полученных
прилагаемых документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.2013 днем обращения за назначением доплаты к пенсии считается день
приема ОМСиК заявления о назначении доплаты к пенсии со всеми необходимыми прилагаемыми документами;
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.2013 в случае, когда к заявлению о назначении доплаты к пенсии приложены не все необходимые прилагаемые документы либо они оформлены ненадлежащим образом, ОМСиК не позднее трех рабочих дней со дня приема (получения) заявления о назначении доплаты к пенсии направляет лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица Братского района, письменное разъяснение, какие документы должны быть представлены дополнительно либо какие документы оформлены ненадлежащим образом. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения лицом, осуществлявшим полномочия выборного должностного лица, соответствующего разъяснения, днем обращения за доплатой к пенсии считается день первоначальной регистрации заявления о назначении доплаты к пенсии уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.2013 ОМСиК в десятидневный срок со дня приема заявления о назначении доплаты к пенсии со всеми прилагаемыми документами:
1) производит расчет доплаты к пенсии;
2) готовит проект распоряжения мэра Братского района о назначении доплаты к пенсии.
Копия распоряжения мэра Братского района о назначении доплаты к пенсии вместе с заявлением о назначении доплаты к пенсии и всеми прилагаемыми документами к нему формируется в личное пенсионное дело и хранится в ОМСиК.
Согласно ч. 7 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района №102 от 30.06.2011, доплата к пенсии назначается с первого числа месяца, в котором поступило заявление о ее назначении, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Из исследованного судом пенсионного дела *** получателя пенсии за выслугу лет, замещавшего должность муниципального служащего в Администрации МО «Братский район» и ее структурных подразделениях ФИО1 установлено, что **.**.**** ФИО1 обратился с заявлением о назначении доплаты к пенсии в отдел муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район». Заявление заполнено по форме, являющейся приложением к Положению о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Братский район» и ее структурных подразделениях. К заявлению приложены документы, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района *** от **.**.****. Заявление зарегистрировано **.**.****. Распоряжением мэра Братского района Иркутской области ФИО1 *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» с **.**.**** ФИО1, замещавшему должность мэра Братского района Иркутской области, была назначена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет. Распоряжением мэра Братского ...*** от **.**.**** отменено распоряжение мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1».
Судом установлено, что заявление ФИО1 о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии было оформлено и подано в соответствии с Положением о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района. Было принято и зарегистрировано отделом муниципальной службы и кадров администрации МО «Братский район». По данному заявлению было принято решение, которое впоследствии было отменено. После отмены распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** в соответствии с п. 5 Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, заявителю не были направлены письменные разъяснения, какие документы должны быть представлены дополнительно, либо какие документы оформлены ненадлежащим образом.
То есть фактически при отмене распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1», не было рассмотрено заявление ФИО1 о назначении доплаты к трудовой пенсии, что является бездействием со стороны ответчиков.
Доводы представителя административных ответчиков - ФИО6, действующего на основании доверенности о том, что заявление о назначении доплаты к пенсии от имени ФИО1 было подано **.**.**** на имя мэра МО «Братский район» ФИО1 и в период его полномочий в качестве мэра МО «Братский район» не являются основанием для не рассмотрения заявления после отмены распоряжения, поскольку исходя из Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц Братского района, утвержденного Решением Думы Братского района *** от **.**.****, ФИО1 имел право на подачу заявления о назначении доплаты к пенсии.
Доводы представителя административных ответчиков - ФИО6, действующего на основании доверенности о том, что факт отмены распоряжения не является основанием для повторного рассмотрения этого же заявления, являются ошибочными и не основаны на нормах действующего законодательства.
Учитывая, что с момента отмены распоряжения мэра Братского района Иркутской области *** от **.**.**** «О назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет ФИО1» заявление ФИО1 о назначении доплаты к пенсии не рассмотрено, суд полагает, что указанным бездействием ответчиков – Администрации МО «Братский район, мэра МО «Братский район» нарушаются права и законные интересы административного истца на получение доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность мэра Братского района Иркутской области.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации), органы местного самоуправления обязаны соблюдать права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивать максимально быстрое и полное восстановление.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из того, что административными ответчиками признается право административного истца ФИО1 на назначение и получение доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность мэра Братского района Иркутской области, суд признав незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, считает необходимым обязать административных ответчиков устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем рассмотрения заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии и издания распоряжения мэра МО «Братский район» «О назначении ФИО1 доплаты к трудовой пенсии с **.**.****» - с даты официального вступления в должность мэра Братского района Иркутской области ФИО2
Учитывая, что п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ установлен срок в течение которого необходимо устранить нарушение, суд полагает необходимым установить срок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие административных ответчиков – мэра муниципального образования «Братский район» ФИО2, Администрации муниципального образования «Братский район», выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет.
Установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать административных ответчиков - мэра муниципального образования «Братский район» ФИО2, Администрацию муниципального образования «Братский район» устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем рассмотрения заявления ФИО1 от **.**.**** о назначении доплаты к трудовой пенсии и издания распоряжения мэра муниципального образования «Братский район» «О назначении ФИО1 доплаты к трудовой пенсии с **.**.****».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Паршина