ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-911/20 от 21.07.2020 Александровского городского суда (Владимирская область)

2а-911/2020 .

УИД 33RS0005-01-2020-001317-69

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Александров 21 июля 2020 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Кутровской Е.В.,

при секретаре Крохмаль Е.В.,

с участием

представителя административного истца Безвербной О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Янко В.Г. к Управлению записи актов гражданского состояния Краснодарского края о признании незаконным решения Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края от <дата>, признании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства документом, удостоверяющим личность, обязании Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края выдать свидетельство о рождении на имя Янко В.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Янко В.Г. обратилась в Александровский городской суд с указанными выше административными исковыми требованиями.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Александровского городского суда от <дата> удовлетворено её заявление и установлено, что она родилась <дата> в <адрес>, её матерью являлась ФИО1, умершая в <дата>. Судом постановлено внести в запись акта о рождении в графу «мать» ФИО1, в графу «отец» сведения не вносить. С момента вынесения данного решения она безуспешно пытается получить свидетельство о рождении для того, чтобы начать оформление документов. ОМВД России по Александровскому району ей было выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, которое она и предъявила в Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края (далее Управление ЗАГС Краснодарского края) в качестве документа, удостоверяющего её личность. Однако Управление ЗАГС Краснодарского края в своем отказе в выдаче свидетельства о рождении ссылается на то, что она должна представить иной документ, удостоверяющий личность, которого у неё быть не может в связи с приведенными обстоятельствами. Административный истец полагала незаконным решение Управления ЗАГС Краснодарского края от <дата>

В судебное заседание административный истец Янко В.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.75).

Представитель административного истца адвокат Безвербная О.К., действующая на основании ордера (л.д.17), поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что с <дата> Янко В.Г. не может оформить свидетельство о рождении, сталкиваясь с разного рода препятствиями. Она не может оформить документы на своих детей, не может получать медицинскую помощь. У неё имеется заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, которое выдано уполномоченным на это органом, иного документа у неё в настоящий момент быть не может. Сослалась на то, что решение отдела ЗАГС Прикубанского внутригородского округа г.Краснодара от <дата> Янко В.Г. не оспаривается.

Представитель административного ответчика Управления ЗАГС Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 47,82).

Административный ответчик руководитель Управления ЗАГС Краснодарского края Чумак Л.А., привлеченная к участию в деле судом, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.47).

Представитель заинтересованного лица отдела ЗАГС Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.48).

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Янко В.Г., представителя административного ответчика Управления ЗАГС Краснодарского края, административного ответчика руководителя Управления ЗАГС Краснодарского края Чумак Л.А., представителя заинтересованного лица отдела ЗАГС Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, поскольку их явка в суд не признана обязательной.

Заслушав объяснения представителя административного истца - адвоката Безвербной О.К., исследовав материалы дела, предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее также Федеральный закон №143-ФЗ) акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 3 указанного Федерального закона государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Установлено, что Янко В.Г. через своего представителя по доверенности ФИО2 обратилась в отдел ЗАГС Прикубанского внутригородского округа г.Краснодара с заявлением о выдаче свидетельства о рождении (л.д.68,66).

Для государственной регистрации рождения были представлены решение Александровского городского суда от <дата> об установлении факта, имеющего юридическое значение, заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства на имя Янко В.Г. (л.д.69-73).

Решением отдела ЗАГС Прикубанского внутригородского округа г.Краснодара от <дата> отказано в государственной регистрации рождения, поскольку не предоставлен документ, удостоверяющий личность заявителя. Указано, что регистрация в данном случае будет производиться в установленном порядке по заявлению лица, определенного решением суда, в связи с чем данный вопрос рекомендовано решить в судебном порядке (л.д.67).

Указанное решение Янко В.Г. не оспаривается.

В дальнейшем Янко В.Г. обратилась в Управление ЗАГС Краснодарского края с заявлением, в котором просила оказать содействие в выдаче свидетельства о рождении, указывая на то, что решение от <дата> является незаконным (л.д.57-58).

Заявление зарегистрировано <дата> за .

На указанное заявление руководителем Управления ЗАГС Краснодарского края Чумак Л.А. в адрес Янко В.Г. направлен ответ от <дата>, в котором сообщено, что в государственной регистрации рождения обоснованно отказано, поскольку у Янко В.Г. отсутствует документ, удостоверяющий личность. Для граждан Российской Федерации такими документами являются: паспорт, временное удостоверение личности. Для иностранных граждан: паспорт другого государства, документ, определенный федеральным законодательством или договором России с другим государством, например миграционный патент. Для лица без гражданства: вид на жительство, разрешение на временное проживание, свидетельство о предоставлении временного убежища, удостоверение беженца, документы, предусмотренные российским законодательством или международными соглашениями с участием Российской Федерации. Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность. Разъяснено, какая форма заявления о рождении должна быть предоставлена.

Янко В.Г. рекомендовано обратиться в суд по вопросу определения лица, которое может выступить заявителем при государственной регистрации рождения (л.д.9).

Из оспариваемого решения и ответов, поступивших в суд (л.д. 52-53, 82), следует, что основанием для отказа в государственной регистрации рождения Янко В.Г. являлось непредставление документа, удостоверяющего личность.

Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч.9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административное исковое заявление Янко В.Г. об оспаривании решения от <дата> поступило в суд 18 мая 2020 г., то есть в сроки, установленные ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края от <дата> Чумак Л.А. назначена на должность руководителя Управления ЗАГС Краснодарского края (л.д.77).

