Дело № 2а-90/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Даниловой О.В., с участием
административного истца ФИО2 и его представителя- ФИО3, действующего по доверенности от <дата>,
административного ответчика- представителя администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4, действующего по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к главе администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 и администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, выразившегося в невыдаче в установленные законом сроки запрошенной документированной информации, возложении обязанности выдать запрошенные документы и сведения,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к главе администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 (далее- первый административный ответчик) и администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики (далее- второй административный ответчик) в порядке 22 главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылаясь на то, что <дата> обратился к первому административному ответчику с заявлением, в котором просил подготовить и выдать градостроительный план принадлежащего ему (административному истцу) на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 21:12:122202:3, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, для реконструкции жилого дома. Письмом от <дата> глава администрации Козловского городского поселения, усмотрев, что принадлежащий ему (истцу) земельный участок с кадастровым номером 21:12:122002:3 расположен в общественно-деловой зоне застройки, отказал в выдаче запрашиваемого документа, мотивировав имеющими разночтениями между Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Козловского городского поселения. Данный ответ, по его мнению, противоречит требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и п.2.8 Административного регламента "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости", утвержденного постановлением администрации Козловского городского поселения от <дата><число>, поскольку такого основания для отказа не предусматривают. Между тем, находящийся в его собственности вышеназванный земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), соответствует Градостроительному регламенту Козловского городского поселения, в связи с чем, предусмотренных законом препятствий и ограничений права собственника не имелось и не имеется. <дата> он (истец) повторно обратился с заявлением (коллективным заявлением) к первому административному ответчику, в котором, ссылаясь на требования ст.ст. 1, 4, 7, 18-20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ст.ст. 2, 8 и 11.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", просил выдать заверенную выписку из действующих Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения с приложением выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории на принадлежащий ему земельный участок по адресу: <адрес>. В своем ответе от <дата> (исх. <число>) глава администрации Козловского городского поселения ФИО8, сославшись на невозможность предоставление запрашиваемых документов по причине доработки карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения, в связи с имеющимися разночтениями с Генеральным планом города. За неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом, постановлением мирового судьи от <дата> ФИО8 был привлечен к административной ответственности по ст.5.39 КоАП РФ. Несмотря на это, на момент подачи настоящего иска его (истца) запрос не исполнен, запрошенные документы главой администрации Козловского городского поселения ФИО8 не выданы, от выполнения своих обязанностей по выдаче запрошенного документа уклоняется, проявляя незаконное бездействие, чем, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы. <дата> он (истец), ссылаясь на требования ст.ст. 1, 4, 7, 18-20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ст.ст. 2, 8 и 11.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обратился к первому административному ответчику с запросом информации о деятельности органа местного самоуправления, просил представить заверенную копию текстовой части действующего на момент подачи запроса Генерального плана Козловского городского поселения и приложений по его обоснованию; заверенную копию протокола общественного обсуждения проекта Генерального плана (2008 г.) и приложения к нему в виде списка участвующих в публичном обсуждении лиц, а также заверенную копию заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана (2008 г.); заверенную копию Устава Козловского городского поселения по состоянию на дату принятия решения об утверждении Генерального плана Козловского городского поселения и по состоянию на день получения настоящего запроса (контрольный экземпляр Устава); а также сообщить, согласовывался ли проект Генерального плана с уполномоченными федеральными государственными органами государственной власти и с кем именно. <дата> в предоставлении запрашиваемой документальной информации главой Козловского городского поселения ФИО8 отказано со ссылкой на ранее приведенные причины, а также в связи с тем, что испрашиваемые материалы находятся в открытом доступе и размещены на сайте администрации городского поселения. По результатам рассмотрения его заявления прокурором района в отношении ФИО8 было возбуждено еще одно дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого последний повторно привлечен к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ. Несмотря на привлечение ФИО8 к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом, что установлено во вступившем в законную силу постановлении мирового судьи от <дата>, поданный им (административным истцом) запрос не исполнен, запрошенные документы ФИО8 не выданы, от выполнения