ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9071/21 от 02.09.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-9071/21

23RS0041-01-2021-008953-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2021 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

секретаря судебного заседания Калмазовой И.А.,

с участием помощника судьи Трофимовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косенкова А.Ю., Алабышевой Н.С, к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Косенков А.Ю., Алабышева Н.С. обратились в суд с уточненным административным иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обязании вынести соответствующее постановление.

В обоснование требований указано, что истцам на праве собственности принадлежит нежилое здание - магазин, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., который в настоящее время истцы решили сформировать. Для чего, собрав необходимый пакет документов, истец Косенков А.Ю. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением, в котором просил рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления указанного земельного участка. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ , причиной которого явилось то обстоятельство, что выявлены нарушения в разработке схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух территориальных зонах (зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.2) и зоне зелёных насаждений общего пользования (РО), на основании чего в соответствии с пунктами 6,19 статьи 39.16 ЗК РФ администрацией МО город Краснодар принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. С отказом от ДД.ММ.ГГГГ истцы не согласны, считают его незаконным. Просили суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в принятии решения о предварительном согласовании предоставления Косенкову А.Ю. и Алабышевой Н.С. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу вынести постановления о предварительном согласовании предоставления Косенкову А.Ю. и Алабышевой Н.С. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, расположенного по адресу: <адрес>

Представитель административных истцов по доверенности - Баянова Н.С. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Кузнецова К.Э. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая на пропуск административными истцами срока обращения в суд с данными административными требованиями, также указала на то, что истцом Алабышевой Н.С. не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, пояснила суду, что испрашиваемый земельный участок находится в двух различных территориальных зонах, одна из которых является зоной общего пользования, в связи с чем администрация не имеет права на предоставление данного земельного участка.

Представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Кривошеева А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.ч.8,9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (решений) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1).

Стороной ответчика заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с требованиями о признании решения об отказе в предварительном согласовании незаконным, поскольку решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в суд с административными исковыми требованиями обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, судом установлено, что определением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18.03.2021 г. административное исковое заявление Косенкова А.Ю. к администрации МО г. Краснодар было оставлено без движения и впоследствии определением от 05.04.2021 г. возвращено заявителю. При этом, административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, указывая на то, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с неосведомленностью об оставлении административного искового заявления без движения и его возвратом впоследствии.

В соответствии с п. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, суд считает, что имеются все основания для восстановления пропущенного административным истцом процессуального срока, в связи с уважительностью причин его пропуска.

Кроме того, суд не находит оснований и для оставления данного искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. То обстоятельство, что административный истец Алабышева Н.С. с указанным заявлением не обращалась существенной роли не играет, поскольку она уведомлена о наличии указанного обращения и против него не возражала, а кроме того, согласно ст. 39.14 ЗК РФ, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Как установлено судом, административным истцам, Косенкову А.Ю. (<данные изъяты>) и Алабышевой Н.С. (<данные изъяты>) на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание - магазин, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ При этом, согласно пояснениям стороны административных истцов указанному строению присвоен литер Б, поскольку по данному адресу расположено большое количество павильонов.

Данное нежилое здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно ст.39.14 ЗК РФ, для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов необходимо подготовить схему расположения земельного участка и подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению. В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Косенков А.Ю. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением, в котором просил рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления указанного земельного участка.

В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил отказ , причиной которого явилось то обстоятельство, что выявлены нарушения в разработке схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух территориальных зонах (зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.2) и зоне зелёных насаждений общего пользования (РО).

Пунктом 8 ст.39.15 ЗК РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного -участка.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16. ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного ветка. подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» не содержит запрета на формирование земельного участка в двух градостроительных зонах.

В соответствии с действующим ГрК РФ (п. 6 ст. 1) градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Таким образом, результатом зонирования является определение границ территориальных зон, для каждой из которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 2 ст.30 ГрК РФ. правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Пунктом 4 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Статьей 34 ГрК РФ предусмотрен порядок установления территориальных зон, в соответствии с которым при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов с шествующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных федеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм ГрК РФ, можно сделать вывод, что при принятии и утверждении правил землепользования и застройки органом местного самоуправления необходимо также определить местоположение границ территориальных зон и предоставить такие сведения в орган кадастрового учета.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый и царственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон : особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, лесных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации. границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ).

В соответствии с подпунктами 1,2 части 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения), описание местоположения границ таких зон и территорий.

Эти сведения орган местного самоуправления в срок не более десяти рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета.

При этом, согласно пункту 11 Положению «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. №618, указанные сведения подаются путем предоставления выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон. перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат.

Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, содержащую описание местоположения границы территориальной зоны.

При этом из кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося неотъемлемой частью схемы расположения испрашиваемого земельного участка, не усматривается тот факт, что образуемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, поскольку местоположение границ территориальных зон не определено в нарушение действующего законодательства.

Кроме того, согласно информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 1, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. № 19 п. 6, рассматриваемый участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2), частично в зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).

Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по <адрес> департаментом не выдавались.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной <адрес>» утверждена документация по проекту межевания территории, признаки территории общего пользования не усматриваются.

Информация о зонах с особыми условиями использования территории отражена в прилагаемых сведениях (ГИСОГД) X раздел.

Сведения о наличии иных обременений или ограничений в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствуют.

В соответствии с топографической съёмкой картографо-геодезического фонда муниципального образования города Краснодара на вышеуказанном земельном участке отсутствуют охранные зоны инженерных коммуникаций.

Таким образом доводы административного ответчика об образовании испрашиваемого административными истцами земельного участка в нескольких территориальных зонах не находят своего документального подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Косенкова А.Ю., Алабышевой Н.С, к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар о предварительном согласовании предоставления Косенкову А.Ю. и Алабышевой Н.С. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу вынести постановление о предварительном согласовании предоставления Косенкову А.Ю. и Алабышевой Н.С. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, расположенного по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, расположенного по адресу: <адрес> на основании межевого плана, предоставленного административными истцами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в месячный срок.

Судья: