Дело № 2а-904/2021
68RS0024-01-2021-001216-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года р.п. Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Прокопчук Я.В.,
представителя административного истца – заместителя прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по организации разработки и принятия плана мероприятий по противодействию коррупции Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, просит суд признать незаконным бездействие по организации разработки и принятия плана мероприятий по противодействию коррупции Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов. Обязать администрацию Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца с момента вступления решения в силу в установленном порядке организовать разработку и принятие плана мероприятий по противодействию коррупции Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов на 2021-2024 годы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Сосновского района Тамбовской области в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка организации работы органов местного самоуправления по реализации планов противодействия коррупции, которой установлено, что Дельнодубравским сельским Советом народных депутатов план мероприятий по противодействию коррупции на 2020-2021 годы не утверждался, соответственно, какие-либо мероприятия по противодействию коррупции не реализовывались. Вышеизложенное свидетельствует о недостатках в деятельности Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов по противодействию коррупции.
В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 24 июня 2021 года было внесено представление в Дельнодубравский сельский Совет народных депутатов Сосновского района Тамбовской области. Дельнодубравским сельским Советом народных депутатов меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, приняты не были. В прокуратуру района письменный ответ на представление не предоставлен. Согласно справке от 28.10.2021г. план мероприятий по противодействию коррупции Дельнодубравским сельским Советом не принят.
В судебном заседании заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В. административные исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – представитель администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В поданном в суд заявлении глава Дельнодубравского сельсовета просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, указав, что признание иска сделано добровольно, последствия ст. 157 КАС РФ разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие указанного лица, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении рассмотрения административного дела.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Дельнодубравский сельский Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 9 статьи 35 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно пункту 36 статьи 6 Устава Дельнодубравского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах сельсовета.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ № 273-ФЗ Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Подпунктом «б» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 органам местного самоуправления было рекомендовано руководствоваться пунктом 4 названного Указа в отношении планов муниципальных образований по противодействию коррупции, в том числе организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции.
Пунктом 9 Национальной стратегии противодействия коррупции предусмотрено, что реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в том числе в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Указом Президента РФ от 16 августа 2021г. № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы и рекомендовано, в том числе, органам местного самоуправления обеспечить, в соответствии с Национальным планом, реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов местного самоуправления.
Согласно статьи 7 ФЗ № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности, в том числе, органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой Сосновского района Тамбовской области в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проверкой организации работы органов местного самоуправления по реализации планов противодействия коррупции выявлено, что Дельнодубравским сельским Советом народных депутатов план мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2024 годы не утверждался, соответственно, какие-либо мероприятия по противодействию коррупции не реализовывались.
Исходя из того, что бездействие административного ответчика по организации разработки и принятия плана мероприятий по противодействию коррупции препятствует реализации политики государства в сфере противодействия коррупции, нарушает принципы гласности, прозрачности и доступности информации о деятельности муниципального образования, приводит к нарушению основных принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, может способствовать возникновению коррупционных рисков, существенно ограничивает права граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также исключает возможность по объективному информированию населения о реализации органами местного самоуправления своих полномочий, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на получение информации непосредственно затрагивающей их права и свободы, следовательно, указанные обстоятельства, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по организации разработки и принятия плана мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2024 годы Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов.
Обязать администрацию Дельнодубравского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, в установленном порядке организовать разработку и принятие плана мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2024 годы Дельнодубравского сельского Совета народных депутатов.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Мотивированное решение принято 22 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судья Е.А. Охотникова