своих обязанностей по выдаче запрошенного документа первый административный ответчик уклоняется, проявляя тем самым незаконное бездействие, чем, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы. Полагает, что глава администрации Козловского городского поселения ФИО8 имеет намерение внести изменения в карту градостроительного зонирования Козловского городского поселения, изменив существующую с 2011 года территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), ограниченную <адрес>, на общественно-деловую зону (О-1), для чего <дата> им было издано постановление <число> об установлении комиссии по подготовке проекта изменений срока до <дата>. Уклоняясь от предоставления запрошенной информации, предусмотренной федеральными законами, ФИО8 пытается незаконно внести изменения в Карту градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Козловского городского поселения, которые непосредственно затрагивают земельный участок и индивидуальный жилой дом, принадлежащие ему (ФИО2) на праве собственности, а также собственников соседних земельных участков и индивидуальных жилых домов в пределах территориальной зоны Ж-1, ограниченной <адрес> в <адрес>. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец ФИО2 просил признать незаконным бездействие главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8, выразившееся в невыдаче в установленные законом сроки запрошенной им документированной информации; возложить на главу администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 обязанность выдать запрошенные документы и сведения в виде: заверенной выписки из действующих Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с приложением выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории в районе расположения земельного участка по адресу: Чувашская Республика, <адрес>; заверенной копии текстовой части действующего на момент подачи запроса Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с приложениями; заверенной копии протокола общественного обсуждения проекта Генерального плана (2008 года) с приложением Списка участвующих в публичном обсуждении лиц и заверенной копии заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана (2008 года); заверенной копии Устава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики в редакции, действующей на дату принятия решения об утверждении Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, и в актуальной редакции (копии контрольного экземпляра Устава); информации о согласовании проекта Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с уполномоченными федеральными государственными органами государственной власти; обратить решение суда к немедленному исполнению; взыскать с административных ответчиком в его (истца) пользу уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по мотивам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, вновь привели их суду.
Первый административный ответчик- глава администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 в суд не явился, о дне, месте и времени извещен надлежащим образом. О причинах неявки не уведомил, доказательств уважительности не представил, заявления об отложении разбирательства дела не подал.
Второй административный ответчик- представитель администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4 исковые требования ФИО2 в части невыдачи запрашиваемых документов признал, пояснив, что все они (документы) готовы, истец может забрать их в любое время. Кроме того, просит учесть, что часть запрашиваемых истцом документов является общедоступной, поскольку размещена на официальном сайте Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики. В части иска о признании незаконным бездействия главы администрации городского поселения ФИО8 не согласен, данное требование не признает, считает необоснованным, не подлежащим удовлетворению, поскольку на все запросы ФИО2 ответы давались своевременно, считает, что администрацией городского поселения не допущено нарушений прав истца. Содержанием ответов администрации не может считаться бездействием органа местного самоуправления и его должностных лиц. Просит также учесть, что <дата> состоялось заседание постоянной комиссии Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики по рассмотрению обращения ФИО2 по вопросам действий администрации городского поселения о внесении изменений в карту градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории городского поселения, правил землепользования и застройки в соответствии с постановлением <число> от <дата>, на которое был приглашен и заслушан глава администрации городского поселения ФИО8 Тогда выяснилось, что на день заседания комиссии документы, подтверждающие внесение каких-либо изменений отсутствуют, оснований для расторжения контракта с главой ФИО8 не найдено, о чем был дан письменный ответ заявителю.
Заинтересованное лицо- представитель Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, надлежаще уведомленный о месте и времени, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, каких-либо заявлений или ходатайств в суд не представил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку в судебное заседание лиц, перечисленных в ст. 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
С учетом мнений участвующих лиц, в соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 и заинтересованного лица- представителя Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от <дата> N 102/6 утвержден Генеральный план Козловского городского поселения, которым функциональная зона общественного центра городского значения распространена на земельный участок с кадастровым номером 21:12:122002:3, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, который также отнесен к селитебной территориальной зоне.
