11 августа 2021 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2а-914/2021)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Яковлевой У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления, обязании устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, в котором просит:
- признать незаконным постановление администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2020 г. № 4511 «Об установлении отсутствия факта невозможности проживания ФИО4 в ранее занимаемом жилом помещении»;
-обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление об установлении факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 5-9).
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к числу детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира предоставлена по договору социального найма её бабушке – фио1, жилое помещение является муниципальной собственностью.
На основании указанного федерального закона, во исполнение которого постановлением Правительства Ленинградской области 11.07.2013 г. № 205 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, 15.12.2020 г. она обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с письменным заявлением об установлении факта невозможности проживания в указанной выше квартире в связи с фактическим проживанием в жилом помещении лиц, не являющихся членами её семьи, которые имеют самостоятельное право пользования квартирой.
Оспариваемым постановлением администрации Лужского муниципального района установлено отсутствие факта невозможности проживания. В тексте постановления административный ответчик ссылается на надлежащее санитарное и техническое состояние квартиры, а также на превышение приходящейся на каждого нанимателя общей площади квартиры установленной учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилым помещением. Истец указала, что в поданном заявлении не ссылалась на несоблюдение нормы общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого нанимателя, как и на несоответствие занимаемого жилого помещения санитарным и техническим нормам.
По существу доводы поданного ответчику заявления о проживании в квартире лиц, не являющихся членами семьи истца, которые имеют самостоятельное право пользования квартирой, не были проверены ответчиком, этим доводам не дано никакой оценки, в то время как они являются самостоятельным основанием для установления факта невозможности проживания в жилом помещении. Постановление нарушает право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, гарантированное ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, истец ФИО4 и ее представитель – адвокат Кривачев А.А., действующий на основании ордера № 758193 от 15.04.2021 г. (л.д. 63), в судебное заседание не явились. Ранее в судебных заседаниях настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, извещенная надлежащим образом о времени и места слушания дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предыдущих заседаниях представитель ответчика - ФИО5, действующая на основании доверенности от 10.01.2019 г. (срок полномочий 3 г.) и диплома, заявленные требования находила не подлежащими удовлетворению (л.д. 34-35, 68-69, 217).
Суд, исследовав и оценив материалы дела, допросив свидетелей фио1, фио3, приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
На территории Ленинградской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот регулируются Областным законом Ленинградской области от 28.07.2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», абзацем 2 п. 3 ст. 5 которого определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в случае проживания в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства позволяют сделать вывод о том, что дети-сироты признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу п. 4 ст. 5 указанного Областного закона, порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ленинградской области.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.07.2013 г. № 205 (далее – Порядок).
Пункт 13 Порядка предусматривает, что орган опеки и попечительства в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и документов, предусмотренных пунктами 4-8 настоящего Порядка, на основании решения комиссии органа опеки и попечительства принимает правовой акт об установлении (отсутствии) факта невозможности проживания.
Установление факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в связи с обстоятельствами, установленными подп. «г» п. 2 Порядка (проживание лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот), осуществляется комиссией органа опеки и попечительства (п. 7 Порядка).
Решение об отсутствии факта невозможности проживания принимается органом опеки и попечительства, если обстоятельства, указанные в п. 2 Порядка, не выявлены.
Решение органа опеки и попечительства является основанием для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ленинградской области по договору найма специализированного жилого помещения (п. 14 Порядка).
Судом установлено:
Родители истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решениями Лужского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении дочери, бабушка - фио1 в ДД.ММ.ГГГГ г.г. была назначена её опекуном, а постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от обязанностей попечителя в связи с тем, что не справлялась с воспитанием несовершеннолетней внучки (л.д. 43-55, 106, 146).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являлась воспитанницей <данные изъяты> (л.д. 178).
Как установлено судом, после выпуска из детского дома, истец обучалась в <данные изъяты> в настоящее время является студенткой второго курса <данные изъяты> (л.д. 179, 198-200).
Таким образом, административный истец, не достигший возраста 23 лет, в соответствии с положениями статьи 1 Закона № 159-ФЗ, относится к категории детей-сирот.
Согласно справки ф. № 9, с ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 46,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают: фио1 (бабушка), фио2ДД.ММ.ГГГГ г.р. (двоюродный брат), н/л фио3ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сестра) (л.д. 41).
Квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается заключенным 11.07.2016 г. между МО «Лужский муниципальный район» и фио1 договором социального найма жилого помещения №/СЦ-16 (л.д. 55-58). Истец ФИО4, ее сестра фио3 и двоюродный брат фио2 указаны в договоре в качестве членов семьи нанимателя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась с заявлением в адрес главы администрации Лужского муниципального района об установлении факта невозможности проживания в квартире по адресу: <адрес>, в связи с проживанием в жилом помещении, лиц, не являющихся членами ее семьи, у которых имеется самостоятельное право пользования жилым помещением (л.д. 86).
Постановлением главы администрации Лужского муниципального района от 25.12.2020 г. № 4511 установлено отсутствие факта невозможности проживания в квартире (л.д. 36-37). В постановлении указано, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного зарегистрированного, более учетной нормы площади жилого помещения (10 кв.м.) и согласно акта обследования квартира находится в надлежащем санитарном и техническом состоянии; документы, подтверждающие невозможность проживания в квартире, отсутствуют.
При этом, оценку наличия либо отсутствия такого основания для установления факта невозможности проживания в жилом помещении ребенка-сироты как проживание в этом жилом помещении, лиц, не являющихся членами семьи ребенка-сироты, имеющих самостоятельное право пользования квартирой, постановление от 25.12.2020 г. № 4511 не содержит.
Семейным кодексом Российской Федерации к членам семьи отнесены супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные (статья 2).
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном определении от 21.08.2019 г. № 78-КА19-10, при решении вопроса об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в занимаемом жилом помещении по тому основанию, что в таком жилом помещении проживают лица, не являющиеся членами семьи ребенка-сироты, следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно абзаца шестого п. 25 названного постановления Пленума, обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев является ведение общего хозяйства, в частности, наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
С учетом положений ст. 2 СК РФ и ст. 69 ЖК РФ, проживающие в квартире бабушка административного истца, сестра и двоюродный брат не являются членами семьи административного истца.
Вместе с тем, являясь родственниками истца, они могут быть признаны членами семьи при установлении фактов ведения общего хозяйства (наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования).
Из показаний доброшенного по административному делу свидетеля фио1 (бабушки истца) следует, что она, а также несовершеннолетняя фио3, фио2 с истцом совместного хозяйства не ведут. фио2, приходящейся истцу двоюродным братом, работает в <адрес> и сохраняет регистрацию в квартире. Несовершеннолетняя фио3ДД.ММ.ГГГГ г.р. находится у свидетеля под попечением. Каждый имеет самостоятельный бюджет. С истцом длительное время отсутствует взаимопонимание, что и послужило основанием для освобождения свидетеля в <данные изъяты> г. от исполнения обязанностей попечителя и направления ФИО4 в государственное учреждение для детей-сирот.
Вместе с тем, при рассмотрении ответчиком заявления ФИО4 вопросы взаимоотношений между лицами, зарегистрированными в квартире, не выяснялись, как и не устанавливались обстоятельства ведения истцом совместного хозяйства с зарегистрированными в квартире лицами.
В связи с чем, принятое административным ответчиком решение нельзя признать законным и обоснованным, оно нарушает право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма.
Имеющиеся в постановлении ссылки на соответствие квартиры установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, на превышение приходящейся на каждого нанимателя общей площади квартиры установленной учетной нормы площади жилого помещения, являются самостоятельными основаниями для установления факта невозможности проживания в квартире (подп. «б», «в» п. 2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.07.2013 г. № 205). На эти основания административный истец в поданном ответчику заявлении не ссылалась.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вместе с тем, следует учитывать, что при вынесении решения суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.
На основании изложенного, заявленные ФИО4 требования о признании незаконным Постановления администрации Лужского муниципального района от 25.12.2020 г. № 4511, суд находит подлежащими удовлетворению и в целях восстановления прав административного истца, на администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть в соответствии с требованиями закона заявление ФИО4 об установлении факта невозможности проживания в квартире.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО4, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2020 г. № 4511 «Об установлении отсутствия факта невозможности проживания ФИО4 в ранее занимаемом жилом помещении».
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО4 об установлении факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь У.В. Яковлева
В окончательной форме решение принято 20 августа 2021 года
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-914/2021 Лужского городского суда.
Решение вступило в законную силу __________________2021 года
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь У.В. Яковлева
47RS0012-01-2021-000729-61