Дело № 2а-9098/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
08 декабря 2022 г. г. Балашиха, Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,
при секретаре судебного заседания Рычковой Е.А.,
с участием представителя административного ответчика по доверенности от 13.01.2022г. ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Председателю Московской областной Думы ФИО3 и к Заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО4 о признании незаконными решения действий(бездействия),
установил:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Председателю Московской областной Думы ФИО3, заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО4, в котором просит суд признать незаконными действия депутата Московской областной Думы ФИО3, Заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы, выразившиеся в отказе в назначении материальной помощи. В обоснование административного иска ФИО2 указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к депутату ФИО3 с заявлением об оказании материальной помощи, указав, что лишена средств к существованию. Ответом руководителя секретариата Московской областной Думы ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении материальной помощи отказано со ссылкой на непринятие закона Московской области «О дополнительных мероприятиях по развитию ЖКХ и социальной – культурной сферы на ДД.ММ.ГГГГ и плановые ДД.ММ.ГГГГ». ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась к депутату Московской областной Думы ФИО3 с просьбой оказания материальной помощи. Ответом руководителя аппарата Московской областной Думы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении материальной помощи отказано в связи с тем, что она не представила доказательства невозможности преодоления тяжелой жизненной ситуации самостоятельно. Одновременно разъяснено ее право на обращение с соответствующими заявлениями к судебному приставу – исполнителю и в территориальный орган социальной защиты населения. Из ответов должностных лиц Московской областной Думы следует, что рассмотрение вопроса об оказании ей материальной помощи поручено руководителю секретариата ФИО5 и заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы ФИО6, которые отказали ей в назначении материальной помощи в связи с тем, что она представила соответствующие доказательства. Вместе с тем, ей не предложено предоставить документы, свидетельствующие о тяжелом материальной положении. Одновременно заместителем руководителя аппарата Московской областной Думы установлено, что основания, указанные ей для оказания материальной помощи, не подтверждают, что она не может преодолеть свои трудности самостоятельно. Полагает, что оснований для отказа в назначении материальной помощи не имелось, вопрос решен формально без учета требований действующего законодательства Московской области.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, извещена о времени и месте надлежащим образом ШПИ №, о причинах неявки суду не сообщила.
Административные ответчики Председатель Московской областной Думы ФИО3 и Заместитель руководителя аппарата Московской областной Думы – руководитель Государственно-правового управления ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель административного ответчика Председателя Московской областной Думы ФИО3 по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что вопрос об оказании материальной помощи ФИО2 рассмотривается, направлено соответствующее ходатайство руководителю окружного управления социального развития ФИО7
Заинтересованное лицо Московская областная Дума в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте надлежащим образом извещено по электронной почте.
Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно 4.1 ст.9, п.4 ч.1 ст. 10 и ч.1 ст12 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Постановлением Правительства Московской области от 26 января 2021 года N№ 24/3 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в 2021 году» был утвержден Порядок оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в 2021году.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что материальная помощь оказывается на основании личного заявления одиноко проживающего гражданина или одного из членов семьи об оказании материальной помощи, поступившего от депутата Московской областной Думы по избирательному округу заявителя в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области по месту жительства заявителя, и при наличии средств в бюджете Московской области на оказание материальной помощи гражданам.
В силу пункта 8 указанного порядка заявление, поступившее от депутата Московской областной Думы, и документы, представленные заявителем, направляются руководителем территориального подразделения Министерства для рассмотрения на заседании территориальной комиссии по оказанию экстренной социальной помощи гражданам, созданной в соответствии с постановлением правительства Московской области от 20 июля 2015 № 585/27 «Об утверждении Порядка оказания экстренной социальной помощи и Перечня видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию», в срок, не превышающий 11 рабочих дней со дня регистрации заявления в территориальном подразделении Министерства. При рассмотрении вопроса об оказании материальной помощи в работе комиссии могут принимать участие (по согласованию) представители Московской областной Думы.
