№ 2а-914/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре Поповой Е. Г.,
административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика МИФНС России № 1 по РК ФИО2, ФИО3,
представителя административного ответчика УФНС России по Республике Коми ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
27 ноября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми, УФНС России по Республике Коми о признании бездействия и ответа незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми о признании бездействия и ответа по не освобождению от налогообложения дохода от продажи квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, <адрес>, незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что 17.05.2005 им с ООО «Геострой» заключен договор долевого участия в строительстве. По окончанию строительства, 03.05.2006 по акту приёма-передачи ФИО1 принял от застройщика ООО «Горстрой» указанную квартиру. При этом право собственности на жилое помещение зарегистрировано за ФИО1 21.09.2016. Полагая, что с момента передачи указанной квартиры застройщиком, а именно с 03.05.2006, ФИО1 стал её собственником, а равно до момента её продажи 13.01.2017 она находилась в его собственности около 10 лет, просит признать бездействие по не освобождению и отказ в освобождении от налогообложения дохода от продажи квартиры, незаконными.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Коми ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, возражали удовлетворению административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель административного ответчика УФНС России по Республики Коми ФИО4, действующий на основании доверенности, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, 23, 45 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового Кодекса.
Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с п. 3 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
В случаях, не указанных в пункте 3 указанной статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п.4 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса РФ).
Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017 было определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из норм гражданского законодательства, право собственности на приобретенное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации данного права. При этом минимальный предельный срок нахождения недвижимого имущества в собственности налогоплательщика следует исчислять с момента государственной регистрации.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, 17.05.2005 между ООО «Горстрой» (застройщик) и ФИО1 (инвестор) заключен договор №№ Об инвестировании строительства квартиры (долевое участие в строительстве).
Предметом указанного договора является инвестирование (долевое участие) строительства «под ключ» 2-х комнатной квартиры № общей площадью 57,70 кв. м. на третьем этаже во второй очереди стоящего жилого дома <адрес> г. Сыктывкара.
Пунктом 3.1.3 определено, что в течение 60 календарных дней после подписания акта приема-передачи и получения документов от застройщика согласно п. 3.2.4 инвестор обязуется оформить право собственности (подать заявление) в управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми.
Акт приема-передачи квартиры к договору о долевом участии в строительстве № от 17.05.2005 подписан ФИО1 03.05.2006.
Право собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: Республика Коми, <адрес>, зарегистрировано в установленном законом порядке 21.09.2016.
Таким образом, минимальный предельный срок нахождения указанной квартиры в собственности ФИО1, как налогоплательщика, должен исчисляется с 21.09.2016 и составлять пять лет.
Реализовав указанную квартиру по договору купли-продажи от 13.01.2017, находящуюся в собственности менее пяти лет, ФИО1 стал являться налогоплательщиком дохода от продажи объекта недвижимого имущества.
22.06.2018 ФИО1 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми с заявлением, в котором просил освободить его от обязанности предоставить декларацию по форме 3-НДФЛ и от уплаты налога от дохода, полученного от продажи квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, <адрес>
Согласно информационному письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми от 27.06.2018 №08-18/04980 13.01.2017 ФИО1 реализовал имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, <адрес> которая находилась в его собственности менее пяти лет, поскольку право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке 21.09.2016. В связи с чем, в силу действующего налогового законодательства Российской Федерации ФИО1 не может быть освобожден от уплаты налога на доходы, полученные от продажи указанного имущества.
Полагая данный ответ и бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми, выраженное в не освобождении от уплаты налога, незаконными ФИО1 обратился с жалобой в УФНС России по Республике Коми.
Решением УФНС России по Республике Коми жалоба ФИО1 на действия (бездействия) №167 от 25.09.2018 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми оставлена без удовлетворения.
Анализируя нормы действующего законодательства с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно даты возникновения и последующего прекращения права собственности ФИО1 на квартиру, суд приходит к выводу, что у административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми отсутствовали правовые основания для предоставления административному истцу льготы в виде освобождения от уплаты налога от дохода, полученного от продажи квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар<адрес>
Таким образом, ответ административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми от 27.06.2018 №08-18/04980 об отсутствии оснований для освобождения ФИО1 от уплаты налога на доход от продажи квартиры соответствует требованиям действующего законодательства и каких-либо нарушений прав административного истца не влечет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми по не освобождению ФИО1 от налогообложения дохода от продажи квартиры, поскольку совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует.
Руководствуясь ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми, УФНС России по Республике Коми о признании бездействия и ответа по не освобождению от налогообложения дохода незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02.12.2018.
Судья Е. В. Щенникова