дело <номер обезличен>а-911/2021
26RS0<номер обезличен>-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
24 июня 2021 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего по ордеру,
представители административного ответчика - ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя У. Р. по <адрес обезличен> – ФИО3, действующего на основании доверенности,
административного ответчика ФИО4,
административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя У. Р. по <адрес обезличен>, младшему инспектору ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО4, начальнику караула ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО5, с участием заинтересованных лиц У. Р. по <адрес обезличен>, о признании незаконными действий,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя У. Р. по <адрес обезличен>, младшему инспектору ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО4, начальнику караула ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО5, с участием заинтересованных лиц У. Р. по <адрес обезличен>, о признании незаконными действий.
В обосновании иска указано, что ФИО1 является адвокатом адвокатского образования КА СК «Принцип Права», реестровой номер в региональном реестре адвокатов 26/2598, выданного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес обезличен>, <дата обезличена>. <дата обезличена> примерно в 14 часов ФИО1 прибыл в здание ФКУ «Следственный изолятор <номер обезличен>» г.Ставрополя для участия в следственных действиях по уголовному делу <номер обезличен>, в качестве защитника. На проходной ФКУ «Следственный изолятор <номер обезличен>» г. Ставрополя сотрудники учреждения отказались его допустить в служебный кабинет к подзащитному в целях предоставления ему квалифицированной юридической помощи, ввиду того, что он отказался раздеться и разуться в грязном коридоре, в присутствии подстражных лиц, женщин, при полном отсутствии оснований для подобной процедуры, данные действия существенно ущемляют права человека и оскорбляют чувство личного достоинства гражданина. Сотрудник озвучивший данное требование представиться и назвать номер удостоверения отказался. Требование предоставить документы, регламентирующие право на совершение указанных действий, а также основания и порядок осуществления пропускного режима оставлен без удовлетворения. Порядок проведения досмотровых мероприятий четко регламентирован законом, его законные требования составить процессуальный документ, пригласить понятых было проигнорированы, поступило предложение «жаловаться куда угодно и заниматься гражданскими делами». Таким образом, незаконные действия административного ответчика нарушают права, свободы законные интересы административного истца, а также иных лиц, которые имеют право на предоставление квалифицированной юридической помощи. На основании изложенного просит признать незаконными действия, выразившиеся в отказе допустить в служебные помещения ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя, выразившихся в отказе предоставить служебное удостоверение, документы, регламентирующие основания и порядок осуществления пропускного режима, взыскании расходов.
В судебно заседание административный истец ФИО1 не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ СИЗО <номер обезличен>У. Р. по <адрес обезличен>, суду пояснил, что <дата обезличена> примерно в 14 часов 17 минут на посту оперативного досмотра, адвокату Лисову А.Н. было предложено пройти через рамку стационарного металообнаружителя, который показал наличие металлических предметов в одежде, при применении ручного металодетектора, который показал наличие металла в одежде, показать одежду для досмотра он отказался и вышел за пределы КПП. При повторном его проходе примерно в 14 часов 40 минут, был сигнал металлоискателя при применении металодетектора на обуви. Сотрудником СИЗО было предложено пройти в специальное помещение и там снять обувь и предоставить ее к досмотру. ФИО1 от данного действия отказался. От прохода на следственные кабинеты также отказался. Срабатывание металлоискателя являлось достаточным основанием для досмотра ФИО1 в целях выявления проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания на территорию СИЗО. Данное действие не противоречит п. 155 правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, так как в случае отсутствия срабатывания металлоискателя адвокат Лисов A.M. был бы беспрепятственно допущен к посещению СИЗО. Проведение досмотровых мероприятий является служебной обязанностью сотрудника КПП и осуществляется с целью соблюдения пропускного режима на территории СИЗО и недопущения проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания на территорию СИЗО. Проведение досмотровых мероприятий не ставит целью создание препятствий липам посещающих СИЗО. Также действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность сотрудников следственных изоляторов представляться при проведении досмотра, а также разъяснять основания и порядок осуществления пропускного режима. Таким образом, сотрудники СИЗО имеют право проводить личный досмотр, досмотр вещей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании административный ответчик младший инспектор ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>ФИО4, доводы, изложенные в возражениях поддержал в полном объеме и просил суд в удовлетворении требований административного истца отказать, а также суду пояснил, что <дата обезличена> примерно в 14 часов17 минут на посту оперативного досмотра, адвокату Лисову А.Н. было предложено пройти через рамку стационарного металообнаружителя, который показал наличие металлических предметов в одежде, при применении ручного металодетектора, который показал наличие металла в одежде, показать одежду для досмотра он отказался и вышел за пределы КПП. При повторном его проходе примерно в 14 часов 40 минут, был сигнал металлоискателя при применении металодетектора на обуви. Сотрудником СИЗО было предложено пройти в специальное помещение и там снять обувь и предоставить ее к досмотру. ФИО1 от данного действия отказался. От прохода на следственные кабинеты также отказался. Срабатывание металлоискателя являлось достаточным основанием для досмотра ФИО1 в целях выявления проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания на территорию СИЗО.
