Дело № 2а-908/2022
(УИД 27RS0005-01-2022-000778-25)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 17 июня 2022 г.
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Малеева А.А.,
при секретаре Соловьевой А.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Шаповалова Д.С., представителя административного ответчика администрации г.Хабаровска по доверенности Рубцова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления и об обязании совершить определенные действия, в обоснование которого указал, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города от 11.02.2020 по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде установлено нарушение жилищного законодательства в отношении ****.
Так, прокуратурой района установлено, что данный дом двухэтажный, деревянный, в состав дома входит 16 квартир, 2 квартиры находятся в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение).
Заключением межведомственной комиссии «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от 30.11.2021 ... жилой **** признан аварийным.
На основании указанного заключения, администрацией г. Хабаровска издано постановление от 28.12.2021 ... о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу, определен срок расселения - до 2025 года.
В тоже время, 12.01.2022 в указанном доме в **** произошел пожар, который ухудшил общее состояние жилого многоквартирного дома.
22.02.2022 сотрудниками главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края произведен осмотр ****, в ходе которого установлена деформация несущих конструкций, ухудшения их состояния, что создает реальную угрозу обрушения несущих конструкций в любое время, а следовательно, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в данном МКД.
В связи с изложенным, консультантом межрайонного отдела государственного жилищного надзора Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края 22.02.2022 в адрес администрации города Хабаровска внесено предписание за №... о расселении рассматриваемого дома до 22.03.2022.
Указанное предписание не было исполнено администрацией города Хабаровска.
Таким образом, срок расселения граждан, указанный в постановлении органа местного самоуправления - «до 2025 года» не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (ст. 1 ЖК РФ).
24.03.2022 прокуратурой района совместно с консультантом межрайонного отдела государственного жилищного надзора управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведен осмотр ****, в ходе которого установлена деформация несущих конструкций, признаки угрозы их обрушения.
Из вышеизложенного следует, что установление постановлением администрации города срока по отселению жильцов указанного дома в жилые помещения маневренного фонда до 2025 года, не свидетельствует об исполнении администрацией города обязанности по реконструкции жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года.
Следовательно, определение срока расселения жильцов до 2025 года из жилых помещений, может привести к значительному материальному ущербу и гибели неопределенного круга лиц.
Также прокуратурой района установлено следующее.
В силу положений ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу положений подпунктам «г» и «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» соблюдение предусмотренной частями 2-4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 -3,5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из вышеизложенного следует, что реализация процедуры, предусмотренная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ является единственным способом расселения собственников из многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также законным основанием для проведения работ по сносу указанного дома в случае, если собственники жилых помещений самостоятельно данные мероприятия не осуществили.
Вместе с тем в постановлении администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу не указаны сроки проведения работ по сносу дома, а также не указаны мероприятия по направлению требований собственникам рассматриваемого дома о его сносе в разумный срок за счет их собственных средств и сроки их направлений, не указано сроки принятия решений об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный ****, для муниципальных нужд, в случае не проведения собственниками жилых помещений в многоквартирном **** мероприятий по сносу многоквартирного дома, не указана процедура проведения мероприятий по изъятию земельного участка под многоквартирным домом **** для муниципальных нужд, а также сроки ее проведения, не указана процедура по осуществлению выкупа земельного участка под многоквартирным домом **** для муниципальных нужд, а также сроки ее проведения.
Не включение процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, создает возможность не проведения процедуры по расселению многоквартирного ****, а также по его сносу, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределенному кругу лиц в случае его обрушения.
Нарушение требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан установлением срока отселения жильцов до 2025 года из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также не включения процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, и не установления разумных сроков ее проведения, носит длящийся характер, поскольку у административного ответчика весь срок сохраняется обязанность совершить определённое действие.