Решением Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от <дата> N 48/4 (в редакции решения Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от <дата> N 94/2) утверждены Правила землепользования и застройки Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики (http://gov.cap.ru).
Как видно из карты градостроительного зонирования Козловского городского поселения и публичной кадастровой карты данной местности (http://maps.rosreestr.ru) с отображением на ней границ земельного участка с кадастровым номером 21:12:122002:3, принадлежащий на праве собственности административному истцу земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 и имеет разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок в границах населенного пункта)", что в соответствии со ст. 38 Правил землепользования и застройки и согласующимися с ними региональными нормативами градостроительного проектирования в Чувашской Республике предполагает возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства с количеством этажей не более трех.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, такой вид разрешенного использования соответствует коду 2.2 - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание животных.
Статьей 40 вышеприведеных Правил установлен градостроительный регламент общественно-деловой территориальной зоны, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, условно разрешенные виды использования, и вспомогательные виды разрешенного использования. Указанная статья не предусматривает использование земельного участка, расположенного в общественно-деловой зоне, для ведения личного подсобного хозяйства.
<дата> на имя главы администрации Козловского городского поселения ФИО8 поступило заявление ФИО2 от <дата> (вх. <число>), которым последний просил подготовить и выдать утвержденный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:12:122002:3, расположенный по адресу: <адрес>, для реконструкции индивидуального жилого дома.
<дата> глава администрации Козловского городского поселения ФИО8 письменно сообщил ФИО2 о невозможности выдать запрашиваемые документы в связи с наличием разночтений между Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом Козловского городского поселения. Одновременно довел, что согласно Генерального плана Козловского городского поселения земельный участок с кадастровым номером 21:12:122002:3, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границе общественно-деловой зоны (исх. <число>).
<дата> в администрацию Козловского городского поселения поступило заявление (коллективное) ФИО2, ФИО5 и ФИО6 с просьбой выдать заверенную копию выписки из действующих Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения с приложением выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории на земельные участки №№ 43, 47, 49, 51 по <адрес> (вх. <число>).
Письмом <число> от <дата> глава администрации Козловского городского поселения ФИО8 отказал в выдаче запрашиваемых документов по причине наличия разночтений между Генеральным планом и Картой градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, глава администрации Козловского городского поселения ФИО8 привлечен к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб. за то, что являясь уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, неправомерно отказал ФИО2 в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
<дата> в администрацию Козловского городского поселения поступило заявление (запрос информации о деятельности) ФИО2, которым просил предоставить ему следующие документы: заверенную копию текстовой части действующего Генерального плана Козловского городского поселения и приложений по его обоснованию, заверенную копию протокола общественного обсуждения проекта Генерального плана (2008 г.) и приложения к нему в виде списка участвующих в публичном обсуждении лиц, а также заверенную копию заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана (2008 г.); заверенную копию Устава Козловского городского поселения по состоянию на дату принятия решения об утверждении Генерального плана Козловского городского поселения; заверенную копию Устава Козловского городского поселения по состоянию на день получения настоящего запроса (контрольный экземпляр Устава); сообщить, согласовывался ли проект Генерального плана с уполномоченными федеральными государственными органами государственной власти и с какими именно (вх. <число>).
Из ответа главы администрации Козловского городского поселения ФИО8 от <дата><число> видно, что ФИО2 повторно отказано в выдаче испрашиваемых документов, в связи с тем, что между Генеральным планом Козловского городского поселения и Картой градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения имеются разночтения- указанная Карта находится на доработке.
<дата> в отношении главы администрации Козловского городского поселения ФИО8 мировым судьей судебного участка № 1 Козловского района вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ. ФИО8 признан виновным в отказе в предоставлении ФИО2 информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Данное постановление вступило в законную силу <дата>.
