Административное дело № 2а-907/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2017 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Чистяковой Н.А.,
с участием
представителей административного истца по доверенностям ФИО1, ФИО2,
административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу к Кредитному потребительскому строительному кооперативу «АНТЕСТ», ФИО3, заинтересованное лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области, о ликвидации кредитного потребительского строительного кооператива «АНТЕСТ» и обязывании произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу обратился в суд с административным иском к Кредитному потребительскому строительному кооперативу «АНТЕСТ» о ликвидации кооператива и возложении обязанности произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией.
В обоснование иска истец указал, что кредитный потребительский строительный кооператив «АНТЕСТ» (далее - КПСК «АНТЕСТ») зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Единым реестром саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ранняя дата включения в реестр сведений о саморегулируемой организации, осуществляющих саморегулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, окончание срока вступления в СРО (90 дней) КПСК «АНТЕСТ» приходится на ДД.ММ.ГГГГ
Отделением Тверь в рамках осуществления надзора за не кредитными финансовыми организациями в соответствии со ст. 76.1 Закона № 86-ФЗ и на основании положений п. 6 ч. 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ направлены запросы о представлении информации относительно членства КПСК «АНТЕСТ» во все действующие саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов (выписка из единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, копии запросов в саморегулируемые организации прилагаются). По полученной информации КПСК «АНТЕСТ» не входит ни в одну из саморегулируемых организаций. Таким образом, требование законодательства в части вступления в саморегулируемую организацию КПСК «АНТЕСТ» не исполнены, что является основанием для обращения Банка России в суд с заявлением о ликвидации КПСК «АНТЕСТ».
Согласно ст. 76.6 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для не кредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности. В соответствии с п. 2 Указания Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного кооператива» кредитные потребительские кооперативы представляют в Банк России отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода. Согласно п. 4 Указания №4083-У документы, содержащие отчет о деятельности представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в соответствии с Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с не кредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета».
В результате мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о деятельности за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 30 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на 31 января 2017 года не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 г. № Т128-73-16-7/1567, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 года № Т128-73-16-7/1567 вручено 09.02.2017 года специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 10.03.2017 г.. В настоящее время предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 г. № Т128-73-16-7/1567 также не исполнено.
В результате мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о персональном составе органов кредитного кооператива за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 30 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на 31 января 2017 года не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 года № Т128-73-16-7/1569, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 года № Т128-73-16-7/1569 вручено 09.02.2017 специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 10.03.2017 г.. В настоящее время предписание об устранении нарушений от 07.02.2017 г. № Т128-73-16-7/1567 также не исполнено.
В результате мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о деятельности за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 90 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на 31 марта 2017 года не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от 10.04.2017 г. № Т128-73-16-7/4293, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от 10.04.2017 года № Т128-73-16-7/4293 вручено 12.04.2017 года специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предписание об устранении нарушений от 10.04.2017 года №Т128-73-16-7/4293 также не исполнено.
В соответствии со ст. 76.5 Закона №86-ФЗ Банк России направляет не кредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания. Согласно п.п. а, п. 9, ч. 3, ст. 5 Закона № 190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок.
Неоднократные нарушения норм Федеральных законов и нормативных актов Банка России, допущенные КПСК «АНТЕСТ», выразились в непредставлении в Банк России отчётности и неисполнении законных предписаний Банка России в лице Отделения Тверь, что подтверждается скриншотом из <данные изъяты>, подтверждающий не представление отчетности КПСК «АНТЕСТ» в Банк России. При неполучении документов, указанных в предписаниях и подтверждающих устранение выявленных нарушений от поднадзорной организации, Банк России лишен возможности в полном объеме осуществлять функции контроля и надзора, возложенные на него федеральным законодательством.
Кредитный кооператив согласно ч. 2, ст. 4 Закона № 190-ФЗ предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком), а также вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Законом № 353-ФЗ. Таким образом, деятельность КПСК «АНТЕСТ» связана с предоставлением финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. В п. 1.1. Устава КПСК «АНТЕСТ» указано, что предмет деятельности кооператива состоит в совместном сбережении личных денежных средств его членам, а также финансовой взаимопомощи своим членам под их демократическим контролем. Осуществление такой деятельности без надлежащего надзора со стороны Банка России создает риски нарушения охраняемых законом общественных интересов.
Неоднократное неисполнение законных предписаний Банка России не является малозначительным нарушением ликвидация КПСК «АНТЕСТ», как исключительная мера, соразмерна допущенным нарушениям действующего законодательства: нарушения совершены неоднократно и продолжают совершаться, поэтому носят грубый характер; продолжение деятельности КПСК «АНТЕСТ» в условиях, когда не представлены документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, указанных в предписании, влечет невозможность для Банка России осуществлять контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитной финансовой организацией, к каковой относится КПСК «АНТЕСТ», в связи с этим существуют риски для лиц, получающих финансовые услуги КПСК «АНТЕСТ».