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 декабря 2001 г. №1180 «Об Управлении ЗАГС Краснодарского края», опубликованном на официальном сайте Управления ЗАГС Краснодарского края, целью Управления ЗАГС является организация государственной регистрации актов гражданского состояния для охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Управление ЗАГС обладает правами юридического лица. Основными задачами и функциями Управления является осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния в Краснодарском крае, осуществление организационных функций по обеспечению деятельности отделов ЗАГС и контроля за соблюдением законодательства об актах гражданского состояния на территории Краснодарского края, работа с заявлениями и жалобами по вопросам регистрации актов гражданского состояния. Руководитель Управления ЗАГС руководит деятельностью на правах единоначалия, подписывает документы, направляемые от имени Управления ЗАГС по вопросам, входящих в его компетенцию в адрес граждан. К правам управления ЗАГС отнесено рассмотрение в порядке обжалования заявлений заинтересованных лиц об отказе в государственной регистрации актов гражданского состояния, контроль деятельности отделов ЗАГС с целью проверки исполнения законодательства об актах гражданского состояния (п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 3.2, 3.10, 4.4, 4.5, 6.3.1, 6.3.12) (л.д.78-81).

Таким образом, оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В части соответствия решения требованиям нормативных правовых актов и нарушения данным решением прав административного истца суд приходит к следующим выводам.

Решением Александровского городского суда от <дата> заявление Янко В.Г. удовлетворено. Установлено, что Янко В.Г. родилась <дата> в <адрес> и её матерью является ФИО1, умершая в <дата>, в связи с чем постановлено внести в запись акта о рождении Янко В.Г., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, в графу «мать» - ФИО1, в графу «отец» сведения не вносить (л.д.118-119).

Установлено, что Янко В.Г. не имеет документов, подтверждающих её гражданство.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, предусмотрена ст. 10.1 названного Федерального закона.

На основании ч. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Таким образом, согласно ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ личность иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом МВД России от 28 марта 2017 г. № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства», и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.

Установлено, что в рамках заявления Янко В.Г. об установлении её личности, ОМВД России по Александровскому району был проведен комплекс мероприятий, предусмотренных ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, а именно произведен опрос свидетелей, составлен протокол опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, произведена дактилоскопическая регистрация (л.д. 83-114).

По итогам проверки выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства установленной формы, содержащее фотографию Янко В.Г., а также вывод об установлении её личности (л.д.115-117).

Данное заключение, вопреки утверждению административного ответчика, является документом, удостоверяющим личность Янко В.Г. в силу указанных выше требований законодательства.

Таким образом, решение Управления ЗАГС Краснодарского края от <дата> в части отказа в принятии в качестве документа, удостоверяющего личность Янко В.Г. заключения об установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства , выданного начальником МП ОП №7 г. Струнино ОВМ ОМВД России по Александровскому району, является незаконным.

Требование административного ответчика предоставить иные документы, удостоверяющие личность Янко В.Г., принимая во внимание, что целью её обращения в органы ЗАГС Краснодарского края являлось получение свидетельства о рождении при отсутствии иных документов, является неисполнимым.

Решение Управления ЗАГС Краснодарского края нарушает права административного истца Янко В.Г. на государственную регистрацию рождения, влечет невозможность оформления в дальнейшем иных документов.

Указание в решении на то, что Янко В.Г. необходимо обратиться в суд по вопросу определения лица, которое может выступить заявителем при государственной регистрации рождения, не обоснованно ссылкой на нормы законодательства, предусматривающие указанную обязанность, является немотивированным и не соответствующим требованиям законодательства.

Административные исковые требования Янко В.Г. о признании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства документом, удостоверяющим личность, не подлежат самостоятельному рассмотрению. Данное обстоятельство является предметом оценки при рассмотрении требований о признании незаконным решения Управления ЗАГС Краснодарского края от <дата>

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от <дата> N143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона №143-ФЗ отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, перечень оснований для отказа в регистрации акта гражданского состояния является исчерпывающим.

Из оспариваемого ответа от <дата> следует, что основанием для государственной регистрации рождения в данном случае является решение Александровского городского суда от <дата>, которое предоставлено Янко В.Г.

Принимая во внимание тот факт, что предоставленное заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства является документом, удостоверяющим личность Янко В.Г., оснований для отказа в удовлетворении заявления Янко В.Г. по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, с учетом положений ст.11 Федерального закона №143-ФЗ, не имелось.

Учитывая, что решение вопросов о регистрации актов гражданского состояния, проверки полноты и правильности заполнения предоставленных документов, относится к исключительной компетенции органов записи актов гражданского состояния, суд полагает, что не подлежат удовлетворению требования административного искового заявления в части обязания Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края выдать свидетельство о рождении на имя Янко В.Г.

При этом в целях устранения нарушения прав административного истца суд возлагает на Управление ЗАГС Краснодарского края обязанность повторно рассмотреть заявление Янко В.Г., зарегистрированное в Управлении ЗАГС Краснодарского края <дата>, с учетом обстоятельств, указанных в данном решении.

Таким образом, административное исковое заявление Янко В.Г. подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

Таким образом, в пользу Янко В.Г. с Управления ЗАГС Краснодарского края подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче иска, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Янко В.Г. к Управлению записи актов гражданского состояния Краснодарского края, руководителю Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края Чумак Л.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение руководителя Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края от <дата>

Обязать Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края повторно рассмотреть заявление Янко В.Г., зарегистрированное в Управлении ЗАГС Краснодарского края <дата>г.

В удовлетворении административных исковых требований Янко В.Г. в остальной части отказать.

Взыскать с Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края в пользу Янко В.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Обязать Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края в порядке ч.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщить суду, административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий . Е.В. Кутровская

Решение в окончательной форме принято 3 августа 2020 г.

.