ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-907/2018 от 15.05.2018 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-907/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 15 мая 2018 года

Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Куриновой Л.Ю.,

с участием секретаря судебного заседания – Кержеманкиной Д.С.,

с участием в деле:

административного истца – ФИО1, его представителя ФИО2, действующей на основании ордера,

административного ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица – ФИО4,

заинтересованного лица - ФИО5, ее представителя ФИО6, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отклонении от согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) от 08 ноября 2017 года № 9163-исх и понуждении осуществить проверку документации по планировке территории в части межевания земельного участка и принять решение, предусмотренное частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отклонении от согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) от 08 ноября 2017 года № 9163-исх и понуждении осуществить проверку документации по планировке территории в части межевания земельного участка и принять решение, предусмотренное частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Администрации г.о.Саранск № 2022 от 07 сентября 2017 года ему разрешено в соответствии с заданием подготовить документацию по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в районе Северо-восточного шоссе г.Саранска и согласовать указанную документацию до момента вынесения проекта на публичные слушания.

В целях выполнения работ по разработке указанной документации, 11 сентября 2017 года между ним и ООО «Проект-Сити» заключен договор подряда, в рамках которого подготовлена документация по планировке территории (проект межевания территории) неразграниченной государственной собственности, находящейся в районе Северо-восточного шоссе г.Саранска и направлена для согласования в Администрацию городского округа Саранск.

Письмом заместителя главы г.о.Саранск – директора Департамента перспективного развития Администрации г.о.Саранск № 9163-исх от 08 ноября 2017 года представленная документация отклонена от согласования по причине отсутствия оснований по перераспределению земельного участка для размещения объекта производственной деятельности.

С данным решением он не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права. Он является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, предназначенного для размещения и эксплуатации производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, который в соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06.05.2016 № 516 расположен в территориальной зоне П3- зоне объектов и предприятий 3 класса опасности, основным видом разрешенного использования которой является в том числе – размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки.

На указанном земельном участке расположен принадлежащий ему склад, являющийся временным сооружением. Представленная им документация по планировке территории (проект межевания территории) подготовлена в целях межевания и перераспределения принадлежащего ему земельного участка неразграниченной государственной собственности, поэтому решением административного ответчика об отклонении от ее согласования существенно нарушаются его права.

Отклоняя представленный проект межевания территории, административный ответчик не выполнил мероприятий, направленных на формирование земельного участка для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, не являющихся частями производственных комплексов, сослался на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, и необоснованно исходил из того, что отсутствуют основания по перераспределению земельного участка для размещения объекта производственной деятельности.

Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по результатам проверки документации по планировке территории праве принять одно из двух решений: о направлении документации по планировке территории главе городского округа Саранск или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Решение Администрации городского округа Саранск не соответствует требованиям части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому является незаконным.

По данным основаниям просил суд признать незаконным решение Администрации городского округа Саранск об отклонении от согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, в районе <адрес>, выраженное в письме заместителя главы г.о.Саранск – директора Департамента перспективного развития Администрации г.о.Саранск № 9163-исх от 08 ноября 2017 года, и обязать Администрацию г.о.Саранск осуществить проверку документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания указанного земельного участка и принять решение, предусмотренное частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск ФИО3 административные исковые требования не признала, просила оставить без удовлетворения. Суду объяснила, что обращение ФИО1 по вопросу согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, в районе Северо-восточного шоссе г.Саранска, Администрацией городского округа Саранск было рассмотрено и по результатам рассмотрения направлено сообщение о том, что оснований по перераспределению земельного участка для размещения объекта производственной деятельности не имеется. Считает данный отказ является законным. Согласно пункту 1.4 документации по планировке – обоснование принятых решений, при разработке проекта межевания территории под объектами производственной деятельности определены границы земельного участка с увеличением их площади, для исключения изломанности границ. Земельный участок с площадью 7024 кв.м. образуется путем перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности у юридического лица. Оснований, предусмотренных статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, для перераспределения земельного участка не имеется.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО4 относительно удовлетворения исковых требований возразил. Судье объяснил, что статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в частной собственности. Администрация г.о.Саранск правильно отклонила согласование документации, поскольку законных оснований для перераспределения земельного участка не имеется. Межевым планом ФИО1 нарушаются его права на перераспределение земель.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО5 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО6 возразил относительно удовлетворения исковых требований. Судье объяснил, что решение Администрации г.о.Саранск является законным, поскольку оснований для перераспределения земельного участка не имеется.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено при рассмотрении дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений, общей площадью 6488 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>.