В соответствии с п.3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно ч. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Руководствуясь вышеизложенным п. 3 ч. 3, ч.5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения Тверь, выступая в защиту публичных интересов, просит принять решение о ликвидации КПСК «АНТЕСТ» №); обязать «КПСК «АНТЕСТ»» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией КПСК «АНТЕСТ», в шестимесячный срок с даты вступления в силу решения суда о ликвидации.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель КПСК «АНТЕСТ» ФИО3, который протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ исключен из числа заинтересованных лиц и привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением суда в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области.
Представитель административного истца Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу ФИО1 в судебном заседании требования по административному иску поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что несмотря на то что КПСК «АНТЕСТ» принято решение о ликвидации и назначен ликвидатор ФИО3, действий по ликвидации кооператива не произведено, в данном случае возможно вынести решение о принудительной ликвидации кооператива и установить срок для совершения предусмотренных законом действий по ликвидации. До настоящего времени кооператив не исключен из ЕГРЮЛ, поэтому принудительная ликвидация возможна. Несмотря на принятие решения о ликвидации, кооператив обязан выполнять требования закона, предоставлять отчетность, отвечать на предписания Центрального Банка, вступить в СРО. Полагает требования истца обоснованы, законны и подлежат удовлетворению с возложением обязанности на ФИО3 совершить действия по ликвидации КПСК «АНТЕСТ».
Административный ответчик ФИО3, действующий за себя и представляя интересы Кредитного потребительского строительного кооператива «АНТЕСТ», как лицо имеющее право действовать без доверенности (ликвидатор, учредитель) в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Поддержал письменные возражения представленные суду. Из письменных возражений следует, что согласно сведениям, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц КПСК «АНТЕСТ» находится в стадии ликвидации (№ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ было принято решение, оформленное протоколом, о ликвидации КПСК «АНТЕСТ», о назначении ликвидатором ФИО3 Таким образом, КПСК «АНТЕСТ» деятельность не ведет с 2010 года. Согласно ч.5 ст. 10 Закона о кредитной кооперации после принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Таким образом, ликвидация юридического лица имела место в связи с принятием решения о прекращении его деятельности членами (пайщиками) кооператива, а деятельность по привлечению денежных средств и выдаче займов невозможна в силу положений ст. 10 Закона о кредитной кооперации. В соответствии с пп. 1 ч.1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива. В соответствии с пп. 9 п.3 ст.5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: нарушения установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. В силу того, что после принятия решения КПСК «АНТЕСТ» о ликвидации не вправе осуществлять прием новых членов и привлекать денежные средства членов кооператива, обязательство о вступлении в саморегулируемую организацию отсутствует, следовательно, основания, предусмотренные пп.9 ч.1 ст.35 Закона о кредитной кооперации, для обращения в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива отсутствуют. Административным истцом представлены уведомления о вручении предписаний об устранении нарушений, врученных специалисту ФИО4. Указанное лицо не является руководителем, членом либо сотрудником КПСК «АНТЕСТ», что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, а также отчетностью, предоставляемой в государственные органы. Сведения о наличии у нее полномочий от имени административного ответчика получать корреспонденцию в материалы дела не представлены, штампы и печати КПСК «Антест» на уведомлениях отсутствуют.
В обосновании своих требований административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком п.2 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном, составе органов кредитного кооператива» в части непредставления отчета о деятельности за 2016 год. Кредитный кооператив согласно ч.2 ст.4 Закона о кредитной кооперации предоставляет займы своим членам на основании договора займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива, а также вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам. Согласно, сведениям, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности КПСК «АНТЕСТ» является строительство жилых и нежилых зданий. В соответствии с п.6.3 Устава кооператив оказывает услуги строительства своим членам из средств фонда финансовой взаимопомощи на основании договоров кредитного строительства. Предоставление займов и кредитного строительства осуществляется непосредственно на основании членства. Согласно п.6.11 деятельность кооператива по формированию и использованию фонда финансовой взаимопомощи не является предпринимательской, следовательно, деятельность КПСК «АНТЕСТ» не связана с предоставлением финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. Кроме того, в апреле 2010 года принято решение о ликвидации, следовательно, с этого периода времени деятельность не ведется, и основания для предоставления отчетов в данном случае отсутствуют.
Административным истцом не представлено доказательств направления предписания об устранении выявленных нарушений, следовательно, основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации кооператива на основании пп.9 ч.3 ст.5 Закона о кредитной кооперации, отсутствуют. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении административного искового заявления о ликвидации Кредитного потребительского строительного кооператива «АНТЕСТ».
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон по правилам ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также положений ст. 150, ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
К некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом о Банке России признаются в том числе лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
В силу пункта 2 части 1 статьи 10 Закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Так, согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива в случае нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В соответствии с ч.3. ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.
До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно представленной копии Устава КПСК «АНТЕСТ», сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц следует, что Кредитный потребительский строительный кооператив «АНТЕСТ» (№, <адрес>) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области. На дату подачи настоящего административного искового заявления КПСК «АНТЕСТ» является действующим юридическим лицом. Учредителем указанного кооператива, а также лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - указан ФИО3.
Согласно пункту 1.1 Устава кооператив является некоммерческой организацией, предмет деятельности кооператива – совместное сбережение личных денежных средств его членов, а также финансовой взаимопомощи своим членам под их демократическим контролем.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации обязана размещать на своем сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организация».
