ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-909/2022 от 17.06.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2а-909/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,

с участием:

представителей административного истца Стениной С.Г., Стенина В.Г.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области/заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области – Мироновой А.С.,

представителя заинтересованного лица СНТ «Спуник» - Волкова А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воробьевой Фирдауси Анвяровны о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Воробьева Ф.А. обратилась в суд с административным иском и с учетом уточнения требований просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 30.12.2021 по заявлению № Р001-5773207589-53059843, возложить на Администрацию г.о.Серпухов обязанность повторно рассмотреть заявление Воробьевой Ф.А. от 15.12.2021 № Р001-5773207589-53059843 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязать Администрацию г.о. Серпухов принять решение (постановление) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 887 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым , площадью 765 кв.м, расположенного в СНТ «Спутник» Серпуховского района, пос. Шарапова-Охота, с землями, государственная собственность на которые не разграничена площадью 122 кв.м, в соответствии с таблицей координат участка; направить схему расположения земельного участка площадью 887 кв.м в адрес Воробьевой Ф.А. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования административный истец основывает на том, что она является собственником земельного участка с кадастровым , общей площадью 765 кв.м, расположенного в СНТ «Спутник» Серпуховского района Московской области.

С одной стороны, участок административного истца граничит с землями, по утверждению административного ответчика, принадлежащими ему. В марте 2021 года административным истцом был направлен запрос Администрации г.о. Серпухов (административный ответчик, Администрация) по вопросу возможности оформления в собственность участка площадью около сотки, в том числе посредством выкупа данной площади земли, тем более что данная площадь используется административным истцом более 15 лет.

Административным ответчиком был дан ответ о возможности оформления данного участка путём перераспределения частного земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Именно административным ответчиком официально был предложен алгоритм действий, согласно которому административный истец вправе осуществить оформление данной площади и согласно которому административный истец в дальнейшем и следовала.

За получением госуслуги административным ответчиком было предложено обратиться административному истцу на Региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ). На основании данного ответа административного ответчика, Воробьёвой Ф.А. был заключен договор и оплачена услуга на проведение кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка.

15.12.2021 на РПГУ были размещены необходимые документы, однако, решением от 30.12.2021 административным ответчиком было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления гос. услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Согласно пункта 2 Решения об отказе в разделе «Разъяснение причин отказа в приеме» со ссылкой на Регламент указано, что не представлены документы от СНТ: согласие общего собрания членов СНТ. Данное Решение об отказе и требование администрации, считает неправомерным в части требования согласия общего собрания членов СНТ.

Так, согласно раздела 10 Регламента, он содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги, то есть данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Однако административный ответчик затребовал документы, которые в разделе 10 Регламента отсутствуют, учитывая, что администрация в письме от № вх6/1147 он их не указывала, следовательно, данное требование не основано на законе.

В силу пункта 10.5. Регламента администрация не вправе требовать у заявителя предоставления документов и информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Московской области для предоставления госуслуги.

Поскольку документ (согласие общего собрания членов СНТ), который затребовала администрация, в разделе 10 Регламента отсутствует, следовательно, данное требование не основано на законе, Решение об отказе в данной части неправомерно.

В приложении к Регламенту относительно предоставления «согласия общего собрания членов СНТ» Минмособлимущества специально указал, в каком именно случае предоставляется данный документ: «Согласие общего собрания членов товарищества собственников недвижимости на перераспределение представляет собой выписку из протокола составленного по итогам собрания товарищества собственников недвижимости, отражающий положительное решение по вопросу перераспределения земельного участка, принадлежащего заявителю и земельного участка, находящегося на территории товарищества. Документ предоставляется в случае обращения за перераспределением земельного участка, расположенного в границах товарищества собственников недвижимости».

Согласно схеме расположения земельного участка, ясно видно, что перераспределяются участки двух собственников (Воробьевой Ф.А. и Администрации), а не участка заявителя и земельного участка, находящегося на территории товарищества, т.е. в границах СНТ. Данное требование предусмотрено для иных случаев, под который рассматриваемый случай, не подпадает.

Согласно выписке из ЕГРН, границы СНТ не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют.