07 августа 2017 года ФИО1 обратился с письменным заявлением в Администрацию городского округа Саранск о наделении его полномочиями по разработке документации по планировке территории земельного участка не разграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, и земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: <адрес>, приложив к заявлению копию свидетельства о праве собственности на земельный участок, копию кадастровой выписки на земельный участок, копию паспорта, схему расположения земельного участка.

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 2022 от 07 сентября 2017 года, принимая во внимание обращение ФИО1, в соответствии со статьями 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 разрешена подготовка документов по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...> в районе <адрес>. Утверждено задание на подготовку документации по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...> в районе <адрес>. ФИО1 необходимо согласовать разработанную документацию в Департаменте перспективного развития Администрации городского округа Саранск до момента вынесения проекта на публичные слушания. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя Главы городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск.

Приложением к постановлению Администрации городского округа Саранск № 2022 от 07 сентября 2017 года является Задание на подготовку документации по планировке территории (проект межевания).

В целях выполнения работ по разработке указанной документации, 11 сентября 2017 года между ФИО1 и ООО «Проект-Сити» заключен договор подряда, в рамках которого подготовлена документация по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящейся в районе <адрес>.

10 октября 2017 года документация по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...> в районе <адрес>, направлен на согласование в Администрацию городского округа Саранск.

Письмом заместителя главы г.о.Саранск – директора Департамента перспективного развития Администрации г.о.Саранск № 9163-исх от 08 ноября 2017 года представленная документация отклонена от согласования в связи с тем, что у Администрации городского округа Саранск отсутствуют основания по перераспределению земельного участка для размещения объекта производственной деятельности (согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения возникшие между административным истцом ФИО1 и Администрацией городского округа Саранск регулируются законодательством о градостроительной деятельности – Градостроительным кодексом Российской Федерации.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. К числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение документации по планировке территории.

Отношения по планировке территории урегулированы Главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1,5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрены статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1, 5, 10, 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Исходя из положений части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Таким образом, согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по результатам проверки документации по планировке территории вправе принять одно из двух решений – о направлении документации по планировке территории главе городского округа Саранск или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Частью 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Между тем, как установлено судом, Администрация городского округа Саранск отклонила от согласования документацию по планировке территории (проект межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...> в районе <адрес>, по тем основаниям, что у Администрации городского округа Саранск отсутствуют основания по перераспределению земельного участка для размещения объекта производственной деятельности (согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть приняла решение не соответствующее требованиям части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 7 Задания на подготовку документации по планировке территории (проект межевания), являющегося приложением к постановлению Администрации городского округа Саранск № 2022 от 07 сентября 2017 года, до момента вынесения документации на публичные слушания разработанную документацию по межеванию необходимо согласовать в Департаменте перспективного развития Администрации городского округа Саранск. При наличии замечаний, полученных при согласовании в Департаменте перспективного развития Администрации городского округа Саранск, разработчику необходимо в течение 2-х недель осуществить внесение изменений (доработку) в разработанную документацию.

Следовательно, данное задание также предусматривает согласование документации и направление ее на доработку в случаях наличия каких-либо замечаний.

Анализируя все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Администрацией городского округа Саранск, в нарушении части 2 статьи 62 КАС Российской Федерации, не представлено в суд доказательств в подтверждение законности принятого решения, в том числе выполнения правил части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления проверки представленной документации, и принятия одного из двух предусмотренных данной нормой решения.

Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 227 КАС Российской Федерации условий для удовлетворения требования административного истца об оспаривании решения Администрации г.о.Саранск установлена в ходе судебного разбирательства, в связи с чем у суда имеются достаточные основания для признания данного акта незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым обязать Администрацию городского Саранск в срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить проверку документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, в районе <адрес>, и принять решение в соответствии с положениями части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административными истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отклонении от согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) от 08 ноября 2017 года № 9163-исх и понуждении осуществить проверку документации по планировке территории в части межевания земельного участка и принять решение, предусмотренное частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации удовлетворить.

Признать решение Администрации городского округа Саранск от 08 ноября 2017 года № 9163-исх об отклонении от согласования документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, в районе <адрес>, не соответствующим части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1.

Обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить проверку документации по планировке территории (проекта межевания территории) в части межевания земельного участка неразграниченной государственной собственности, находящегося в квартале <...>, в районе <...>, и принять решение в соответствии с положениями части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Об исполнении решения суда по делу Администрации городского округа Саранск необходимо сообщить в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в возмещение понесенных административным истцом судебных расходов.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю. Куринова

Мотивированное решение

изготовлено 21 мая 2018 года.

Судья Л.Ю.Куринова