ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-913/2017 от 27.06.2017 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-913/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Никитиной В.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района по доверенности ФИО2,

представителя заинтересованного лица - администрации ФИО9 сельского поселения Вологодского муниципального района по доверенности ФИО3,

специалиста – землеустроителя администрации ФИО9 сельского поселения Вологодского муниципального района ФИО4,

представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Сети» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района об оспаривании распоряжений от ****** и от ******, возложении обязанности подготовить и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района об оспаривании распоряжений от ****** и от ******, возложении обязанности подготовить и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, мотивируя свои требования тем, что *** им ответчику было направлено заявление *** об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ***, с условным кадастровым номером <данные изъяты> формируемого из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, и земель государственной или муниципальной собственности с условным номером <данные изъяты>, присоединяемых при перераспределении земель на основании статей 11.10, 39.28 ЗК РФ, ст.3.3 Федерального закона от *** №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с дальнейшим заключением соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности на основании ст.39.29 ЗК РФ, постановления Правительства Вологодской области *** от *** «О внесении изменений в порядок определения размера платы при перераспределении земельных участков». *** Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района принято распоряжение *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в соответствии с которым им было обеспечено установление границ вновь образуемого земельного участка, в установленном порядке представлено заявление в соответствующий орган для постановки его на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, и предоставлена ответчику выписка из ЕГРН одновременно с подачей заявления от *** о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. *** им было получено распоряжение от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******» без указания причин и распоряжение от ****** «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена», в связи с тем, что на землях, находящихся в государственной собственности, включенных для перераспределения, предполагается размещение газопровода высокого давления для газовой котельной, кроме того вновь образуемый земельный участок приведет к невозможности доступа к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. Данный отказ ФИО1 считает незаконным и необоснованным, так как он нарушает его право на получение и использование испрашиваемого земельного участка, на основании того, что в соответствии с «Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******, все мероприятия предоставления муниципальной услуги по первому этапу были выполнены и принято решение уполномоченным органом о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, выразившееся в распоряжении от ****** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги на 1 этапе, предусмотренные п.6 ст.11.9; п.п.3,9 ст.39.29 ЗК РФ на момент принятия решения отсутствовали. Никаких препятствий для постановки вновь образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет недвижимого имущества органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, не возникло. Планов по размещению газопровода через данный населенный пункт не было, проект планировки и межевание территории, обязательные при выделении земель отсутствовали. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги на 2 этапе – подготовка уполномоченным органом соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (за исключением федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации», отсутствуют. Считает распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******» незаконным, так как органы местного самоуправления принимают нормативные и ненормативные акты. Распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» может быть отнесено исключительно к категории ненормативных актов. Органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Из распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** возникают правоотношения, связанные с реализацией им законных прав на получение и использование испрашиваемого земельного участка. При этом он возражает против прекращения данных правоотношений. Поэтому орган местного самоуправления не вправе принимать решения, полностью или частично изменяющие действие ранее принятого акта индивидуального действия. Земельный участок с условным кадастровым номером <данные изъяты>, присоединяемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не является землей общего пользования. Вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не может ограничить доступ к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, так как по факту и на основании градостроительного плана, выданного собственнику земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ФИО6, никак не пересекается с землями, посредством которых обеспечивается доступ.

Просит суд признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******».

Признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель государственная собственность на которые не разграничена».

