К делу № 2а-90/21
УИД 23RS0029-01-2019-002607-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года г. Сочи, п. Лазаревское
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе:
судьи Трухана Н.И.
при секретаре Кукузенко Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Сочи и Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением в порядке главы 22 КАС РФ, в котором с учетом уточнения первоначально заявленных требований окончательно просила признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальное собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка; признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальное собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города Сочи с заявлениями на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» по вопросу предоставления в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>
В предоставлении муниципальной услуги по продаже земельных участков без проведения торгов администрация письменными сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ отказала. В обоснование отказов администрация указала:
одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок по указанному основанию является сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Однако, в представленных сообщениях не указаны здания, сооружения, расположенные на испрашиваемых земельных участках, их кадастровые (условные, инвентарные номера) и адресные ориентиры;
согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие жилые дома на одну семью. В заявлениях о предоставлении земельных участков указана цель использования земельных участков - «в соответствии с разрешенным использованием земельного участка для территориальной зоны ЖК», что не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, указанному в сведениях из ЕГРН. Предоставление земельных участков, на которых расположен объект незавершенного строительства, в собственность за плату по указанному основанию не предусмотрено.
Считает, что отказы администрации в продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов являются незаконными.
При подаче документов на муниципальную услугу истец через МФЦ города Сочи в Лазаревском районе подала бланки заявлений, полученные в МФЦ, в которых необходимо было заполнить графы и указать (при их наличии у заявителя) кадастровые (условные, инвентарные) номера и адресные ориентиры зданий и сооружений на земельном участке. Истец в заявлениях указала «Физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами (незавершенный строительством). Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район. Адресные ориентиры указаны в прилагаемом техническом плане». Более того, пункт 34 Административного регламента не содержит такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги как не указание в Сообщении (заявлении) или не точное и неполное указание кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При подаче заявлений в МФЦ города Сочи истец указала цель использования: «В соответствии с разрешенным использованием земельного участка для территориальной зоны ЖК». Таким образом, истец в заявлении указала цель использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, которое является публичной информацией, чем полностью выполнила требования пункта 21 Административного регламента. Все земельные участки входят в территориальную зону ЖК, что администрацией не оспаривается. Более того, пункт 34 Административного регламента не содержит такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги как не указание в заявлении (или не точное и неполное указание) цели использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Сочи № предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в Лазаревском районе города Сочи - «отдельно стоящие жилые дома на одну семью», определено, что земельный участок соответствует техническим и градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны ЖК - зона гостиничного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Сочи № земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> разделен на 45 земельных участков, включая участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Согласно кадастровым паспортам земельных участков кадастровые номера земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Технический план Физкультурно-оздоровительного центра с бассейнами от ДД.ММ.ГГГГ, составленный кадастровым инженером Г.С.С., подтверждает, что на указанных земельных участках находится Физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами (не завершенный строительством), местоположение объекта недвижимости: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район.
Пункт 11.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года №202, предусматриваем виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам в таблице, из которой следует, что для территориальной зоны «ЖК» к основному виду разрешенного использования (разрешен автоматически «по праву») относится размещение на ней физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных сооружений, спортивных залов, фитнес комплексов, спортивных клубов, бассейнов.
Таким образом, размещение на земельных участках, которые включены в территориальную зону ЖК, Физкультурно-оздоровительного центра с бассейнами соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны «ЖК».
Право собственника здания, сооружения на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов предусмотрено п.п.6 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ. Собственник здания имеет исключительно право на приобретение земельных участков в собственность в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ. Отказ администрации в реализации ее прав на приобретение земельных участков нарушает ее права и законные интересы, которые гарантированы ей действующим законодательством.
Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «Административный иск ФИО1 к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить частично. Признать незаконными решения администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, №, №, №, №, № об отказе в оказании ФИО1 муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». Обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договоры купли-продажи в отношении следующих земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование — отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торцов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по| адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги" «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»;
с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с нормативным порядком определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, действующей по состоянию на дату принятия администрацией г. Сочи оспариваемого решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
В остальной части решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Лазаревский районный суд города Сочи.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 заявлением просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации г. Сочи и Департамента имущественных отношений администрации города Сочи – ФИО3 не возражал против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Доводов и возражений на исковое заявление не представил. Заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. ).
Суд на основании ч. 7 ст. 150 КАС Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана обязательной.
