ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-912/2022 от 06.05.2022 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-912/2022

73RS0013-01-2022-001955-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Елисеева В. Г. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», главному бухгалтеру Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Чернышевой Л. В. о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Елисеев В.Г. обратился с административным искам к ответчикам в обосновании которого указал, что 21.04.2020 ему на лицевой счет поступил денежный период от родственников в размере 3065 руб. Главный бухгалтер исправительного учреждения не уведомила его и удержала 24.04.2020 по исполнительному листу суммы 769,18 и 763,32 руб. в счет погашения исков, фактически из средств доходов его родственника.

При этом главный бухгалтер в ответах на его письма от 30.04.2020 и справкой от 06.05.2020, а также ответом от 22.03.2022 ссылается на положения ст.101 и ч.2 ст.100 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, ему на лицевой счет 20.05.2020 поступили 200 руб., удержали без его ведома 100 руб. На его счет поступили 04.05.2021 – 200 руб., 17.05.2021 – 200 руб., 18.05.2021 -200 руб., удержали 24.05.2021 – 300 руб., а в известность о поступлении и списании денежных средств он был по факту поставлен спустя месяц 04.06.2021. Также 07.06.2021 ему на лицевой счет поступили денежные средства в размере 200 руб., удержано без его ведома 10.06.2021 -100 руб., а в известность о данном поступлении он был поставлен спустя месяц 14.07.2021. Далее ему от родственников 25.02.2022 поступило 500 руб., удержано без его ведома 250 руб., а в известность он был поставлен 22.03.2022.

Денежные средства, полученные от родственников, как единственная помощь, являются его личными средствами и не являются периодическими доходами осужденного, с которых бухгалтер исправительного учреждения вправе производить удержания без соответствующего письменного согласия осужденного, таким образом, денежная помощь из доходов родственников является добровольным пожертвованием, направленным на улучшение жизнедеятельности осужденного, а также на приобретение товаров первой необходимости.

Данные средства в соответствии с п.14 ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также ст.107 УИК РФ могут использоваться администрацией исправительного учреждения только по согласию осужденного в письменной форме, а кроме этого не может использоваться в оплате обязательств самих осужденных.

Исходя из вышеизложенного, и учитывая, что он не давал согласие в письменной форме на удержание по исполнительным листам денежных средств, поступивших 21.04.2020, 20.05.2020, 04.05.2021, 07.06.2021, 25.02.2022 в качестве единовременной помощи в виде пожертвования его родственников на его личный счет, просит с учетом уточнения исковых требований признать действия администрации учреждения, в частности главного бухгалтера ФКУ ТУ УФСИН России по Ульяновской области по отношению к нему незаконными и обязать ответчика в порядке ч.3 ст.102 УИК РФ денежные средства удержанные с его лицевого счета без его согласия 24.04.2020, 25.05.2020, 07.06.2021, 10.06.2021, 25.02.2022, 04.03.2022 и 18.04.2022 восстановить на его лицевой счет

Определением суда к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица Скворцов В.И.

В судебном заседании административный истец Елисеев В.Г. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что административный истец пропустил предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд. Ы ФКУ Тюрьма УФСИН Росси по Ульяновской области имеется постановление судебного пристава-исполнителя г.Ростова-на-Дону ФССП по Ростовской области от 22.01.2020 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%. Ф ФКУ Тюрьма УФСИН России имеется исполнительный лист о взыскании с истца в пользу ФКУ Тюрьма УФСИН России в счет возмещения ущерба денежных средств. Частью 2 ст.100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право на взыскание по исполнительным документам на заработную плату, пенсию и иные доходы граждан отбывающих наказание.

Истец был ознакомлен с уведомлением об удержании по исполнительным листам 23.04.2020 о чем свидетельствует его роспись. Также имеется его роспись с ознакомлением с остатками средств на лицевом счете.

Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Доход полученный за счет почтовых, телеграфных переводов, через банк, внесенный через кассу учреждения на лицевые счета в указанной статье не поименован, соответственно с указанных сумм правомерно проводить удержания.

Административный ответчик главный бухгалтер ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области Чернышова Л.В. исковые требования не признала, поддержала доводы представителя административного ответчика ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области. Дополнительно пояснила, что статьей 101 Закона предусмотрено, что не должны облагаться удержаниями материальная помощь, поступившая из федерального бюджета, а не от родственников.

Заинтересованное лицо Скворцов В.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав лиц участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Елисеев В.Г. отбывает наказание в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области.

Как следует из материалов дела, в отношении Елисеев В.Г. имеются решения судов о взыскании с него денежных средств.