Поскольку границы СНТ не установлены, а право собственности на земли СНТ в ЕГРН отсутствуют, то требование Администрацией протокола общего собрания СНТ не обосновано, тем более что сама Администрация Актом от 21.09.2021 № 51-ос-426 в отношении Воробьевой Ф.А. утверждает, что испрашиваемая заявителем к перераспределению площадь 124,4 кв. м. - исключительно земли администрации, а не СНТ, следовательно, требовать документы, относящиеся к третьему лицу (СНТ), не участвующему в данных правоотношениях, неправомерно и противоречит Регламенту.

Административный истец Воробьева Ф.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила письменные объяснения (л.д. 199-202), обеспечила явку представителей по доверенности Стениной С.Г., Стенина В.Г., которые настаивали на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения, указав, что территориальная зона «Лес» отсутствует на спорном земельном участке.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области/заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Миронова А.С. в судебном заседании возражала против заявленных истцами требований, считает решение об отказе в предоставлении Государственной услуги является законным и обоснованным, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях, в котором указано, что решением от 30.12.2021 № Р001-5773207589-53059843 (далее - решение об отказе) Воробьевой Ф.А., было отказано в предоставлении вышеуказанной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков находящихся в частной собственности».

Данный отказ сформирован в соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требования к ее подготовке.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения Правил землепользования и застройки.

Так, согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Серпухов от 18.08.2021 № 4182-П, спорный земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: частично в зоне СХ-2- «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (765,51 кв. м); частично - территория «Леса» (13,70%).

В соответствии с п.7 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Административным истцом не оспаривается данный пункт Решения об отказе, однако он считает Решение об отказе не правомерным в части требования согласия общего собрания членов СНТ «Спутник».

Согласно п. 10.2.6 приложения 12 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков находящихся в частной собственности», утвержденного распоряжением Минмособлимущества от 26.12.2018 № 15ВР-1816, согласие общего собрания членов товарищества собственников недвижимости на перераспределение (в случае обращения за перераспределением земельного участка, расположенного в границах товарищества собственников недвижимости) является обязательным для предоставления Заявителем документов в целях оказания государственной услуги. Для соблюдения законности решения о предоставлении земель, поскольку испрашиваемое перераспределение земельного участка может затрагивать как находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, так и земли, находящиеся в ведении садоводческого некоммерческого товарищества «Спутник», а также в отсутствие в распоряжении Администрации городского округа Серпухов Московской области документов о планировании и застройки садоводческого некоммерческого товарищества «Спутник», предоставление такого документа являлось обязательным.

Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) «Союз дачников Подмосковья» имелись сведения о границах СНТ «Спутник». Также СНТ «Спутник» оформлено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, относящийся к землям общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества «Спутник» (запись о регистрации права от 01.02.2022) (л.д. 48-50).

Представитель заинтересованного лица СНТ «Спутник» - Волков А.А. в судебном заседании возражал против административного иска, указывая, что дополнительный земельный участок, на получение которого через заключение соглашения о перераспределении претендует истец, находится за пределами границ СНТ. Внешний забор был перемещен в 2014 году, то есть фактически дополнительный участок является самозахватом. Данные обстоятельства, в том числе, препятствуют постановке внешних границ СНТ на кадастровый учет. Вопрос о перераспределении земельного участка на общее собрание СНТ не выносился и не обсуждался. Внешние границы СНТ не поставлены на кадастровый учет, однако Постановлением Главы Серпуховского района от 13.12.2005 был утвержден проект границ СНТ «Спутник», в том числе и земли общего пользования. Позднее на основании данной схемы на общем собрании в 2019 году был утвержден межевой план земель общего пользования и внешних границ СНТ «Спутник» с конкретными координатами. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 95).

Представитель заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Из письменного отзыва Комитета лесного хозяйства Московской области усматривается, что согласно данным Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований московской области (РГИС) не имеется пересечения с землями лесного фонда земельного участка Воробьевой Ф.А. площадью 765 кв.м с кадастровым и занятого ею земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности площадью 124,4 кв.м.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области/заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области, представителя заинтересованного лица СНТ «Спутник», оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 765 кв.м, адрес объекта: Московская область, Серпуховский район, п.Шарапова-Охота, садов.тов. «Спутник», уч. №46 (л.д. 23, 163-176, 179-187).