Как следует из материалов дела и установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Сочи № предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в Лазаревском районе города Сочи - «отдельно стоящие жилые дома на одну семью», определено, что земельный участок соответствует техническим и градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны ЖК - зона гостиничного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Сочи № земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>., разделен на 45 земельных участков, включая участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., каждый, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, с видом разрешенного использования - «отдельно стоящие жилые дома на одну семью», категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - ЖК.
На основании договоров о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Сочи предоставила ОАО «Сельскохозяйственная фирма «Победа» в аренду до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 600 кв.м., каждый, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, с видом разрешенного использования - «отдельно стоящие жилые дома на одну семью», категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - ЖК.
Согласно договорам №, №, №, №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) ОАО «Сельскохозяйственная фирма «Победа» передало свои права и обязанности по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
По делу установлено, что ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами № возведен объект незавершенного строительства - физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами.
Технический план объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, составленный кадастровым инженером Г.С.С., подтверждает, что на земельных участках с кадастровыми номерами № находится объект незавершенного строительства - физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами, площадью 7037,1 кв.м., степень готовности 55%, местоположение объекта недвижимости: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район.
В соответствии с п. 6. ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи (п. 2 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ) в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Для приобретения права собственности на земельный участок (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ) все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию города Сочи с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» по вопросу предоставления в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами №.
Однако, в предоставлении муниципальной услуги по продаже земельного участка без проведения торгов администрация письменными сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ отказала. В обоснование отказов администрация указала, что в соответствии с п. 21 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 572, установлены требования к заполнению заявления. Одним из таких требований является указание оснований предоставления земельного участка без проведения торгов. В соответствии с п. 6 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, по указанному основанию, является сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Однако, в представленном сообщении не указаны кадастровые (условные, инвентарные) номера и адресные ориентиры зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, разрешенное использование земельных участков не соответствует целям использования таких земельных участков. А также, статьей 39.3 ЗК РФ продажа земельного участка собственникам объектов незавершенного строительства не предусмотрена.
Изложенное послужило поводом для обращения административного истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как предусмотрено ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Постановлением администрации г. Сочи от 27.02.2015 № 572 утверждён административный регламент «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Согласно п. 34 указанного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
подача заявления о предоставлении земельного участка лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если Заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.1 1 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное, не указанное в этом решении лицо;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и выкупе в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Изложенные в оспариваемых решениях органа местного самоуправления доводы о том, что в представленных сообщениях не указаны кадастровые (условные, инвентарные) номера и адресные ориентиры зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, не могут быть приняты судом, поскольку к сообщениям приложен технический план объекта Физкультурно-оздоровительного центра с бассейнами, содержащий подробные ориентиры объекта на участке, а также указан его адрес.
Истцом в заявлениях также указана цель использования земельных участков - «в соответствии с разрешенным использованием земельного участка для территориальной зоны ЖК».
Территориальная зона ЖК, которая относится к земельным участкам <данные изъяты>, к основному виду разрешенного использования (разрешен автоматически «по праву») относит размещение на ней: физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных сооружений, спортивных залов, фитнес комплексов, спортивных клубов, бассейнов, что указано в главе 11 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года №202.
Таким образом, объект незавершенного строительства - физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами полностью соответствуют разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и территориальной зоне ЖК.
Физкультурно-оздоровительный центр с бассейнами, хотя и является объектом незавершенного строительства, полностью готов в строительной части, работают три бассейна, функционируют помещения для хранения инвентаря, складские и технические помещения, предназначенные для обслуживания бассейнов.
Суд также учитывает, что п. 34 регламента «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» не содержит оснований, указанных администрацией г. Сочи в своих решениях, для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с Решение Городского Собрания Сочи от 23.12.2009 № 181 «Об установлении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках» цена земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, устанавливаются в размере 12 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с п. 14 Постановления администрации города Сочи от 27.02.2015 № 572 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», уполномоченным органом по оказанию муниципальной услуги, указанной в пунктах 1, 7, 8, 9, 10, 11 таблицы (пункт 13 Административного регламента), является департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности принятых административным ответчиком решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», в связи с чем, требования административного истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления ФИО1 к администрации г. Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальное собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№ решение органа местного самоуправления об отказе в оказании муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальное собственности, без проведения торгов».
Обязать администрацию города Сочи заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, определив цену договора в размере 12 процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 января 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Трухан Н.И.