ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-903/2022 от 04.04.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О1, с участием представителя административного истца Ф.И.О2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (данные изъяты) по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав неопределенного круга лиц о признании запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

установил:

В Усольский городской суд с административным исковым заявлением обратился Ангарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации в защиту прав неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен материал, противоречащий действующему законодательству об охране объектов животного мира. Установлено, что на видеохостинге по адресу <данные изъяты> размещен видеоролик демонстрирующий установку самодельной петли для добычи копытного животного - лося, что запрещено действующим законодательством. Пунктом 6 статьи 10 Закона «Об информации» установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Пунктом 62.3 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), при осуществлении охоты запрещено применение петель для добычи копытных животных. Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена статьей 258 УК РФ. Сеть «Интернет» является информационно - телекоммуникационной сетью. Предоставление возможности доступа с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет» к информации, содержащей способ осуществления незаконной охоты с применением механического транспортного средства, за который законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Размещенная информация находится в широком доступе. На выявленной интернет странице размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление об охоте и добыче охотничьих ресурсов. Помимо того, данная информация не только побуждает неопределенный круг лиц совершать преступления, но и воспитывает противоправное поведение. На вышеуказанной опубликованной интернет странице граждан фактически обучают способу незаконной охоты. Просит признать информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию о незаконном способе охоты размещенной в видеоролике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.О2 на исковых требованиях настаивал, просил обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

В соответствии с обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (например, владельцы сайтов в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.

В целях открытости и гласности судебного разбирательства, установления лиц, заинтересованных в исходе дела и соблюдения прав таких лиц при рассмотрении настоящего дела, информация о наличии в производстве суда настоящего иска и о дате судебного разбирательства, в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, была размещена на сайте Усольского городского суда <адрес>.

Каких-либо заявлений, возражений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты заявленными требованиями, в суд не поступило.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд c административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон «Об информации»), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона «Об информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу статьи 9 Закона «Об информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 статьи 10 Закона «Об информации» установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в сети «Интернет» на видеохостинге по адресу: <данные изъяты> размещен видеоролик демонстрирующий установку самодельной петли для добычи копытного животного - лося. С начала видеоролика с 0 минут 38 секунд до 2 минут 14 секунд производится непосредственная демонстрация устройства и установки самодельной петли на лося, что подтверждается справкой осмотра интернет ресурса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Данная информация доступна неограниченному кругу лиц, вход на указанные сайты и просмотры размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, также отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права РФ и права неопределенного круга лиц, оказывая негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о вседозволенности при добыче охотничьих ресурсов.

Указанная информация не только побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступления, но и воспитывает противоправное поведение у подрастающего поколения, негативно влияя на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к информации указанной категории на основании решения уполномоченного органа.

Поскольку информация, размещенная на Интернет, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор и иные уполномоченные органы вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.

Формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по <адрес>.

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Указанные доменные имена не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом изложенного в целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет» содержащими запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о признании запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети.

В соответствии с частью 2 статьи 188 КАС РФ, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному иску к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Учитывая, что в течение установленного законом срока вступления решения суда в законную силу, информация, размещенная на сайте может использоваться неопределенным кругом лиц, что противоречит требованиям действующего законодательства, в целях своевременной защиты Российской Федерации, решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию о незаконном способе охоты, размещенной в видеоролике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты>.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Норкина