В связи с чем, со ссылками на положения ст. 39 КАС РФ, ст. 1 ЖК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит:
признать незаконным постановление от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного ****, в части установления срока переселения граждан, проживающих в жилых помещениях **** до 2025 года, а также в части не установления срока по организации работы по сносу ****, а также по не указанию мероприятий по направлению требований собственникам рассматриваемого дома о его сносе в разумный срок за счет их собственных средств и сроков их направлений, по не указанию сроков принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный ****, для муниципальных нужд, в случае не проведения собственниками жилых помещений в многоквартирном **** мероприятий по сносу многоквартирного дома, не указания процедуры проведения мероприятий по изъятию земельного участка под многоквартирным домом **** для муниципальных нужд, а также сроков ее проведения, не указания процедуры по осуществлению выкупа земельного участка под многоквартирным домом **** для муниципальных нужд, а также сроков ее проведения;
обязать администрацию города Хабаровска установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого ****, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию города Хабаровска установить разумный срок проведения процедуры, предусмотренной частями 1-3, 5-9, 10 ст. 32 ЖК РФ, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В последующем административный истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просит:
признать незаконным постановление администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу, в части установления срока переселения граждан, проживающих в жилых помещениях **** до 2025 года;
признать незаконным пункт 3 постановления администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу, в части организации работы по сносу **** после регистрации права муниципальной собственности на все помещения в указанном доме;
признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска по не проведению процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации;
обязать администрацию города Хабаровска установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого ****, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию города Хабаровска провести процедуру, предусмотренную частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации в отношении жилого **** в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Шаповалов Д.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г.Хабаровска по доверенности Рубцов Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, прокурор ссылался на то, что административный иск подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых нарушаются обжалуемым постановлением администрации ****. Вместе с тем в данном случае круг лиц, то есть граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, и которых необходимо переселить в жилые помещения маневренного фонда и права которых как полагает прокурор **** нарушены, известен, индивидуализирован и определен.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом ч. 2 ст. 220 КАС РФ предусматривает, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны в том числе, сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о нравах, свободах и законных интересах иных лиц; нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В административном исковом заявлении не содержится указаний на нормативные правовые акты, которым не соответствует обжалуемое постановление, кроме того отсутствуют указания в чем выражается нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В нарушение положений ст. 226 КАС РФ прокурором не представлены доказательства фактического проживания граждан в признанном аварийным многоквартирном доме, наличии реальной угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также необходимости указания в обжалуемом постановлении пунктов, касающихся мероприятий но сносу дома (направление требований собственникам дома о его сносе за счет их собственных средств, сроков принятии решения об изъятии земельного участка, сроков ее проведения и т.д.).
В соответствии с и. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 ... (далее Положения), на основании заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В данном случае, требование о включении в распоряжение обоснования установленного срока, а также необходимости указания пунктов, касающихся мероприятий по сносу дома (направление требований собственникам дома о его сносе за счет их собственных средств, сроков принятии решения об изъятии земельного участка, сроков ее проведения и т.д.) законодательно не закреплено.
Кроме того, Положение не устанавливает пределы срока, который должен быть определен для отселения физических и юридических лиц.
Указанный срок определяется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий.
При этом, несмотря на то, что форма правового акта, издаваемого в соответствии с п. 49 Положения, не определена, названный пункт содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должен содержать издаваемый в соответствии с ним правовой акт.
Следовательно, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, противоречат указанным выше нормам.
Кроме того указанный в постановлении срок для отселения граждан является предельным и не свидетельствует о том, что работы по отселению жильцов и сносу не будут проводиться ранее 2025 гола.
Согласно информации, предоставленной управлением жилищного фонда и приватизации жилья от 19.04.2022 ..., проживающим гражданам в **** администрацией города проведена работа по информированию граждан, проживающих в спорном доме, о возможности переселения в жилые помещения маневренного фонда. Указанная информация также была размещена на доме.
Граждане, зарегистрированные в указанном доме по вопросу предоставления жилых помещений маневренного фонда не обращались. От граждан получены письменные отказы от переселения в маневренный фонд.
Указанные требования прокурора являются неисполнимыми, а именно срок в 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, который просит установить прокурор является неразумным, административным истцом не обоснован.
Также требования об обязании установить разумный срок проведения процедуры, предусмотренной ч. 1-3, 5-9, 10 ст. 32 ЖК РФ, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу противоречит самой ст. 32 ЖК РФ, поскольку ч. 6 данной статьи установлено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения возможно на основании решения суда, что также является неисполнимым в течение 2-х месяцев. Согласно ч. 8 данной статьи иск об изъятии жилого помещения не может быть подан ранее, чем до истечения 3- х месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества.
Органам местного самоуправления законом предоставлено право самостоятельного решения вопросов местного значения, связанных с содержанием муниципального жилищного фонда, в том числе вопросов о целесообразности и сроках выполнения работ по реконструкции жилых домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130, 132, 133 Конституции РФ).
Считает, что для обоснования срока, который административный истец просит установить, необходимо учитывать такой фактор, как исполнимость, а именно возможность реализовать возложенные обязанности по организации переселения проживающих в многоквартирном доме граждан, сносе дома в соответствии с нормами законодательства.
А именно, учитывать, что не все жилые помещения находятся в муниципальной собственности, также существует вероятность отказа нанимателя переселяться в жилое помещение маневренного фонда, что повлечет необходимость решения данного вопроса в судебном порядке, который исходя из анализа судебной практики по такой категории дел, является длительной процедурой.
Прокурор просит признать незаконным пункт 3 постановления администрации г. Хабаровска от 28.12.2021 .... Указанное требование является незаконным, необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 32 ЖК РФ орган местного самоуправления может производить снос аварийного дома, только после изъятия земельного участка, на котором расположен указанный дом и после изъятия каждого жилого помещения в указанном доме, т.е. после регистрации права муниципальной собственности на все помещения в спорном доме, как и указанно в п. 3 оспариваемого постановления.
В случае, если собственники жилых помещений самостоятельно произведут снос аварийного дома процедура изъятия жилых помещений не будет производиться.
