Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Стетюха Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-906/19 по административному иску Пичкуренко Анны Павловны к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании решений незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Пичкуренко А.П. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит признать незаконными решения Администрации города Королёва от ДД.ММ.ГГГГ№ и № об отказе в оформлении актов о завершенном переустройстве и (или) перепланировки жилых помещений, принадлежащих ФИО1, расположенных по адресу: <адрес> и обязать Администрацию города Королёва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пичкуренко А.П. путем организации Приемочной комиссии для утверждения актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений либо для принятия решения об отказе в оформлении актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по результатам приемки, принадлежащих Пичкуренко А.П., расположенных по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником помещений по адресу: <адрес> которых с разрешения ответчика были произведены работы по переустройству и перепланировке. Обжалуемыми решениями истцу было отказано в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения. Основанием отказа послужило то, что не завершены работы по проекту перепланировки (не выполнены входные группы и благоустройство). Истец считаем указанные отказы Администрации города Королев не законными, поскольку в нарушении норм права Администрацией города Королева не была организована приемочная комиссия. Осмотра помещений, в которых проведены работы по переустройству и (или) перепланировке, их соответствия проектной документации и выполнения условий, установленных решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки не производилось. Актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений не оформлялось. Тем самым была нарушена процедура предоставления государственной услуги. Более того, выводы Администрации города Королева о том, что не выполнены входные группы опровергаются Техническими паспортами БТИ, согласно которым входные группы существуют и произведены их замеры по состоянию на 19 ноября 2018 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать и пояснил, что приемочная комиссия действительно не организовывалась, и осмотр не проводился, ввиду нецелесообразности данных мероприятий, поскольку истцом была осуществлена не перепланировка а реконструкция помещений, с использованием общедомового имущества, что само по себе является основанием для отказа.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что Пичкуренко А.П. является собственником помещений по <адрес>.
Пичкуренко А.П. обратилась в Администрацию города Королева с заявлениями о переводе жилых помещения в нежилые принадлежащих ей квартир.
Решением Администрации города Королева от ДД.ММ.ГГГГ о перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения или нежилого помещения, расположенного в жилых домах в отношении обращения ФИО1 о намерении провести переустройство и (или) перепланировку жилого или нежилого помещения по адресу: <адрес> было принято решение: Дать согласие на перепланировку и (или) переустрой жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документации). Установлен срок производства работ с 01.12.2017 по 30.12.2018 года.
В адрес Истца были направлены соответствующие Уведомления о переводе жилых помещений в нежилые от 27 ноября 2017 года, согласно которым Администрацией города Королев было принято решение о переводе жилых помещений в нежилые соответствующих квартир.?
Решением Администрации города Королев от 27 ноября 2017 года о перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения или нежилого помещения, расположенного в жилых домах в отношении обращения ФИО1 о намерении провести переустройство и (или) перепланировку жилого или нежилого помещения по адресу: <адрес> было принято решение; Дать согласие на перепланировку и (или) переустрой жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документации). Установлен срок производства работ с 01.12.2017 по 30.12.2018 года.
В адрес Истца были направлены соответствующие Уведомления о переводе жилых помещений в нежилые от 27 ноября 2017 года, согласно которым Администрацией города Королев было принято решение о переводе жилых помещений в нежилые соответствующих квартир.
23 ноября 2018 года после проведения работ в принадлежащих ей помещениях, Пичкуренко А.П. обратились в Администрацию города Королёв через Многофункциональный центр за муниципальной услугой подтверждение завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.
Решениями Администрации города Королев от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения. Основанием отказа послужило то, что работы по проекту перепланировки не завершены (не выполнены входные группы и благоустройство).
Давая оценку законности данных решений, суд исходит из следующего.
Понятие переустройства помещений содержится в статье 25 Жилищного кодекса РФ, а порядок и условия работ раскрываются в нормах главы 4 ЖК РФ. Отношения регламентируются Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-167.
Согласно ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится только в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое установлены статьями 22 - 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 ЖК РФ).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (часть 7 статьи 23 ЖК РФ).
Частью 8 статьи 23 ЖК РФ установлено, что если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Согласно части 9 статьи 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. 6.1.2. Административного регламента предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-1б7 (Далее - «Регламент) заявитель обращается для подтверждения завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения (второй этап).
Пунктом 6.3. Регламента установлено, что результатом по основанию, указанному в пункте 6.1.2 настоящего Административного регламента, является;
6.3.1. Акт о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (приложение 7 к настоящему Административному регламенту) (далее - Акт), подписанный председателем и членами Приемочной комиссии, оформленный на бумажном носителе и заверенный печатью Администрации (оформляется в трех экземплярах). Один экземпляр Акта выдается заявителю (представителю заявителя) по окончании выездной проверки в проверяемом помещении.
6.3.2. Решение об отказе в оформлении Акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (приложение 8 к настоящему Административном регламенту).
