Дело № 2а-904/2018
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 октября 2018 года город Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Шелайкина В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой Ю.Г.,
с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г. Валуйки и Валуйского района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области о признании незаконными действий об отказе в регистрации квадроцикла и обязании произвести его государственную регистрацию,
установил:
23.04.2009 г. ФИО2 по договору купли-продажи приобрел квадроцикл ARATV150-4 2008 года выпуска, который относится к категории самоходных машин. При продаже квадроцикла технические документы переданы не были.
ФИО2 обратился в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин с заявлением о государственной регистрации транспортного средства, где ему было отказано в регистрации, поскольку на ТС отсутствует технический паспорт и свидетельство о регистрации ТС. Полагает, что действия должностного лица противоречат правилам регистрации транспортных средств, нарушают его права как собственника транспортного средства, добросовестного приобретателя.
Дело инициировано административным исковым заявлением ФИО2, просившего признать незаконным решение заместителя начальника инспекции гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района от 03.09.2018 г. № 04/0169 об отказе в проведении регистрационных действий в отношении квадроцикла № марки АСХА идентификационный номер (VIN) №, модель двигателя №, 2008 года выпуска, цвет зеленый. Обязать инспекцию гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района, зарегистрировать и поставить на учёт квадроцикл № марки АСХА идентификационный номер (VIN) №, модель двигателя №, 2008 года выпуска, цвет зеленый.
От представителя административного ответчика поступило возражение на административный иск, в котором указано, что с заявленными требованиями он не согласен.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал полностью. Полагал вынесенный отказ административного ответчика незаконными. Пояснил, что приобрел спорный квадроцикл в 2009 г. у предыдущего собственника ФИО4, без технического паспорта, который в свою очередь приобрел квадроцикл также без технического паспорта, личность первоначального собственника установить невозможно. После приобретения квадроцикла добросовестно эксплуатировал его. В настоящее время намерен его поставить на регистрационный учет, для дальнейшей его продажи.
Представитель административного истца начальник инспекции гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района ФИО3 в судебном заседании заявленные требования ФИО2 не признает, поскольку на спорный квадроцикл отсутствует технический паспорт, наличие которого обязательно при государственной регистрации автотранспортных средств на территории РФ.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в инспекцию гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района с заявлением о государственной регистрации, принадлежащего ему, квадроцикла № марки АСХА идентификационный номер (VIN) №, модель двигателя №, 2008 года выпуска, цвет зеленый (далее по тексту - квадроцикл). Для регистрации ФИО2 предоставил договор купли-продажи от 23.04.2009 г., заключенный между продавцом ФИО1 и покупателем ФИО2 и акт приема – передачи ТС, в котором отсутствует информация о паспорте ТС (л.д. 6,7).
Инспекцией гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района по итогам рассмотрения заявления ФИО2, отказано в регистрации квадроцикла по причине отсутствия паспорта самоходной машины, свидетельства о регистрации ТС (л.д. 3). Отказ мотивирован ссылками на п. 2.1, 2.8, 2.8.1-2.8.2, 2.8.6, 2.8.6.1-2.8.6.7 "Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (ред. от 26.06.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785).
Согласно справкам ОГИБДД ОМВД России по г. Валуйки и Валуйскому району и инспекции гостехнадзора г. Валуйки и Валуйского района, квадроцикл на учете в органах Госавтоинспекции не состоит, в розыске не значится (л.д. 4,5).
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, в редакции 26 июня 2014 г. (далее - Правила).
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 были введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, и пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 3 этого же Постановления предусмотрена разработка и утверждение определенными органами федеральной исполнительной власти Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники.
Согласно пункту 1.5 утвержденного и введенного в действие указанного выше Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (далее - Положение) наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. В разделе 3 этого Положения определен порядок заполнения паспортов на самоходные машины и другие виды техники, в том числе при продаже указанной техники и приобретении ее новым собственником (пункты 3.22.1, 3.22.2).
В соответствии с п. п. 3.22, 3.22.1, 3.22.2 раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При продаже, (передаче) "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О. владельца машины" и "Адрес". Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Если отсутствуют необходимые документы, государственная инспекция Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины (пункт 2.5 названного выше Положения).
Пунктами 2.1, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995, также предусмотрено, что регистрация техники производится за владельцами при представлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.
Проверяя законность отказа административного ответчика в регистрации квадроцикла, суд исходит из того, что административный истец для регистрации самоходной машины не представил паспорт самоходной машины, в котором должны быть указаны сведения о регистрации самоходной машины и снятии с регистрационного учета прежним собственником, что явилось законным основанием к отказу в регистрации самоходной машины. Отказ осуществлен в пределах полномочий органа государственной власти.
Доводы административного истца, о том, что является добросовестным приобретателем и при наличии ТС как движимого имущества, он имеет право зарегистрировать его и пользоваться на законных основаниях, основаны на неверном толковании норм права.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований,
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области о признании незаконными действий об отказе в регистрации квадроцикла и обязании произвести его государственную регистрацию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд.
Судья
<данные изъяты>