В судебном заседании административный ответчик начальник караула ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>ФИО5, также, доводы, изложенные в возражениях поддержал в полном объеме и просил суд в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку их действия были осуществлены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того пояснил, что пропускной режим на объект УИС осуществляется с применением технических средств охраны, в том числе систем видеонаблюдения, с выводом сигнала в дежурную службу, координирующему и контролирующему деятельность служебного наряда. Вход на объекты УИС и выход из них осуществляются через КПП: по служебным удостоверениям, оформленным и выданным в соответствии с приказом ФСИН Р. от <дата обезличена><номер обезличен>; работников УИС - по электронным (разовым электронным) пропускам; адвокатов - по удостоверениям адвоката. В СИЗО не пускают с любым электронными приборами, в том числе и гарнитурами, кабелями, картами памяти, наушниками, симкартами и зарядками. Мобильные сдаются при входе на КПП. В СИЗО это проверятся металлоискателями при пересечении КПП. При пропуске людей через проходной коридор часовой КПП предлагает прибывшему лицу оставить в специально отведенном месте вышеуказанные предметы.
Представитель заинтересованного лица У. Р. по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения, направили в адрес суда возражения и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от <дата обезличена><номер обезличен> «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно ч. 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено в судебном заседании из представленных материалов дела и пояснений сторон, ФИО1 является адвокатом адвокатского образования КА СК «Принцип Права», реестровой номер в региональном реестре адвокатов 26/2598, выданного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес обезличен>, <дата обезличена>.
<дата обезличена> примерно в 14 часов ФИО1 прибыл в здание ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> для участия в следственных действиях по уголовному делу <номер обезличен> в качестве защитника.
Из постовой ведомости караула по охране ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> в период с 08-00 часов <дата обезличена> до 20-00 часов <дата обезличена> по нормальному несению службы был сформирован состав караула и график несения службы, усматривается, что в указанный период на посту находился начальник караула ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>ФИО5, а также младший инспектор ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>ФИО4, который осуществлял пропускной режим.
Согласно приложения к приказу ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> от <дата обезличена>ФИО4 включен в список аттестованных сотрудников учреждения для несения службы на посту оперативного досмотра.
Согласно должностной инструкции сотрудник выполняющий обязанности на посту оперативного досмотра отвечает за недопущение проникновение на режимную территорию вещей, продуктов питания запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
<дата обезличена> примерно в 14 часов 17 минут на посту оперативного досмотра, адвокату Лисову А.Н. было предложено пройти через рамку стационарного металообнаружителя, который показал наличие металлических предметов в одежде, при применении ручного металодетектора, который показал наличие металла в одежде.
Показать одежду для досмотра ФИО1 отказался и вышел за пределы КПП. При повторном его проходе примерно в 14 часов 40 минут, был сигнал металлоискателя при применении металодетектора на обуви. Сотрудником ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> было предложено пройти в специальное помещение и там снять обувь и предоставить ее к досмотру. Однако, ФИО1 также отказался это сделать. Указанные доводы также не оспариваются сторонами.
ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском, полагает, что незаконные действия административного ответчика нарушают права, свободы законные интересы административного истца, а также иных лиц, которые имеют право на предоставление квалифицированной юридической помощи.
С данным доводом административного истца, суд согласиться не может по следующим основаниям.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации определяет Федеральный закон от <дата обезличена> № 390-ФЗ «О безопасности» (ст. 1 названного Федерального закона).
