Дело № 2а-910/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Голевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным и отмене уведомления от 28.01.2019 №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28.01.2019 № о несоответствии параметров объекта жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта жилищного строительства.
В обоснование требований указал, что 15.11.2018 им было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вх. № от 16.11.2018. По результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления Департаментом 28.01.2019 было принято уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для принятия обжалуемого решения послужило то, что согласно п. 5. П. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 № «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», указанный в уведомлении вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины – для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее – Приказ №), для которых не предусмотрено строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов. Административный истец считает, выводы Департамента об отнесении вида разрешения земельного участка к коду 1.1 «Растениеводство» и коду 1.7 «Животноводство» Классификатора не соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что нарушает его права.
Представители административного истца в судебном заседании на требованиях иска настаивали, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просили удовлетворить их.
Административный истец и представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Административный ответчик направил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Так, обжалуемое истцом уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя было принято 28.01.2019, с административным иском истец обратился 22.04.2019, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 26 июня 2018 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, <адрес><адрес>№, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.
15.11.2018 административным истцом направлено в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вх. № от 16.11.2018. По результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления Департамент в уведомлении от 28.01.2019 сообщил ФИО1 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на испрашиваемом земельном участке.
Основанием для принятия обжалуемого решения послужило то, что согласно п. 5, п. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 № «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», указанный в уведомлении вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины – для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №, для которых не предусмотрено строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст. 36).
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как следует из обжалуемого уведомления Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 25.01.2019, указанный в уведомлении вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины – для ведения личного крестьянского хозяйства, соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом №, для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Таким образом, указанные в Классификаторе виды сельскохозяйственного производства, при осуществлении которых земля используется как средство производства, можно определить, как виды разрешенного использования земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий. К ним относятся растениеводство, в том числе выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, а также ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства).
Вид разрешенного использования «животноводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Вид разрешенного использования "животноводство" (в частности, его разновидность "скотоводство") предполагает использование как сельскохозяйственных угодий, так и иных земель, к ним не относящихся, что следует из описания вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, допустимый вид разрешённого использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно Классификатора № код 2.1 соответствует виду использования земельного участка, установленному в соответствии с законодательством Украины «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
В соответствии с п. 2 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Согласно ч. 39 ст. 1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно ч. 1 п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Из материалов дела (выписки из ЕГРН) следует, что земельный участок, находящийся в собственности административного истца, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.
Приобретая в собственность земельный участок, административному истцу были известны сведения об объекте недвижимости: вид разрешенного использования – для ведения личного крестьянского хозяйства, что соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом №, п. 5., п. 8 приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 №-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
В связи с изложенным, права ФИО1 на использование земельного участка в соответствии с его категорией, оспариваемым уведомлением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя ограничены либо нарушены не были.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого уведомления от 28.01.2019 №, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 27.05.2019.