ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-914/19 от 18.06.2019 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-914/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Назаровой Е.В., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просит суд признать решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 22 марта 2019 года незаконным, обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя присвоить адреса земельным участкам, расположенным в городе Севастополе, <адрес>. автодороги подъезд к <адрес> с кадастровыми номерами:

Иск мотивирован тем, что административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов», а именно о присвоении адресов земельным участкам, расположенным в городе Севастополе, <адрес>. автодороги подъезд к <адрес> с кадастровыми номерами: . Однако Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было отказано в присвоении указанным земельным участкам адресов, основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что присвоение адреса в отношении земельных участков осуществляется в предусмотренных законом случаях. В соответствии с представленными выписками из ЕГРН земельные участки отнесены к категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для ведения личного крестьянского хозяйства». Ууказанная в выписке из ЕГРН категория земель противоречит статье 78 ЗК РФ, земли крестьянского (фермерского) хозяйства имеют категорию земель «Сельскохозяйственного назначения». При этом к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, отнесение этих участков к селу <данные изъяты>, имеющему установленные границы, ведет к изменению этих границ, в свою очередь адреса не могут присваиваться объектам адресации, находящимся на землях сельхозназначения. Указывая, что данный отказ нарушает права собственника объектов недвижимого имущества, административный истец просит признать его незаконным, возложить на Департамент архитектуры и градостроительства обязанность присвоить указанным объектам адрес, поскольку земельные участки образованы путем раздела другого земельного участка, то есть заново сформированы и поставлены на кадастровый учет. Административный ответчик в своем отказе ссылается на то, что земельные участки имеют вид разрешенного использования «земли крестьянского (фермерского) хозяйства», категорию земель – «сельскохозяйственного назначения», тогда как согласно сведения ЕГРН земельные участки имеют категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства». Указание ответчика на то, что земельные участки находятся за границами населенного пункта - <адрес> и предоставлены для нужд сельского хозяйства не соответствует действительности, так как согласно Генеральному плану города Севастополя образованные земельные участки находятся в границах <адрес>.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента, в ранее поданных пояснениях указал, что отказ является законным о обоснованным, земельные участки административного истца не находятся в границах <данные изъяты>, при этом границы населенных пунктов Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 , не устанавливались. Проект Генерального плана города Севастополя, устанавливающий границы населенных пунктов находится на доработке.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Так, обжалуемое истцом уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя было принято 22 марта 2019 года, с административным иском истец обратился 22 апреля 2019, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 28 июня 2018 года ФИО1 является собственником 127/200 долей земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> автодороги подъезд к <адрес>, , вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.

Согласно соглашению о разделе земельного участка и прекращении общей долевой собственности от 11 декабря 2018 года ФИО1 принадлежит <данные изъяты> земельных участков с координатами точек, указанных в данном соглашении, а именно земельные участки, расположенные в городе Севастополе, <адрес> автодороги подъезд к <адрес> с кадастровыми номерами:

Из выписок из ЕГРН на указанные земельные участки следует, что они отнесены к категории земель «земли населенных пунктов», имеют вид разрешенного использования – «для ведения личного крестьянского хозяйства».

Сведения об объектах недвижимости имеют статус «актуальные».

Административным истцом подано в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявление о присвоении адреса указанным земельным участкам.

Решением Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 22.03.2019 года административному истцу в предоставлении указанной государственной услуги было отказано.

Отказ обоснован тем, что присвоение адреса в отношении земельных участков осуществляется в предусмотренных законом случаях, в соответствии с представленными выписками из ЕГРН земельные участки отнесены к категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для ведения личного крестьянского хозяйства», указанная в выписке из ЕГРН категория земель противоречит статье 78 ЗК РФ, земли крестьянского (фермерского) хозяйства имеют категорию земель «Сельскохозяйственного назначения». При этом к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, отнесение этих участков к селу Гончарное, имеющему установленные границы, ведет к изменению этих границ, в свою очередь адреса не могут присваиваться объектам адресации, находящимся на землях сельхозназначения.

Согласно пункту 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. , присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, именуемый в дальнейшем уполномоченный орган, с использованием федеральной информационной адресной системы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе» присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченным органом по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст. 36).

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид использования земельного участка, установленный в соответствии с законодательством Украины – «для ведения личного крестьянского хозяйства», соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом , для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

В силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Из материалов дела (выписки из ЕГРН) следует, что земельные участки, находящиеся в собственности административного истца, имеют вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.

Разрешенное использование земельных участков истца не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, действующему в настоящее время.

В силу вышеуказанной нормы права, установленный вид разрешенного использования земельных участков признается действительным, однако, как указано выше такой вид разрешенного использования соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному Приказом , для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

Приобретая в собственность земельные участки, административному истцу были известны сведения об объекте недвижимости: вид разрешенного использования – для ведения личного крестьянского хозяйства, что соответствует код 1.1 «Растениеводство», код 1.7 «Животноводство» классификатора видов разрешенного использования земельного участка, установленным Приказом , п. 5., п. 8 приложения к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 -ПП, для которых не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

Следовательно, указанные земельные участки не могут быть объектами адресации ввиду того, что вид их разрешенного использования не предполагает осуществления на них строительства.

Кроме того, административным истцом представлено заключение кадастрового инженера, согласно которому принадлежащие ему земельные участки расположены в границах села Гончарное согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Сессии Севастопольского городского совета от 13.12.2005 .

При этом согласно сведениям, представленным административным ответчиком, Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Сессии Севастопольского городского совета от 13.12.2005 , границы населенных пунктом не устанавливались.

Проект Генерального плана города Севастополя, устанавливающий границы населенных пунктов, в настоящее время находится на доработке. В соответствии с проектными материалами, учитывая фактическое расположение земельных участков согласно функциональному зонированию, запрашиваемые земельные участки в границы населенного пункта <адрес> не входят.

В связи с изложенным права ФИО1 на использование земельного участка в соответствии с его категорией оспариваемым уведомлением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя ограничены либо нарушены не были, при этом указанные земельные участки не являются объектами адресации, так как присвоение адреса земельному участку возможно при наличии определенных условий, которые в данном случае не соблюдены.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись И.А. Анашкина

Решение в окончательной форме составлено 24 июня 2019 года