Решением Исполнительного комитета Серпуховского районного Совета депутатов трудящихся от 24.04.1968 №112 утверждены границы отвода земельного участка для организации коллективного садоводства рабочих и служащих предприятия п/я А-3233 общей площадью 10,0 га, в том числе: сенокоса – 4,44 га, сенокоса закустаренного – 5,20 га, под водой – 0,24 га, прочие – 0,12 га из земель совхоза «Молодая Гвардия» (л.д. 127, 128, 129), постановлением от 22.08.1980 №429-1 Исполнительный комитет согласился с отводом земельных участков предприятию п/я А-3233 под расширение коллективных садов из земель совхоза «Молодая гвардия», общей площадью 5,50 га (лес – 2,50 га, сенокос – 1,00 га, прочие земли – 2,00 га) (л.д. 130), решением Исполнительного комитета от 15.06.1982 № 245-2 утверждены границы отвода земельного участка предприятию п/я А-3233 под коллективное садоводство, общей площадью 15,5 га, в районе п.Шарапова-Охота (л.д. 131), схема расположения земельных участков на территории СНТ (л.д. 177), также представлена копия постановления Главы Администрации Серпуховского района Московской области от 12.03.1993 №284 о предоставлении земельного участка площадью 15,5 га СТ «Спутник» (л.д. 132, 178), копия постановления Главы Серпуховского района от 13.12.2005 №2837 об утверждении проекта границ СНТ «Спутник» (в районе п.Шарапова Охота) по материалам инвентаризации; внесены изменения в п. 2 постановления Главы Администрации Серпуховского района от 12.03.1993 № 284 «О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Спутник» (п.Шарапова Охота) вместо слов «площадью 15,5 га» читать «площадью 154629 кв.м» (л.д. 203), постановлением Главы Серпуховского района от 27.02.2006 №278 внесены изменения в постановление от 13.12.2005 №2837 и по тексту вместо «садоводческое некоммерческое «читать «потребительский кооператив садоводческое товарищество» (л.д. 204), копия постановления Главы Серпуховского района от 01.08.2007 №1508 о передаче потребительскому кооперативу садоводческому товариществу «Спутник» (р-н пос.Шарапова-Охота) земельного участка к имуществу общего пользования, площадью 36836 кв.м (земли сельскохозяйственного назначения) бесплатно в собственность для ведения садоводства (л.д. 205).

Из сообщения Архивного отдела Администрации г.о.Серпухов от 08.04.2022 усматривается, что проект планировки территории по размещению СНТ «Спутник» в п.Шарапова Охота Серпуховского района Московской области на муниципальное хранение не поступал (л.д. 206).

Из выписки из ЕГРН усматривается что площадь земельного участка с/т «Спутник» - 33000 кв.м, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; описание местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 24). Представлен снимок местности (л.д. 69-70).

Проект границ СНТ «Спутник», учетная карточка на земельный участок с кадастровым номером , акт согласования границ земельного участка, приложение к акту границ земельного участка, план земельного участка (л.д. 207-225).

Из вышеуказанных документов, а также пояснений лиц, участвующих в деле следует, что СНТ «Спутник», располагается на земельном участке, границы которого не установлены участок №46, принадлежащий административному истцу, примыкает непосредственно к фактической границе СНТ.

Из сообщения Администрации г.о.Серпухов от 07.10.2021 в адрес Воробьевой Ф.А. усматривается, что материалы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки будут переданы в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Также указано, что в соответствии с государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 года запланирована подготовка проекта внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки г.о.Серпухов Московской области на 2022-2023гг (л.д. 27).

Из сообщения Администрации г.о.Серпухов от 29.10.2021 в адрес Воробьевой Ф.А. усматривается, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен после внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, в части изменения территориальной зоны в отношении образуемого земельного участка, отнесении его в территориальную зону СХ-2 – «Зона, предназначенная для ведения садоводства в дачного хозяйства» (согласно предоставленной схемы). КУИ г.о.Серпухов направлена служебная записка в Управление архитектуры и строительства Администрации г.о.Серпухов, по вышеуказанному вопросу. Указано, что с ее стороны также были направлены два обращения об изменении территориальной зоны в отношении земельного участка в ПЗЗ на 2022 год. После внесения изменений в ПЗЗ она может повторно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», при предоставлении документов в форме и содержанию соответствующим требованиям законодательства РФ (л.д. 25).