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района подготовить и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным кадастровым номером <данные изъяты>, присоединяемых при распределении земель, в соответствии со схемой расположения земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровом плане территории, и поставленного на государственный кадастровый учет недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, и с распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», расположенного по адресу: ***.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования административного истца не признала по основаниям, изложенном в письменном отзыве на иск, в котором указано, что *** в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района поступило заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ***, с условным кадастровым номером <данные изъяты>, формируемого из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве собственности. В соответствии с решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от ****** «О передаче полномочий по организации выполнения комплексных кадастровых работ» был сделан запрос от ****** в администрацию ФИО9 сельского поселения о предоставлении информации. Администрация поселения направила заключение от ****** о возможности формирования земельного участка в указанных границах. На основании заключения администрации ФИО9 сельского поселения Комитетом было издано распоряжение от ****** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». *** в Комитет поступило заключение администрации ФИО9 сельского поселения на запрос от *** о невозможности формирования земельного участка путем перераспределения в <данные изъяты> по обращению ФИО1, с указанием на то, что в вышеуказанном заключении в связи с большой загруженностью специалиста была допущена техническая ошибка, а именно в абз.3 во 2-й строке, в слове нецелесообразно пропущена приставка «не». Кроме того, администрацией Вологодского муниципального района принято постановление от ****** на основании которого, ООО «Сети» был предоставлен в аренду земельный участок, обозначенный на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории «<данные изъяты>». Данный участок необходим для соблюдения охранной зоны для газопровода высокого давления, кроме того необходимо предусмотреть подъездные пути для обслуживания сетей. Комитетом было издано распоряжение от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******». Просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Представитель заинтересованного лица - администрации ФИО9 сельского поселения по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве на иск, в котором указано, что согласно материалам землеустроительного дела ранее собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м была ФИО7, чертеж границ земельного участка имеется в государственном акте на право собственности на землю <данные изъяты>. Согласно чертежу границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании ФИО7 смежниками земельного участка являются земли ФИО8 и ФИО9 сельсовета. Согласно договору купли-продажи *** собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, стал ФИО1. *** ФИО1 обращался в администрацию ФИО9 сельского поселения Вологодского муниципального района с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью <данные изъяты> кв.м. Данное обращение было рассмотрено в установленные законом сроки и принято решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В результате перераспределения был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., который был передан в собственность ФИО1 согласно соглашению от ***. После осуществления перераспределения между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащим на праве собственности ФИО6 и земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащим на праве собственности истцу ФИО1 образовалась межа, ширина которой ориентировочно составляет 1,5 м. (земли общего пользования проход), данный проход отмечен на дежурной кадастровой карте земель Подлесной сельской администрации *** (деревня ***). Генеральный план в отдельности на *** не разрабатывался. *** есть в составе общего Генерального плана по всем населенным пунктам, входящим в состав поселения соответственно в картографических материалах генерального плана не обозначены территории общего пользования. Однако, согласно свидетельству, имеющемуся у ФИО6, смежными землями являются земли общего пользования, фактически испрашиваемые земли используются как места общего пользования в целях осуществления прохода. Администрацией ФИО9 сельского поселения направлен запрос в ООО «Сети», в ответ на запрос получена информация, о том, что администрацией Вологодского муниципального района принято постановление от ****** «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Сети»», на основании которого между Администрацией Вологодского муниципального района и ООО «Сети» был подписан договор *** от *** о предоставлении в аренду земельного участка. Вдоль автомобильной дороги запланировано строительство газопровода высокого давления для отопительной газовой котельной, обеспечивающей теплоснабжением и горячим водоснабжением потребителей ***. Земельный участок, обозначенный на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории «Т/п2» необходим для соблюдения охранной зоны для газопровода высокого давления, кроме того нужно предусмотреть подъездные пути для обслуживания сетей. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от *** земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Установлено, что ФИО1 обратился в администрацию ФИО9 сельского поселения *** вх. *** с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. *** ФИО1 был подготовлен мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в д.Бурлево по причине наличия земель общего пользования (прохода) на испрашиваемой территории.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Сети» ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которому, в целях бесперебойного снабжения тепловой энергией и горячим водоснабжением особо значимых объектов социальной сферы, производственных объектов и других Потребителей *** сельского поселения, ООО «Сети» *** получило от АО «Газпром газораспределением Вологда» Технические условия *** на подключение системе газоснабжения объекта «Отопительная котельная на территории цеха розлива минеральной воды д.***». Использование природного газа для проектируемой котельной согласовано *** с Управлением распределения ресурсов газа ОАО «Газпром». Разрешение на использование природного газа в качестве топлива для проектируемой котельной получено *** в Департаменте топливно-энергетического комплекса области, о чем сделана запись под *** в журнале учета. В соответствии с Федеральным законом от *** №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и на основании заявления ООО «Сети» от ******, Постановлением Администрации ФИО9 сельского поселения *** от *** было утверждено техническое задание на проектирование котельной производительностью 3,45 МВт на объекте ***. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от *** № 136-ФЗ, Федеральным законом от *** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и на основании предоставленных ООО «Сети» материалов, Администрацией Вологодского муниципального района выдано Постановление *** от *** о предварительном согласовании земельного участка ООО «Сети». Постановлением Администрации Вологодского муниципального района *** от ***, ООО «Сети» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м с установленным видом разрешенного использования - для газопровода. *** между Администрацией Вологодского муниципального района и ООО «Сети» подписан договор *** «О предоставлении в аренду земельного участка». В соответствии с частью 17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от ******-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Администрации ФИО9 сельского поселения *** от *** утвержден градостроительный план земельных участков. ООО «Сети» выполнило проектные работы по строительству газопровода высокого давления для отопительной котельной на территории цеха розлива минеральной воды д.***. Проектная документация по строительству газопровода высокого давления согласована с АО «Газпром газораспределением Вологда». В соответствии с ТУ *** на подключение системе газоснабжения объекта от ***, наружный газопровод классифицируется по давлению как газопровод высокого давления II категории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 200 года *** «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» к наружному газопроводу относится — подземный, наземный и (или) надземный газопровод, проложенный вне зданий до наружной конструкции здания. Для газопровода высокого давления II категории установлена охранная зона - 10 м. В соответствии с Постановлением Правительства РФ *** от *** определено понятие охранной зоны - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения. Отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В соответствии с Постановлением Правительства РФ *** от *** определено минимальное расстояние(минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети) от оси газопровода до садовых домиков, дач, жилых одно и двух этажных зданий, это расстояние соответствует 75 метрам. На земельных участках, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, запрещается: 1) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; 2) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; 3) разводить огонь и размещать источники огня; 4) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра. Кроме того испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Родина». Считают отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Вологодского муниципального района *** от *** «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель государственная собственность на которые не разграничена» обоснованным, не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права ФИО1