Согласно пункта 9 Порядка решение о предоставлении материальной помощи либо об отказе в предоставлении материальной помощи принимается в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления в территориальном подразделении Министерства.
Основания для отказа в предоставлении материальной помощи указаны в пункте 10 Порядка, одним из которых является отсутствие средств в бюджете Московской области на оказание материальной помощи.
В соответствии с пунктом 11 Порядка уведомление об оказании либо отказе в оказании материальной помощи территориальное подразделение Министерства направляет заявителю способом, указанным в заявлении, в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В пункте 12 Порядка указано, что депутат Московской областной Думы, направивший в территориальное подразделение Министерства заявление, информируется указанным территориальным подразделением Министерства о результатах его рассмотрения в течение 3 рабочих дней со дня принятия Комиссией соответствующего решения.
Постановлением Правительства Московской области от 22.04.2022 № 14 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в ДД.ММ.ГГГГ» утвержден Порядок оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в ДД.ММ.ГГГГ. Данным Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 26.01.2021 N 24/3 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в ДД.ММ.ГГГГ».
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в адрес Председателя Московской областной Думы ФИО3, указывая в своем обращении о том, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к депутату ФИО8, и указала, что находится в сложной жизненной ситуации, просила оказать ей материальную помощь от депутата. Ответом депутата ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в оказании материальной помощи отказано со ссылкой на то, что такое основание как «арест счетов в ПАО Сбербанк» не свидетельствует о том, что эту ситуацию невозможно преодолеть самостоятельно (л.д. 27).
Председатель Московской областной Думы ФИО3 дал поручение ФИО4 рассмотреть обращение и направить ответ заявителю (л.д. 31).
За подписью Заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя государственно-правового управления ФИО4 на указанное выше обращение дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано о том, что в обращении не указано, предпринимались ли ФИО2 действия по преодолению сложившейся финансовой ситуации. В целях улучшения финансовой ситуации ФИО2 вправе самостоятельно предпринять следующие действия. 1. Повторно обратиться в государственное учреждение службы занятости населения по месту жительства за содействием в поиске подходящей работы или регистрации в качестве безработной. 2. Обратиться в подразделение судебных приставов с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Также сообщено, что Председатель Московской областной Думы не уполномочен рассматривать жалобы на ответы, данные депутатом ФИО8, и давать правовую оценку указанным в обращении фактам (л.д. 6-8; 28-30).
Распоряжением Председателя Московской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года назначена на должность государственной гражданской службы Московской области заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя Государственно-правового управления (л.д. 44).
В соответствии с п.п. 2, 7 и 23 п. 19 Должностного регламента государственного гражданского служащего Московской области, замещающего должность государственной гражданской службы Московской области заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя Государственно-правового управления гражданский служащий, замещающий указанную должность, исполняет следующие обязанности: координирует деятельность структурных подразделений аппарата Думы по подготовке и прохождению распоряжений Председателя Думы; исполняет поручения Председателя Думы по вопросам, входящим в его компетенцию; рассматривает обращения депутатов Думы, организаций и граждан, поступивших в Управление (л.д. 32-43).
Административный истец ФИО2 также представила в дело письменное сообщение ГКУМО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), приказ ГКУМО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» (л.д. 11), электронное сообщение по вопросу назначения пособия (л.д. 12).
Приказом № ГКУМО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО9» ранее принятый приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» отменен.
Приказом № ФИО2 признана безработной, назначено пособие по безработице.
Апелляционным определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № решение Балашихинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении требований ФИО2 к Председателю Московской областной Думы ФИО3, Руководителю секретариата Председателя Московской областной Думы ФИО5 о признании незаконным действий и бездействия, постановлено в отмененной части новое решение.