Из сообщения Администрации г.о.Серпухов от 29.10.2021 в адрес Воробьевой Ф.А. усматривается, что Администрация не располагает согласованным проектом планировки и застройки территории СНТ «Спутник» (л.д. 151-152).

Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок (далее – Административный регламент).

Пунктом 23.1 Административного регламента предусмотрен перечень административных процедур при предоставлению Государственной услуги: 1) прием заявления и документов; 2) обработка и предварительное рассмотрение документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении Государственной услуги; 4) подготовка проекта решения; 5) сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области; 6) принятие решения; 8) выдача результата.

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 06.02.2019 № 429 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области и признании утратившим силу постановления Главы городского округа Серпухов Московской области от 13.12.2017 № 2735» утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с п.1 Постановления предоставление государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) в соответствии с административным Регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1816.

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Административного регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Административного регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Административного регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Административного регламента).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области отказано Воробьевой Ф.А. в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 30.12.2021 по заявлению № Р001-5773207589-53059843, по основанию:

1. имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее по готовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; в разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано: в соответствии с п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762. В соответствии с п. 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка, учитываются материалы и сведения Правил землепользования и застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденным постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 №4182-11, земельный участок, находится в нескольких территориальных зонах: частично зоне СХ-2 - «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (765,51 кв. м); частично территории «Леса» (13,70%). В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон;

2. Несоответствие документов, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; в разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что не представлен документ от СНТ «Спутник» - согласие общего собрания членов СНТ «Спутник».

Указано, что после устранения вышеуказанных замечаний она может повторно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги. Сообщено, что КУИ г.о.Серпухов направлена служебная записка в Управление архитектуры и строительства Администрации г.о.Серпухов в целях внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, в части изменения территориальной зоны в отношении образуемого земельного участка, перевести весь земельный участок в территориальную зону СХ-2 – «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (согласно представленной схеме) (л.д. 28-29, 51-53).

Представлена выписка из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №237-О от 29.12.2021, где под номером 255 указана административный истец (л.д. 72-73).

В материалы дела представлена схема расположения земельного участка площадью 887 кв.м (л.д. 30-31), план земельного участка, карточка регистрации сведений из муниципальной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Из пояснений к схеме расположения зданий усматривается, что согласно Схеме расположения зданий (далее Схема, рис. 1) на земельном участке с кадастровым (далее уч. №46), составленной согласно Договора подряда на выполнение кадастровых работ от 02.02.2022 № 112 (имеется в материалах Дела), расстояние от точки н1 до н2 равно 27,41 метра. Данное значение соответствует длине стороны участка уч. №46 граничащей с земельным участком не имеющим государственной регистрации и государственная собственность на который не разграничена. На представленном Председателем СИТ «Спутник» Плане участков (от 1989г. рис. 2) указано, что длина данной стороны уч. №46 составляет 28.64 метра, что на 1,23 метра больше чем на Схеме. Соответственно предполагаемый проезд между участками №46 и №48 не может входить в площадь участка №46. Участок с кадастровым (далее уч. №48) на представленном Председателем СНТ «Спутник» Плане участков (от 1989г. рис. 2) со стороны граничащей с земельным участком не имеющим государственной регистрации и государственная собственность на который не разграничена должен иметь длину 33.0 метра. По данным Публичной кадастровой карты с сайта pkk.rosreestr.ru, на данный момент, длина упомянутой стороны имеет 44 метра (рис. 3), что на 11 метров больше чем на Плане участков. Исходя из того, что площадь участка №48 увеличилась с 6.003 (сотки согласно Плана участков) до 9.36 сотки (согласно данным Росреестра), следовательно предполагаемый проезд между участками №46 и №48 может входить в площадь участка №48.

При рассмотрении заявления Воробьевой Ф.А. Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне СХ-2 – зона садоводческих или огорднических некоммерческих товариществ, частично Сх-1 – зона сельскохозяйственных угодий»; СХ-2 (765,51 кв.м); частично - территории леса (13,70%), пересекает границы территориальной зоны (л.д. 57-66).

Из сообщения Комитета лесного хозяйства Московской области от 02.03.2022 усматривается, что при проведении пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым и границах земель лесного зонда, по сведениям государственного лесного реестра установлено, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечений с землями лесного зонда Московской области. участка с кадастровым до границ лесного фонда (земельного участка с кадастровыми составляет 50 метров (л.д. 133).