В силу ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от <дата обезличена> № 390-ФЗ «О безопасности» федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН Р.) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН Р. подведомственна Минюсту Р. (пункт 1).
ФСИН Р. обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста Р. в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7).
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст Р. является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, на основании и во исполнение названных актов самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункты 2, 3 пункта 7).
Отношения, связанные с порядком и определением условий содержания под стражей, гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от <дата обезличена> № 103-ФЗ.
Согласно названному федеральному закону следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (часть 1 статьи 8).
В силу ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от <дата обезличена> №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Частью 1 ст. 18 данного федерального закона предусмотрено, что свидания с подозреваемым и обвиняемым предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера, истребование у адвоката иных документов запрещается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ст.13 Закона Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в которые согласно Перечню видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденному Постановление Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, также включены следственные изоляторы, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Исходя из ст. 14 того же Закона Российской Федерации учреждениям, исполняющим наказания, предоставляется следующие права: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним (пункт 1); требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (пункт 3).
Приказом Минюста Р. от <дата обезличена><номер обезличен> утвержден Порядок обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации, который определяет совокупность мероприятий и правил по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также органов Минюста Р. согласно приложению 1 (далее также - объекты, органы Минюста Р. соответственно), по организации пропускного режима на объектах, обеспечению внутриобъектового режима, безопасности находящихся на объектах работников УИС, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов Минюста Р. (далее - работники Минюста Р.), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, прибывших на объекты (далее - посетители) (пункт 1).
Порядок установлен в целях обеспечения безопасности на объектах; осуществления антитеррористической защищенности объектов; установления единого пропускного режима, а также порядка перемещения на объектах; защиты законных интересов органов Минюста Р., УИС и поддержания порядка внутреннего управления; защиты собственности органов Минюста Р., УИС, ее рационального и эффективного использования; обеспечения внутренней и внешней стабильности в деятельности органов Минюста Р., УИС; исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты, вноса (ввоза) предметов и веществ, которые запрещены, а также иных материальных объектов, содержащих такие предметы и вещества, выноса (вывоза) материальных ценностей, документов, информационных носителей с целью их хищения (пункт 3).
Организация, координация и контроль за обеспечением безопасности на объектах возлагаются на ФСИН Р. (пункт 4).
Непосредственное осуществление безопасности объектов возлагается на работников УИС, назначаемых в служебные наряды (пункт 5).
Приказом Минюста Р. от <дата обезличена><номер обезличен> также утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 2 указанных Правил в следственном изоляторе устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, данными Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3).
Порядок осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы утвержден приказом Минюста Р. от <дата обезличена><номер обезличен>-дсп (далее также - Порядок).
Согласно пункта 114 Порядка, указанный пункт устанавливает, что при пропуске людей через проходной коридора часовой КПП для пропуска людей должен предложить прибывшему лицу оставить в специально отведенном месте сумки, портфели и прочие предметы ручной клади, выложить металлические предметы и пройти через металлообнаружитель. При этом при выдаче сигнала о наличии металла предложить прибывшему вновь выложить металлические предметы и пройти через металлообнаружитель. Если прибывший отказывается проходить через металлообнаружитель, или металлообнаружитель вновь выдает сигнал о наличии металла, часовой КПП, не открывая двери проходного коридора, должен доложить об этом начальнику караула и в дальнейшем действовать по его указанию.
Приказом ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> от <дата обезличена> утверждена должностная инструкция, согласно пункту 12 которой в обязанности начальника караула в ходит контролировать соблюдение пропускного режима на КПП, знать побегоопасные, тараноопасные, подкоопасные направления (места, проверять состояние ИТСО и посты караульных собак, прикрывающие эти места своевременно принимать меры к устранению выявленных недостатков.
Согласно Приказа Минюста Р. от <дата обезличена><номер обезличен> задачами сотрудников служебного наряда, выставляемых на контрольно-пропускных пунктах для обеспечения безопасности, являются: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты; защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах; обеспечение на объектах пропускного и внутриобъектового режимов, в том числе в части перемещения материальных ценностей; обеспечение контроля состояния объектов, в том числе ограждений, сооружений и других объектов инфраструктуры. С целью предотвращения несанкционированного перемещения на объектах оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ посты оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и системами видеонаблюдения.