Согласно результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, установлено, что КПСК «АНТЕСТ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Данное нарушение зафиксировано актом осмотра официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии информации о членстве КПСК «АНТЕСТ» в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
Таким образом, кредитный потребительский строительный кооператив «АНТЕСТ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, тем самым нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что является основанием для его ликвидации.
При этом, судом установлено, что по данным налогового органа, а также представленных сведений административным соответчиком ФИО3, и сведениями из ЕГРЮЛ подтверждено, что КПСК «АНТЕСТ» находится в стадии ликвидации.
Согласно ст. 76.6 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности. В соответствии со ст. 76.5 Закона № 96-ФЗ Банк России направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания.
В соответствии п.11 ч.1 ст.40.2 Закона Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок и в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом данного закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Согласно п.3 ст.40.2 Закона кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
В соответствии с п. 2 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного кооператива» кредитные потребительские кооперативы представляют в Банк России отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода. Согласно п. 4 Указания №-У документы, содержащие отчет о деятельности представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке взаимодействия Банка России с не кредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета».
В результате мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о деятельности за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 30 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-73-16-7/1567, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-73-16-7/1567 вручено ДД.ММ.ГГГГ специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № № также не исполнено.
Из мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о персональном составе органов кредитного кооператива за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 30 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-73-16-7/1569, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № № вручено ДД.ММ.ГГГГ специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № № также не исполнено.
Согласно мониторинга отчетности КПСК «АНТЕСТ» было установлено, что отчет о деятельности за 2016 год, представляемый в Банк России не позднее 90 календарных дней по окончанию календарного года, кредитным потребительским кооперативом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлен. В связи с указанным нарушением в адрес КПСК «АНТЕСТ» Банком России в лице Отделения Тверь направлялось предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-73-16-7/4293, которое КПСК «АНТЕСТ» не было исполнено. Срок представления в электронном виде через личный кабинет документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного предписания. В соответствии с уведомлением о вручении, предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-73-16-7/4293 вручено ДД.ММ.ГГГГ специалисту ФИО4 Таким образом, срок представления документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений КПСК «АНТЕСТ» - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №Т128-73-16-7/4293 также не исполнено.
На основании п.3 ч.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Также на основании п.3 ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Согласно части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с положениями пункта "д" части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Как установлено судом учредителем КПСК «АНТЕСТ» является ФИО3, он же по документам налогового органа является ликвидатором кооператива с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ФИО3 о том, что кооператив до настоящего времени не исключен из ЕГРЮЛ ввиду невозможности оформления ликвидации кооператива путем реорганизации - не состоятелен, поскольку кооперативом принято решение о ликвидации, а не реорганизации кооператива. При этом довод ответчика о невозможности собрать всех участников кооператива судом не принимается как состоятельный в виду длительного времени нахождения в стадии ликвидации ( более семи лет).
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что КПСК «АНТЕСТ» обладает признаками недействующего юридического лица (не сдает отчетности, нет движения по счетам), а, следовательно, вопрос о его принудительной ликвидации не должен решаться в рамках заявленного иска Центрального Банка РФ о ликвидации, с возложением совершить действия по ликвидации организации, не состоятельны.
В силу системного толкования положений статьи 51 ГК РФ, статьи 4, пункта 4 статьи 5, подпункта «а» статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» существует презумпция достоверности сведений, содержащихся в государственном реестре.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм единственным доказательством создания юридического лица, включения гражданина в состав учредителей юридического лица, ликвидации юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПСК «АНТЕСТ» находится в стадии ликвидации, т.е. кооперативом представлено решение о ликвидации, представлено уведомление по форме Р15001. Ответчиком ФИО3 учредителем (ликвидатором) кооператива представлены сведения публикации в Вестнике государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№(273) о ликвидации КПСК «АНТЕСТ».
Тем не менее, отсутствие действий ликвидатора кооператива ФИО3 с прохождением процедуры ликвидации кооператива более семи лет, не исполнение предписаний Центрального Банка РФ, не представление отчетности об отсутствии деятельности кооператива, не позволяет контролировать деятельность кооператива в соответствии Законом «О кредитной кооперации» и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
Согласно п. п. 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Решение о ликвидации кооператива фактически заменяет собой только первоначальное решение учредителей о ликвидации юридического лица (при добровольной ликвидации), при этом без возложения судом на кого-либо из указанных в законе обязанностей по ликвидации юридического лица, такое решение будет являться неисполнимым.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на КПСК «АНТЕСТ» и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
Разрешая спор в пределах заявленных административных исковых требований, с учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности на ФИО3 совершить все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива, в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку решение о ликвидации кооператива фактически принято и отражено в ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу удовлетворить в части.
Возложить на Кредитный потребительский строительный кооператив «АНТЕСТ» в лице ликвидатора ФИО3 обязанность совершить все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива, в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Исключить данные о Кредитном потребительском строительном кооперативе «АНТЕСТ» №) из Единого государственного реестра юридических лиц.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2017 года
Председательствующий Е.А. Никитина