Оба дела об административных правонарушениях по ст. 5.39 КоАП РФ возбуждены в отношении главы администрации Козловского городского поселения прокурором <адрес> Чувашской Республики в рамках проведения проверки обращения ФИО9, в связи с неправомерным отказом в предоставлении информации на обращения ФИО1 от <дата> и <дата>, что подтверждается сообщением заместителя прокурора <адрес> Чувашской Республики от <дата><число>ж-2018.
Постановлением главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки на территории Козловского городского поселения установлен срок до <дата> для подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Козловского городского поселения.
Письмом <число> от <дата> глава Козловского городского поселения ФИО7 уведомил заинтересованных лиц, в том числе ФИО2 и ФИО3, о том, что <дата> состоялось заседание постоянной комиссии Собрания депутатов Козловского городского поселения по законности, правопорядку, регламенту и депутатской этики, в ходе которого зафиксировано, что документов об изменении в Карту градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения в части изменения ранее установленной территориальной жилой зоны Ж-1, ограниченной <адрес>, на общественно-деловую зону О-1, не представлено.
Иные доказательства по предложению суда сторонами в материалы дела не представлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам согласно ст. 60 КАС РФ, по заявленным административным истцом требованиям (ч. 1 ст. 178 КАС РФ).
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из системного толкования положений статей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов административного истца.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентирован, в том числе, Федеральным законом от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Положениями п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
Статьей 7 названного Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа (пункт 1).
В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией.
При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления (пункт 2).
Анализ приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в отсутствие прямого указания закона орган местного самоуправления вправе определять в пределах своей компетенции форму предоставления информации о своей деятельности, при этом такая форма должна соответствовать требованиям статей 4, 11 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ.
Требования к запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок его регистрации и рассмотрения предусмотрены в ст. 18 вышеупомянутого Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержатся в ст. 20 Закона N 8-ФЗ.
Принимая во внимание, что административный истец 07.08.2018 и 14.08.2018 намеревался получить заверенные копии документов, принятых в рамках исполнения органом местного самоуправления Козловского городского поселения своих полномочий, а также копии муниципальных правовых актов, суд считает, что спор подлежит разрешению исходя из положений приведенного закона, который носит характер специального закона по отношению к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", содержащему общие положения о рассмотрении обращений граждан.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 5 Федерального закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Статьей 11.1 этого же Федерального закона регламентирован обмен информацией в форме электронных документов при осуществлении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, часть 1 которой гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
Доводы административного истца и его представителя сводятся к тому, что со стороны главы администрации Козловского городского поселения ФИО8, обеспечивающего осуществление администрацией городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, имеет место незаконное бездействие, выразившееся в систематическом незаконном отказе ФИО2 в выдаче ряда документов, прямо затрагивающих права и законные интересы последнего, как собственника земельного участка и индивидуального жилого дома на нем. При этом, запрашиваемые ФИО2 документы необходимы ему для воспрепятствования незаконной, по мнению административного истца, деятельности главы администрации Козловского городского поселения по внесению изменений в Карту градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения в части зоны застройки индивидуальными жилыми домами, ограниченной улицами Ленина, 30 лет Победы и Садовой г. Козловка, в которой находится принадлежащий истцу земельный участок.
Административным истцом ФИО2 суду представлены доказательства нарушения его прав и свобод. В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика право административного истца на получение испрашиваемых документов (информации) не оспаривалось.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Подпунктом 22 п. 2 ст. 7 Устава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, принятого Решением Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от 14.02.2014 № 136/1, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана документации по планировке территории, выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории Козловского городского поселения, отнесено к вопросам местного значения Козловского городского поселения.
На территории Козловского городского поселения в полном объеме осуществляется местное самоуправление, предусмотренное действующим законодательством и Уставом.
Органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Федеральным законом или законом Чувашской Республики, является администрация Козловского городского поселения. Общее руководство деятельностью администрации осуществляет глава администрации Козловского городского поселения (статьи 37, 39 Устава).
Суд считает установленным, что 07.08.2018 и 14.08.2018 с целью получения документированной информации, созданной органом местного самоуправления Козловского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, а также информации о деятельности органа местного самоуправления в виде муниципальных правовых актов Козловского городского поселения, административный истец ФИО2, ссылаясь на требования статей 1, 4, 7, 18-20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статей 2, 8 и 11.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обратился в администрацию Козловского городского поселения. Содержание указанных заявлений позволяло администрации городского поселения установить и идентифицировать ту информацию, получение которой было необходимо заявителю. Испрашиваемая информация относится к информации о деятельности органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен федеральными законами. Обращения были приняты администрацией <дата> и <дата> соответственно, зарегистрированы за входящими <число> и <число>. Данный факт административными ответчиками также не оспаривается.
<дата> и <дата> на указанные обращения ФИО2 даны ответы за подписью главы администрации Козловского городского поселения ФИО8, в которых указано на наличие разночтений данных Карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения с Генеральным планом города и на то, что испрашиваемые материалы находятся в открытом доступе, размещены на сайте администрации Козловского городского поселения.
Административный истец утверждает, что глава администрации Козловского городского поселения ФИО8, не исполняя требования запросов, не выдавая запрошенные документы, уклоняется от выполнения своих обязанностей, проявляя тем самым незаконное бездействие.
Возражая против доводов ФИО2 и его представителя ФИО3, представитель администрации Козловского городского поселения ФИО4 считает, что несогласие истца с содержанием ответов администрации не может считаться бездействием органа местного самоуправления и его должностных лиц.
С такими доводами представителя второго административного ответчика суд согласиться не может.
Документом градостроительного зонирования Козловского городского поселения являются Правила землепользования и застройки, составной частью которых является карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования, документом территориального планирования Козловского городского поселения- Генеральный план города, который включает, среди прочего, карту функционального зонирования. Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения.
Административный истец ФИО2 просил выдать ему заверенную выписку из действующих Правил землепользования и застройки с приложением выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 21:12:122002:3; копию текстовой части действующего Генерального плана Козловского городского поселения с приложениями; копию протокола общественного обсуждения проекта Генерального плана по состоянию на 2008 год (год первоначального утверждения Генерального плана города) с приложением к нему в виде списка лиц, участвующих в публичном обсуждении, и заключением о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана; а также копии Устава Козловского городского поселения в двух редакциях- на дату утверждения Генерального плана (<дата>) и актуальную на дату получения обращения (<дата>).
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> и от <дата> глава администрации Козловского городского поселения ФИО8 привлечен к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ за неправомерный отказ гражданину в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, по обращениям ФИО2 от <дата> и <дата>.
По смыслу ч. 3 ст. 64 КАС РФ, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что вступившие в законную силу вышеуказанные постановления мирового судьи создали для главы администрации Козловского городского поселения преюдицию в отношении рассматриваемого дела.
Так, мировым судьей установлено, что письмами администрации поселения (исх. <число> от <дата> и исх. <число> от <дата>) в предоставлении запрашиваемой ФИО2 информации главой администрации поселения ФИО8 отказано не по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", наличие разночтений между генеральным планом Козловского городского поселения и картой градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения и необходимость их приведения в соответствие не являются основаниями для отказа гражданину в предоставлении запрашиваемой информации. В результате изучения сайта администрации Козловского городского поселения установлено, что запрошенная текстовая часть Генерального плана в разделе "Генеральный план Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики" и все приложения по его обоснованию не опубликованы; запрошенные протокол публичных слушаний по проекту Генерального плана (2008 г.) опубликован, однако не подписан и не имеет никаких реквизитов, приложение в виде списка участвовавших в публичном слушании лиц не опубликовано, заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана опубликовано, но не подписано; запрошенный Устав Козловского городского поселения по состоянию на дату принятия решения об утверждении Генерального плана (2008 г.) не опубликован, опубликован Устав, принятый решением Собрания депутатов Козловского городского поселения от <дата><число>; не опубликовано и не сообщено согласовывался ли проект Генерального плана с уполномоченными федеральными органами государственной власти и с кем именно.