В частности: приговор Советского районного суда г.Ростов-на-Дону, вступивший в законную силу 16.01.2019, о взыскании с него материального ущерба в размере 1965500,77 руб. в пользу Скворцова В.И.; решение мирового судьи судебного участка №2 Советского судебного района г.Ростов-на-Дону от 09.10.2019, вступившее в законную силу 12.11.2019, о взыскании материального ущерба в размере 769,18 руб. в пользу ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области.

На основании приговора Советского районного суда г.Ростов-на-Дону, вступившим в законную силу 16.01.2019, судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области возбуждено исполнительное производство №*-ИП.

В рамках указанного исполнительного производства 22.01.2020 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, которое направлено в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области.

Согласно п.3 данного постановления, удержания производить ежемесячно в размере 50% дохода должника в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе.

23.04.2020 Елисеев В.Г. был уведомлен об удержании по исполнительным листам, при этом ему было разъяснены положения ч.2 ст. 100, ст.101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также п.3 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным. (л.д.24).

В материалы дела представлены сведения о движении денежных средств, где отражены все денежные средства поступающие на личный счет осужденного, а также дата и основания списания их со счета за период с 23.09.2019 по 22.04.2022. (л.д.22-23).

Как следует из искового заявления, пояснений Елисеева В.Г., указанных сведений, с его счета производят удержания по исполнительным документам.

Елисеев В.Г., выражая несогласие с удержанием, указывает, что не имеет дохода, а денежные средства, с которых главный бухгалтер производит удержания, являются пожертвованием ему его родственниками и с них удержания производиться не могут. В связи с чем просит признать незаконными действия административных ответчиков.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 ст. 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Статьёй 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены виды доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не отнесены.

При этом доводы административного истца о том, что денежные средства, переводимые родственниками, подпадают под п.14 ст.101 указанного закона, суд находит несостоятельными.

Согласно п.14 ст.101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений.

Пункт 14 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указывает конкретные виды единовременной материальной помощи, взыскание на которые не может быть произведено, при этом помощь родственников осужденному к таким видам единовременной материальной помощи не относиться.

Указанные выводы соответствуют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2020 года N 2240-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав рядом норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", где указано: «что же касается иных оспариваемых положений данного Федерального закона, то они, вопреки доводам заявителя, не вступают в противоречие с положениями уголовно-исполнительного законодательства и предполагают возможность обращения взыскания не только на доходы должника, т.е. периодические выплаты, получаемые им в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2 части 3 статьи 68), но также на имущество должника, в частности на денежные средства и ценные бумаги (пункт 1 части 3 статьи 68). При этом взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (часть 3 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Таким образом, оспариваемые нормы, не предполагающие их произвольного применения, направленные на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в обозначенном в жалобе аспекте».

При этом нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве» не требует согласия должника на списание денежных средств с его счетом. Указанные действия совершаются в принудительном порядке, в связи с отказом должника в добровольном порядке исполнить требования исполнительного документа.

Не предусмотрена обязанность получать согласие и уведомлять о каждом списании денежных средств и Уголовно-исполнительным кодексом РФ, а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295.

Административным ответчиком заявлено о пропуске срока обращения Елисеева В.Г. в суд.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела и искового заявления административного истца, об удержании денежных средств с его счета он узнавал спустя месяц после проведенного удержания. Указанное подтверждается и копией лицевого счета Елисеева В.Г., согласно которой он указывает, что ознакомлен с удержаниями ставит дату и подпись. В частности, ознакомлен: 04.06.2021, 14.07.2021, 22.03.2021, 20.04.2022.

Таким образом, об удержаниях по его лицевому счету Елисеев В.Г., в том числе из денежных средств, поступающих от родственников, был уведомлен в июне, июле 2021 года, однако никаких действий по оспариванию действий административных ответчиков не предпринимал.

Таким образом, срок для обжалования действий административных ответчиков о правомерности удержания сумм до 14.07.2021 пропущен, а в отношении сумм, удержанных после указанной даты не пропущен.

С учетом изложенных материалов дела, норм права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку переводы физических лиц, поступившие на лицевой счет осужденного, не относятся к расходам, на которые не может быть обращено взыскание; письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы действующим законодательством не предусмотрено; оспариваемые действия соответствуют закону и прав истца не нарушают; обстоятельств, препятствующих удержанию не установлено.

В удовлетворении исковых требований Елисеева В.Г. о признании действий ФКУ Тюрьма ФСИН России по Ульяновской области, главного бухгалтера ФКУ Тюрьма ФСИН России по Ульяновской области Чернышовой Л.В. незаконными, понуждении к возврату денежных средств, надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 218, 221, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Елисеева В. Г. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», главному бухгалтеру Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Чернышовой Ларисе Викторовне о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 мая 2022 года.

Председательствующий судья А.В.Берхеева