Из сообщения филиала «Русский лес» ГКУ Московской области «Мособллес» от 02.06.2021 усматривается, что земельный участок № 46 не граничит с землями лесного фонда лесничества «Русский лес» и расположен более чем в 50 метрах от границ лесного фонда «Русский лес» Шараповского участкового лесничества квартала 5 выдела 46. Указанные в обращении березы расположены на землях г.о.Серпухов Московской области.

Из сообщения Серпуховской городской прокуратуры от 06.12.2021 в адрес Воробьевой Ф.А. усматривается, что по результатам проведенной проверки в действиях должностных лиц выявлены нарушения требований Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», в части незаконного требования документов, не предусмотренных данным регламентом, в связи с чем главе г.о.Серпухов вынесено представление (л.д. 32, 159-162).

Из сообщения Администрации г.о.Серпухов от 27.01.2022 на жалобу Воробьевой Ф.А. от 24.01.2022 на отказ в приеме документов на предоставление государственной услуги, усматривается, что, учитывая, что земельный участок с кадастровым расположен в границах СНТ, предоставление документа – согласия общего собрания является обязательным. 30.12.2021 ей был направлен отказ в предоставлении государственной услуги, который согласован сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области от 29.12.2021 №237-О. Указано, что без внесения в правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, в части изменения территориальной зоны в отношении образуемого земельного участка, перевести весь земельный участок в территориальную зону СХ-2 – «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (согласно представленной схеме), не представляется возможным (л.д. 33, 34-35).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 8 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих предусмотрены следующие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 12 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.4 Приложения №1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги, согласно пункта 13.2.3 такими основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, являются предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основания.

В пункте 10 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги.

Так, в оспариваемом решении Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 30.12.2021 по заявлению № Р001-5773207589-53059843, указано, что не представлен документ от СНТ «Спутник» - согласие общего собрания членов СНТ «Спутник».

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, указанный в п. 10 Административного регламента, не указано согласие общего собрания членов СНТ.

Как установлено в ходе рассмотрения дела земельный участок с кадастровым непосредственно примыкает к фактической границе земельного участка, занимаемого СНТ «Спутник», границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства. При этом испрашиваемый административным истцом земельный участок прирастает за счет приреза со стороны указанной фактической границы СНТ, не накладывается на земли лесного фонда. Таким образом, доводы административного ответчика о наложении испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда суд полагает несостоятельными. Поскольку прирезаемый земельный участок располагается не на землях общего пользования СНТ, права и законные интересы членов СНТ в данном случае не затрагиваются.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Анализируя представленные сторонами доказательства, оценивая их в совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что оспариваемое решение от 30.12.2021 по заявлению № Р001-5773207589-53059843, об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.

Наличие отрицательного ответа Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении данного административного иска, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии отражают только позицию органов местного самоуправления и носят рекомендательный характер для данного органа, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались и по которым принимались отрицательные решения органом местного самоуправления, направляемые на согласование в Минимущество в виде проектов, и не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами действующего законодательства.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку суд не вправе подменять собой полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, удовлетворяя требования истца и признавая незаконным оспариваемое решение, принятое административным ответчиком, суд полагает необходимым определить способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанности повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Воробьевой Ф.А. от 15.12.2021 № Р001-5773207589-53059843 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

При этом не имеется оснований для удовлетворении заявленных требований об обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области принять решение (постановление) об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым , площадью 765 кв.м., расположенного в СНТ «Спутник» Серпуховского района, пос.Шарапова Охота, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 122 кв.м. в соответствии с таблицей координат участка; направить схему расположения земельного участка площадью 887 кв.м. в адрес Воробьевой Ф.А. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 30.12.2021 по заявлению № Р001-5773207589-53059843.

Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Воробьевой Фирдауси Анвяровны от 15.12.2021 № Р001-5773207589-53059843 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

В удовлетворении требований об обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области принять решение (постановление) об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым площадью 765 кв.м., расположенного в СНТ «Спутник» Серпуховского района, пос.Шарапова Охота, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 122 кв.м. в соответствии с таблицей координат участка; направить схему расположения земельного участка площадью 887 кв.м. в адрес Воробьевой Ф.А. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение составлено 01.07.2022