Суд считает, что при наличии в поселении утвержденных Правил землепользования и застройки, составной частью которых является карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования, Генерального плана городского поселения, запрос заявителя по существу не исполнен, запрошенные документы не выданы, испрашиваемая документальная информация надлежаще не опубликована, а опубликованная- не подписана электронной цифровой подписью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что главой администрации Козловского городского поселения ФИО8 допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении ФИО2 указанной выше документированной информации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд считает, что административными ответчиками не доказана законность своих действий, ответы на обращения ФИО2 не могут быть расценены как исполнение по существу запрошенной информации.
Следовательно, заявления ФИО2 от <дата> и от <дата> не были рассмотрены надлежащим образом. Обращаясь в администрацию городского поселения с соответствующими заявлениями ФИО2 имел право получить запрашиваемую документированную информацию, которая до настоящего времени ему не выдана.
Признавая бездействие главы администрации Козловского поселения ФИО8 не соответствующим требованиям закона и нарушающим права административного истца, суд в соответствии со ст. 227 КАС РФ считает необходимым возложить на него обязанность выдать ФИО2 запрошенные в заявлениях от <дата> и <дата> документы.
В части требований административного истца о приведении решения к немедленному исполнению, суд приходит к следующему.
Общее правило исполнения судебных решений закреплено в ст. 187 КАС РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Административный истец ФИО2 просил суд, в случае удовлетворения исковых требований, обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, пояснив, что замедление исполнения решения может повлиять на принятие главой администрации Козловского городского поселения ФИО8 решения, обладающего нормативными свойствами, а именно, внесения в Собрание депутатов Козловского городского поселения проекта изменений в Правила землепользования и застройки, что прямо затрагивает права и законные интересы истца.
Учитывая, что в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации отсутствует запрет на немедленное исполнение решений по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, оценивая доводы стороны истца о необходимости обращения решение по настоящему делу к немедленному исполнению, как обоснованные и заслуживающие внимания, суд полагает возможным решение по настоящему административному делу обратить к немедленному исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч. 1 ст. 103 КАС РФ).
ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. при обращении в суд с административным иском по настоящему административному делу.
Указанные судебные расходы административные истец просил взыскать с административных ответчиков, подтверждая их соответствующей квитанцией от <дата>, приобщенной к материалам административного дела.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственной пошлины.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, судебные расходы подлежат возмещению этим органом в полном размере.
Поскольку судебное решение состоялось в пользу административного истца, вышеуказанная денежная сумма в размере 300 руб. подлежит взысканию в его пользу с администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8, выразившееся в невыдаче в установленные законом сроки запрошенной ФИО2 документированной информации.
Возложить на главу администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО8 обязанность выдать ФИО2 запрошенные документы и сведения в виде:
- заверенной выписки из действующих Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с приложением выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории в районе расположения земельного участка по адресу: Чувашская Республика, <адрес>;
- заверенной копии текстовой части действующего на момент подачи запроса Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с приложениями;
- заверенной копии протокола общественного обсуждения проекта Генерального плана (2008 года) с приложением Списка участвующих в публичном обсуждении лиц и заверенной копии заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана (2008 года);
- заверенной копии Устава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики в редакции, действующей на дату принятия решения об утверждении Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, и в актуальной редакции (копии контрольного экземпляра Устава);
- информации о согласовании проекта Генерального плана Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики с уполномоченными федеральными государственными органами государственной власти.
Взыскать с администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики в пользу ФИО2 300 (триста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В силу ч. 8 ст. 227 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы, представления через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2019 года