ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-911/19 от 12.01.2019 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

административное дело № 2а-911/2019

УИД 66RS0012-01-2019-001095-08

В окончательном виде решение изготовлено 28 июня 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский Свердловской области

24 июня 2019 г.

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Сергеевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-911/2019 по административному исковому заявлению Иваненко Ильи Александровича к Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский» о возложении обязанности,

установил:

Иваненко И.А. обратился с административным иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский» о возложении обязанности предоставить сведения о том, какой районный отдел МВД г. Каменска-Уральского принял дела оперативного учета, номенклатурные дела упраздненной Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и осуществляет с ними действия.

В обоснование заявленного иска указано, что Иваненко И.А. (дата) обратился в Министерство юстиции по Свердловской области с целью получения информации о том, какому Муниципальному отделу МВД России г. Каменска-Уральского переданы дела оперативного учета, номенклатурные дела Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. (дата) данное обращение было направлено по подведомственности в Главное управление МВД России по Свердловской области. О дальнейшем перенаправлении обращения истец не извещался. (дата) на имя Иваненко И.А. по месту отбытия наказания поступил документ вх. (ответ на обращение), содержание которого, как указывает административный истец, нарушены его права, гарантированные пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иных требований закона. Данный ответ на обращение не указывает правопреемника упраздненной Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156, кем является МВД России. Данный Указ относится к открытой информации без ограничения доступа, в связи с чем лицо, желающее получить доступ к такой информации не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Относительно информации о местонахождении интересующей истца документации указано, что МВД России является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. Уголовное дело по обвинению Иваненко И.А. в преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, находилось в производстве Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области, то есть дело оперативного учета, номенклатурное дело, заведенные при указанных обстоятельствах, содержат информацию прямо относящуюся к Иваненко И.А., что в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» присваивает административному истцу статус «субъект персональных данных». Истцом также указано, что положения данного Федерального закона наделяют его правом получения информации о наименовании и месте нахождения «оператора» - районный отдел МВД России г. Каменск-Уральский, назначением которого является защита прав и свобод граждан Российской Федерации. Указано, что желая получить информацию о местонахождении дел оперативного учета, номенклатурных дел упраздненной Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Иваненко И.А. не преследует цель получения доступа к документации ограниченного доступа, предназначенной для служебного пользования.

В судебном заседании административный истец Иваненко И.А., чье участие было обеспечено посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что данный ему ответ на обращение не содержит информации о правопреемнике Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, данная информация необходима для дальнейшего обжалования уголовного дела, что не согласен с тем, что данная информация является секретной, намерен в последующем запросить сведения из номенклатурных дел, поскольку содержащаяся в них информация затрагивает его права.

Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела МВД России «Каменск-Уральский» Сажаева М.В. в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, относительно доводов иска указала, что в марте 2019 г. истец обращался к ответчику с просьбой предоставить информацию о том, какому районному отделу МВД г. Каменска-Уральского переданы дела оперативного учета или номенклатурные дела упраздненного УФСКН России г. Каменска-Уральского. На данное обращение истцу был дан ответ, что запрашиваемая документация является информацией для служебного пользования и не подлежит разглашению. Также указано, что в г. Каменске-Уральском один территориальный орган МВД России – МО МВД России «Каменск-Уральский», который и является правопреемником подразделения ФСКН в г. Каменске-Уральском и Каменском округе. Таким образом, в настоящее время МО МВД России «Каменск-Уральский» является правопреемником упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а Отдел по контролю за оборотом наркотиков является самостоятельным структурным подразделением МО. Кроме того, указано, что в силу положений Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного приказом МВД России от 10.09.2018 № 580дсп, интересующие истца сведения относятся к секретной либо к совершенно секретной информации и разглашению не подлежат. Просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

Как следует из материалов дела, объяснений истца, Иваненко И.А. обратился в Министерство юстиции по Свердловской области с целью получения информации о том, какому Муниципальному отделу МВД России г. Каменска-Уральского переданы дела оперативного учета, номенклатурные дела Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

06.03.2019 данное обращение было направлено по подведомственности в Главное управление МВД России по Свердловской области для рассмотрения.

В ответе Межмуниципального отдела МВД России «Каменск-Уральский» на обращение истца от 12.04.2019 № 3/196601294952 указано, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Информация о запрашиваемой истцом документации является информацией для служебного пользования и не подлежит разглашению.

Не согласившись с данным ответом, Иваненко А.И. обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В части 5 статьи 10 законодатель указывает, что перечень дел оперативного учета и содержание их основополагающих материалов – документов относятся к секретному делопроизводству, где многие образцы документов формализованы и по своему заполнению приобретают гриф «секретно» или «сов. секретно». Данный механизм секретного делопроизводства необходим для реального в данном виде деятельности противостояния преступности и другим негативным явлениям, связанного с государственной тайной.

Отказывая Иваненко И.А. в удовлетворении заявления, суд, руководствуясь приведенными выше положениями действующего федерального законодательства, исходит из того, что в своем обращении истец просил предоставить информацию не о правопреемнике упраздненной Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а о том, какой районный отдел МВД г. Каменска-Уральского принял дела оперативного учета, номенклатурные дела упраздненной Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и осуществляет с ними действия (аналогичный вопрос ставится и в административном иске), сведения о которых отнесены к секретному делопроизводству.

Сведения о правопреемнике Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков представлены в отзыве ответчика на иск, в котором указано, что МО МВД России «Каменск-Уральский» является правопреемником упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а Отдел по контролю за оборотом наркотиков является самостоятельным структурным подразделением МО.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Иваненко И.А. не обращался к ответчику за предоставлением информации о правопреемнике Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а ставил вопрос о передаче дел оперативного учета, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика не было совершено действий, нарушающих права и свободы истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Иваненко Ильи Александровича к Межмуниципальному отделу МВД России «Каменск-Уральский» о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья З.Б. Доева