Признать незаконными: решение Председателя Московской областной Думы о поручении рассмотрения обращения ФИО2, зарегистрированного
ДД.ММ.ГГГГ№, руководителю секретариата Председателя Московской областной Думы; решение Руководителя секретариата Председателя Московской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, по обращению ФИО2, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать депутата Московской областной Думы по избирательному округу заявителя ФИО2 рассмотреть обращение, зарегистрированное в Московской областной Думе ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Порядком оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области.
В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
В материалы дела представлено поручение от ДД.ММ.ГГГГ. направленное руководителю окружного управления социального развития (городских округов Балашиха и ФИО9) ФИО7 председателем Московской областной думы ФИО3 в котором, указано, что во исполнение апелляционного определения Московского областного суда по делу № в соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок) направляю Вам обращение ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащее заявление об оказании материальной помощи, в целях принятия решения о назначении материальной помощи Комиссией, созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> «Об утверждении Порядка оказания экстренной социальной помощи и Перечня видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (далее - Комиссия). Кроме того, в связи с рассмотрением Балашихинским городским судом искового заявления ФИО10 по делу № направляем копию обращения ФИО2 №ДД.ММ.ГГГГ, также содержащее заявление об оказании материальной помощи, для принятия решения Комиссией. При рассмотрении Комиссией указанных заявлений и принятия решения прошу учесть, что гражданка ФИО10 не представила депутату вместе с заявлениями комплект документов, указанных в пункте 6 Порядка, необходимых для принятия решения о предоставлении материальной помощи в зависимости от трудной жизненной ситуации, а также реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств. ФИО10 направлены разъяснения, что она вправе предоставить документы и сведения о банковском счете в Окружное управление социального развития (городских округов Балашиха и ФИО9) либо в Московскую областную Думу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Оценив в совокупности, представленные в дело доказательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку как следует из материалов дела ранее в рамках рассмотренного дела № судом апелляционной инстанции удовлетворены требования ФИО2 в части признания незаконными решения Председателя Московской областной Думы о поручении рассмотрения обращения ФИО2, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ № №, руководителю секретариата Председателя Московской областной Думы; решения Руководителя секретариата Председателя Московской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, по обращению ФИО2, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ№. В качестве способа восстановления нарушенного права ФИО2 судебная коллегия определила обязать депутата Московской областной Думы по избирательному округу заявителя ФИО2 рассмотреть обращение, зарегистрированное в Московской областной Думе ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с Порядком оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области.
Все обращения ФИО2 касались одного вопроса оказания материальной помощи направленные в ДД.ММ.ГГГГ., данный вопрос находиться в стадии рассмотрения, о чем направлено поручение от ДД.ММ.ГГГГ. направленное руководителю окружного управления социального развития (городских округов Балашиха и ФИО9) ФИО7 председателем Московской областной думы ФИО3, в том числе во исполнение апелляционного определения Московского областного суда по делу № в этой связи суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным действий выразившихся в отказе в назначении материальной помощи не имеется.
С учетом рассмотрения обращений ФИО2, а также отсутствия препятствий к обращению за получением материальной помощи, направленного поручения о возможности оказания материальной помощи, нарушений каких-либо прав и законных интересов административного истца не имеется. В данном случае отсутствует бездействие со стороны административных ответчиков, либо незаконность их действий.
Не достижение цели обращения ФИО2 не может являться основанием для удовлетворения требований о признании незаконными действий выразившихся в отказе в назначении материальной помощи, кроме того в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года № на обращение ФИО2 не содержится сведений об отказе в оказании материальной помощи, а даны разъяснения, в том числе и для предпринятия необходимых действий для оказания материальной помощи.
При указанных обстоятельствах в их совокупности, требования административного истца о признании незаконными действий депутата Московской областной Думы ФИО3, заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы, выразившиеся в отказе в назначении материальной помощи, как данные требования изложены в просительной части административного искового заявления, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к Председателю Московской областной Думы ФИО3, Заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО4 о признании незаконными действий выразившихся в отказе в назначении материальной помощи – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15.12.2022г.
Судья Балашихинского
городского суда Московской области В.В. Пономарёва