При совершении администрацией г. Хабаровска действий по сносу дома до регистрации права муниципальной собственности на все помещения, такие действия приведут к нарушению законных прав и интересов граждан (собственников помещений), а как следствие и причинение вреда имуществу этих граждан, что может привести к административной или уголовной ответственности в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 330 УК РФ соответственно.
Таким образом, указанное постановление не противоречит действующему законодательству, принято уполномоченным органом в рамках своих компетенций.
Требования прокурора являются неисполнимыми, а именно срок в 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, который просит установить прокурор является неразумным, административным истцом не обоснован.
Указанный прокурором срок противоречит самой ст. 32 ЖК РФ, поскольку в случае, если собственники самостоятельно не произведут работы по сносу дома ч. 6 данной статьи установлено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения возможно на основании решения суда, что также является неисполнимым в течение 2-х месяцев. Согласно ч. 8 данной статьи иск об изъятии жилого помещения не может быть подан ранее, чем до истечения 3-х месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества.
Считаем, что для обоснования срока, который административный истец просит установить, необходимо учитывать такой фактор, как исполнимость, а именно возможность реализовать возложенные обязанности но организации переселения проживающих в многоквартирном доме граждан, сносе дома в соответствии с нормами законодательства.
Кроме того необходимо отметить, что в настоящее время расселение аварийных домов администрация г. Хабаровска осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в рамках Адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 г.
В соответствии с условиями реализации указанной программы срок расселения аварийных домов определен до 31.12.2022. В первую очередь в бюджете городского округа «Город Хабаровск» планируются денежные средства необходимые для реализации мероприятий по расселению домов, признанных аварийными до 01.01.2017, в рамках указанной Адресной программы Хабаровского края.
В связи с тем, что дом № **** признан аварийным в 2021 году он не вошел в перечень домов, подлежащих расселению в соответствии с Адресной программой Хабаровского края. Таким образом, процедуры, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, не проводились в связи с отсутствием необходимых денежных средств на реализацию указанных мероприятий.
Для организации мероприятий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ необходимо не менее 30 месяцев.
На основании изложенного выше, администрация г. Хабаровска просит суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков сноса дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 3.12 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Судом установлено, что **** года постройки, шестнадцатиквартирный, передан в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Главы администрации г. Хабаровска от 03.10.1994 ..., **** находятся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», остальные квартиры находятся в частной собственности граждан.
Заключением межведомственной комиссии «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от 30.11.2021 ... жилой **** признан аварийным.
В соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ...**** признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным постановлением определен срок для расселения граждан, проживающих в ****, до 2025 года.
12.01.2022 в указанном доме в **** произошел пожар, который ухудшил общее состояние жилого многоквартирного дома.
22.02.2022 сотрудниками главного управления регионального государственного контроля и лицензирования **** произведен осмотр ****, в ходе которого установлена деформация несущих конструкций, ухудшения их состояния, что создает реальную угрозу обрушения несущих конструкций в любое время, а следовательно, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в данном МКД, в связи с чем, консультантом межрайонного отдела государственного жилищного надзора Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в адрес администрации города Хабаровска внесены предписания 22.02.2022 за №.... 24.03.2022 за №... о расселении рассматриваемого дома до 22.03.2022 и до 25.04.2022 соответственно.
В указанном доме зарегистрированы и продолжают проживать граждане, что подтверждается поквартирными карточками, заявлениями от 12.01.2022 Б.,К.,С.,П.,С.,Б.,С.,А.,К. о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения и отказе в переселении в маневренный фонд – ****.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Учитывая представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу о том, что установленный ответчиком срок расселения граждан до 25.12.2025 года является неразумным, административные исковые требования в части признания незаконным постановление администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу, в части установления срока переселения граждан, проживающих в жилых помещениях **** до 2025 года, подлежат удовлетворению.
Рассматривая остальную часть исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 постановления администрации г. Хабаровска от 28.12.2021 ... «О признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу» управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города организовать работу по сносу **** после регистрации права муниципальной собственности на все помещения в указанном доме.
В силу положений ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу положений подпунктам «г» и «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» соблюдение предусмотренной частями 2-4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативным свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Истец, обращаясь с требованиями о возложении на ответчика обязанности по внесению изменения в оспариваемое постановление в части срока сноса многоквартирного дома, ссылается на то, что его эксплуатация создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.
Жилищные права собственников жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. При этом, в силу части 8 статьи 32 ЖК РФ, другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года ..., на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является компетенцией органа местного самоуправления («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года»).
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения остальной части исковых требований не имеется, так как истцом в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ не подтверждено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц пунктом 3 оспариваемого постановления администрации г. Хабаровска, определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления, каких либо допустимых и относимых доказательств бездействия администрации г. Хабаровска по проведению процедуры отселения из спорного дома, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления и об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации города Хабаровска от 28.12.2021 ... о признании многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу, в части установления срока переселения граждан, проживающих в жилых помещениях **** до 2025 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 01.07.2022.
Судья: А.А.Малеев