В соответствии с пунктом 8.2. Регламента срок предоставления государственной услуги по основанию, указанному в пункте 6.1.2 настоящего Административного регламента, не может превышать 10 календарных дней с даты поступления уведомления о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в Администрацию.
Пунктом 23.1. Регламента предусмотрено, что Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация Заявления и документов, представленных заявителем;
2) обработка документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
3) формирование и направление межведомственных запросов (при обращении по основанию, указанному в пункте 6.1.1 настоящего Административного регламента);
4) формирование результата предоставления государственной услуги;
5) выдача результата предоставления государственной услуги.
23.2. Блок-схема предоставления государственной услуги приведена в приложении 18 к настоящему Административному регламенту.
23.3. Каждая административная процедура состоит из административных действий. Перечень и содержание административных действий, составляющих каждую административную процедуру, приведен в приложении 19 к настоящему Административному регламенту.
Пункт 9 приложения 18 к Регламенту предусматривает административное действие, выездную проверку - проведение осмотра помещения после переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и принятие решения, в соответствии с которым, приемочная комиссия определяет время и сроки проведения осмотра помещения после переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по согласованию с заявителем. Проведение осмотра осуществляется в рабочие дни и рабочие часы администрации. Заявитель в уведомлении о завершении переустройства и (или) перепланировки указывает желаемое время проведения осмотра (не ранее 3 рабочих дней и не позднее 10 рабочих дней с даты отправки уведомления).
Приемочная комиссия осматривает жилое помещение, в котором проведены работы по переустройству и (или) перепланировке, и проверяет исполнительную документацию (акты на скрытые работы, журнал производства работ, договоры с подрядной организацией), акты сдачи-приемки работ по переустройству и перепланировке.
Целью приемки является установление факта завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, в котором проведены работы по переустройству и (или) перепланировке, их соответствия проектной документации и
выполнения условий, установленных решением о согласовании переустройства и (или)перепланировки.
Члены Приемочной комиссии, участвующие в осмотре помещения, фиксируют результаты осмотра помещения, в котором проведены работы по переустройству и (или) перепланировке.
Результатом административной процедуры является решение Приемочной комиссии об утверждении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения либо решение об отказе в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В состав Приемочной комиссии включаются представители:
- администрации (председатель Приемочной комиссии);
- управляющей многоквартирным домом организации (в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме связаны с затрагиванием общедомового имущества).
Заявитель, представитель заявителя должен присутствовать при осмотре помещения после переустройства и (или) перепланировки.
Акт о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается заявителю или представителю заявителю по окончании выездной проверки в проверяемом помещении.
В нарушении указанных норм права Администрацией города Королева приемочная комиссия организована не была. Осмотра помещений, в которых проведены работы по переустройству и (или) перепланировке, их соответствия проектной документации и выполнения условий, установленных решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки не производилось. Актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений не оформлялось. Тем самым была нарушена процедура предоставления государственной услуги.
Более того, выводы Администрации города Королева о том, что не выполнены входные группы опровергаются Техническими паспортами БТИ, согласно которым входные группы существуют и произведены их замеры по состоянию на 19 ноября 2018 года.
То обстоятельство что Приемочная комиссия не была образована и Акты осмотра помещений истца не составлялись, свидетельствует о том, что основания для отказа, приведенные в обжалуемых решениях, фактически в установленном порядке не устанавливались, в связи с чем ответчик не мог ссылаться на такие основания.
Указанное также свидетельствует о полной необоснованности доводов представителя ответчика, приведенных в судебном заседании о том, что истцом была осуществлена не перепланировка, а реконструкция помещений, с использованием общедомового имущества, что само по себе является основанием для отказа, поскольку допустимым доказательством наличия таких обстоятельств, мог являться только Акт осмотра, который не составлялся.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что приведенными решениями необоснованно созданы препятствия к осуществлению истцом своих прав, суд приходит к выводу о том, чторешения Администрации города Королева от 05 декабря 2018 года №№-№, которыми было отказано в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировки жилых помещений не соответствуют закону, нарушают права и охраняемые законом интересы истца, приняты с нарушением норм, установленных Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-167.
В этой связи суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пичкуренко А.П. путем организации Приемочной комиссии для утверждения актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений либо для принятия решения об отказе в оформлении актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по результатам приемки, принадлежащих Пичкуренко А.П., расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Пичкуренко Анны Павловны к Администрации городского округа Королёв Московской области – удовлетворить.
Признать незаконными решения Администрации городского округа Королёв <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в оформлении актов о завершенном переустройстве и (или) перепланировки жилых помещений, принадлежащих Пичкуренко А.П., расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пичкуренко А.П. путем организации Приемочной комиссии для утверждения актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений либо для принятия решения об отказе в оформлении актов о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по результатам приемки, принадлежащих Пичкуренко А.П., расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 05.04.2019 г.