Пропускной режим на объектах УИС осуществляется с применением технических средств охраны, в том числе систем видеонаблюдения, СКУД, с выводом сигнала в дежурную службу органов и учреждений УИС, начальнику служебного наряда и заместителю начальника органа и учреждения УИС, координирующему и контролирующему деятельность служебного наряда. Вход на объекты УИС и выход из них осуществляются через КПП: по служебным удостоверениям, оформленным и выданным в соответствии с приказом ФСИН Р. от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам уголовно-исполнительной системы и федеральным государственным гражданским служащим ФСИН Р. и образца защитной голографической марки к служебным удостоверениям ФСИН Р.»; работников УИС - по электронным (разовым электронным) пропускам; адвокатов - по удостоверениям адвоката; нотариусов - по документам, подтверждающим их полномочия и удостоверяющим их личность. Образцы служебных удостоверений, пропусков и подписей руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений органов и учреждений УИС, имеющих право подписи заявок на оформление временных, разовых электронных, электронных пропусков, должны постоянно находиться на КПП. Должностные лица имеют право прохода (проезда) на объекты УИС без специального разрешения (приложение <номер обезличен>) Пропуск (проход) посетителей на объекты УИС осуществляется в рабочие дни с 09.00 до 17.00 -по временным пропускам, разовым электронным пропускам в сопровождении сотрудника служебного наряда или сотрудника структурного подразделения органа или учреждения УИС. Лица, пытающиеся самовольно проникнуть на объект УИС, а также пронести (ввезти), вынести (вывезти), передать запрещенные предметы, указанные в пункте 36 настоящего Порядка, останавливаются сотрудниками поста, о чем незамедлительно сообщается начальнику служебного наряда для последующего доклада руководству органа или учреждения УИС.
В соответствии с абзацем б ст. 34 Федерального закона от <дата обезличена> №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - при наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лип, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
В соответствии с абзацем 1 ст. 18 Федерального закона от <дата обезличена> №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении» Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись.
В соответствии с абзацем 5 ст. 25 Федерального закона от <дата обезличена> №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных к храпению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а равно передача им любых предметов, веществ, и продуктов питания вопреки установленным правилам влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.
Таким образом, исходя из изложенного, срабатывание металлоискателя являлось достаточным основанием для досмотра ФИО1 в целях выявления проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания на территорию СИЗО.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводам о том, что требования должностных лиц ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> о проведении досмотра ФИО1 с целью выявления проноса запрещенных предметов являлось законным и обоснованным. Утверждения административного истца о том, что отказ сотрудника допустить его в служебный кабинет к подзащитному для оказания квалифицированной помощи осужденному, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку свободный доступ на территорию ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен> после досмотра ему административным ответчиком не ограничивался.
Довод административного истца о том, что сотрудник не представился и не предъявил ему свое удостоверение судом не принимается во внимание, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность сотрудников следственных изоляторов представляться при проведении досмотра, а также разъяснять основания и порядок осуществления пропускного режима.
Как следует из вышеприведенных положений федеральных законов, Приказов Минюста Р., а также внутренних документов СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>, последнее обязано обеспечивать правопорядок и законность в учреждении, безопасность на объекте, в том числе лиц, находящихся на его территории, а также устанавливать единый пропускной режим и порядок перемещения на объекте.
При этом, исходя из Порядка осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста Р. от <дата обезличена><номер обезличен>-дсп, Инструкции ФКУ СИЗО-1 У. Р. по <адрес обезличен>, сотрудник КПП в данном случае действовал в соответствии с возложенными на него обязанностями, учитывая, что при проходе административного истца через рамку стационарного металлообнаружителя, который показал наличие металлических предметов в одежде и повторно в обуви.
Таким образом, в силу указанного, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований административного истца ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя У. Р. по <адрес обезличен>, младшему инспектору ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО4, начальнику караула ФКУ СИЗО-1 г.СтаврополяФИО5, с участием заинтересованных лиц У. Р. по <адрес обезличен>, о признании незаконными действий, выразившихся в отказе допустить в служебные помещения ФКУ СИЗО-1 г.Ставрополя, выразившихся в отказе предоставить служебное удостоверение, документы, регламентирующие основания и порядок осуществления пропускного режима, взыскании расходов – отказать.
Решения суда может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С. Романенко