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ к числу случаев и оснований перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, относится, в том числе перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу пунктов 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлено, что ФИО1 на основании соглашения о перераспределении земельных участков от *** является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

*** ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> с целью их объединения (увеличения площади).

На основании представленных ФИО1 документов *** Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района принято распоряжение *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым утверждена схема расположения земельного участка с условным номером <данные изъяты> на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на землях населенных пунктов, местоположение которого определено: ***, с разрешенным использованием – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, в территориальной зоне – зона населенного пункта (ЗН), образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению. ФИО1 рекомендовано обеспечить установление границ вновь образуемого земельного участка, и в установленном порядке представить заявление в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, для постановки его на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, и представить в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

*** на основании заключенного с ФИО1 договора кадастровым инженером ФИО10 был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: ***, *** в ЕГРН внесены сведения о местоположении границ и площади образованного земельного участка, которому присвоен кадастровый ***. Согласно кадастровому паспорту сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Однако, *** Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района принято распоряжение *** об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО1».

*** ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******, ФИО1 со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого: *** и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала <данные изъяты>, в связи с тем, что на землях, находящихся в государственной собственности, включенных для перераспределения, предполагается размещение газопровода высокого давления для газовой котельной, кроме того вновь образуемый земельный участок приведет к невозможности доступа к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии счастью 1 статьи 7Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласночасти 1 статьи 48Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

По смыслу этой нормы отмена самим органом и должностным лицом ранее принятых актов должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной вОпределенииот 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положениечасти 1 статьи 48Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной встатье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Как установлено в судебном заседании основанием для вынесения органом местного самоуправления распоряжений от ****** и от ****** послужило получение Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района сведений о том, что земельный участок, обозначенный на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории «:<данные изъяты>» необходим для соблюдения охранной зоны для газопровода высокого давления, строительство которого запланировано проектной документацией, согласованной с АО «Газпром газораспределением Вологда», а также для обустройства подъездных путей для обслуживания сетей. Кроме того, вновь образуемый земельный участок приведет к невозможности доступа к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства представленными ответчиком и заинтересованными лицами документами, пояснениями представителей ответчика, заинтересованных лиц, землеустроителя администрации ФИО9 сельского поселения ФИО4, допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста. Оснований не доверять указанным доказательствам у суда не имеется.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом осуществления перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом, согласно части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в собственности других граждан.

Из содержания указанных норм права следует, что перераспределение земельных участков должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию без нарушения прав иных лиц.

Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> При этом усматривается, что фактически испрашиваемые земли используются как земли общего пользования в целях осуществления прохода, наличие которого подтверждается дежурной кадастровой картой земель Подлесной сельской администрации ***.

Кроме того, как пояснила в судебном заседании землеустроитель администрации ФИО9 сельского поселения ФИО4, собственник земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> также обращался в администрацию с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена (проход), однако ему было отказано по тем же основаниям.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Следовательно, существующие границы территории общего пользования не всегда обозначаются в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, что не свидетельствует об отсутствии у них статуса территории общего пользования.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

При таких обстоятельствах у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района имелись основания для отказа в перераспределении ФИО1 земельного участка, испрашиваемого им в порядке перераспределения земель. В ходе судебного разбирательства не установлено несоответствие оспариваемых распоряжений требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца.

При этом суд отмечает, что право лица на перераспределение земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не является безусловным и зависит от указанных в законе обстоятельств, наличие которых препятствует такому перераспределению.

На основании изложенного, суд не находит оснований для признания распоряжений Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******» и от ****** «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель государственная собственность на которые не разграничена» незаконными и о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района обязанности подготовить и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района о признании распоряжений Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ****** «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от ******» и от ****** «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель государственная собственность на которые не разграничена» незаконными и о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района обязанности подготовить и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, о т к а з а т ь.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись

Копия верна

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2017