дело № 2а-915/2023
решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алапаевск
Свердловской области 06 сентября 2023 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ермакович Е.С.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Чехомовой Д.А.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Галиулина Н.А., действующего на основании служебного удостоверения, представителя административного ответчика Гаак Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования город Алапаевск о выполнении мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории Муниципального образования город Алапаевск,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском Администрации Муниципального образования город Алапаевск (далее – Администрация, орган местного самоуправления) о выполнении мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории Муниципального образования город Алапаевск.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Алапаевской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка по принятым мерам противопожарного характера органами местного самоуправления в разрезе каждого населенного пункта.
В рамках проведения проверки в адрес Администрации направлено требование о проведении проверки, предоставлении информации и документов, на которое поступил ответ. Согласно предоставленным сведениям, в деятельности Муниципального образования город Алапаевск выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно в населенных пунктах: д. Устьянчики, п. Нейвинский, с. Мелкозерово, д. Верхняя Алапаиха, п. Озеро не выполнена система оповещения населения о пожаре, а также в г. Алапаевске, п. Западный, п. Зыряновский, п. Асбестовский, п. Нейво-Шайтанский указанная система выполнена не в полном объёме. Кроме того, населенные пункты г. Алапаевск и п. Западный не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
По результатам проведенных надзорных мероприятий по данному факту, 21.04.2023 прокурором в адрес главы Муниципального образования город Алапаевск внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого Муниципальное образование город Алапаевск сообщило о недостаточности финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения и соблюдении норматива времени прибытия пожарных подразделений в населенные пункты на территории Муниципального образования город Алапаевск.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа, подлежащих решению органами местного самоуправления муниципального образования, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, непринятие Администрацией мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров, вследствие которых причиняется вред государству, в связи с чем прокурор просит обязать Администрацию Муниципального образования город Алапаевск в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать работу по выполнению мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения населенных пунктов на территории Муниципального образования город Алапаевск, а именно:
- оборудовать автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре д. Устьянчики - 1 шт., п. Нейвинский - 1 шт., с. Мелкозерово - 1 шт., д. Верхняя Алапаиха - 1 шт., п. Озеро - 1 шт.;
- дооборудовать автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре г. Алапаевск - 36 шт., п. Западный - 4 шт., п. Зыряновский - 4 шт., п. Асбестовский - 2 шт., п. Нейво-Шайтанский - 7 шт.;
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты: г. Алапаевск и п. Западный.
Определением судьи Алапаевского городского суда Свердловской области Ермакович Е.С. от 21.07.2023 указанное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.
Определением Алапаевского городского суда Свердловской области от 10.08.2023 постановлено перейти к рассмотрения дела по иску Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования город Алапаевск о выполнении мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории Муниципального образования город Алапаевск, по правилам административного судопроизводства с учетом положений ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Представитель административного истца прокурора Галиулин Н.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Алапаевск Гаак Т.А. в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования прокурора не признала, указав в возражениях, что приоритетные направления, предусмотренные к реализации в Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030, в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 и в Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 выполняются в соответствии с утвержденными планами мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 (от 20 июня 2017 г. N 4210п-П4), планом мероприятий на 2018 - 2024 годы (I этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 (от 20 августа 2018 г. N 6664п-П4) и планом мероприятий на 2018 - 2024 годы (I этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 (от 24 августа 2018 г. N 6791п-П4).
Пунктом 22 Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 501 (далее – Стратегия), предусмотрено, что а) на первом этапе (до 2024 года) осуществляются: издание нормативных правовых актов, методических рекомендаций и реализация организационных мер в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; реализация государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия, направленные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; б) на втором этапе (до 2030 года) осуществляются: реализация мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности деятельности в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; внедрение современных и перспективных спасательных технологий и образцов спасательной техники.
В п. 23 Стратегии указано, что источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Из п. 24 Стратегии следует, что механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, предусматривающие мероприятия, направленные на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 18.03.2022 г. № 70 «Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Свердловской области», постановлением Администрации Муниципального образования город Алапаевск от 06.12.2022 г. № 1529-П утверждено Положение о муниципальной автоматизированной системе оповещения Муниципального образования город Алапаевск.
Также, 29.11.2022 Главой Муниципального образования город Алапаевск утвержден план развития муниципальной системы оповещения Муниципального образования город Алапаевск на 2023-2030 годы. Стоимость одного УПО на 2022 составляла 1 550 000 руб. Таким образом, для 100% оснащения территории Муниципального образования город Алапаевск системами УПО потребуется более 88 000 000 руб.
В 2023 подать заявку на участие Муниципального образования город Алапаевск в государственных программах РФ или субъектов РФ на дополнительное субсидирование мероприятий, направленных на оснащении системами УПО, не представляется возможным в связи с истечением сроков для подачи такой заявки в 2023.
Кроме того, представитель административного ответчика отметил, что 01.09.2023 вступили в силу Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения (Постановление Правительства РФ от 17.05.2023 N 769), которыми закреплен единый подход к созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, определен порядок планирования, разработки технического задания, проектирования системы оповещения населения, приобретения технических средств оповещения населения, проведения испытаний созданной системы оповещения населения и ввода в эксплуатацию, а также порядок проведения комплексных и технических проверок готовности созданных систем оповещения населения, а также систематизирован порядок действий при создании, реконструкции и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.
В пункте 5 данных Правил установлено, что мероприятия по созданию, реконструкции региональных и муниципальных систем оповещения населения проводятся в 3 этапа в соответствии с пунктами 7 - 11 настоящих Правил.
Так, на первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.
На втором этапе:
а) устанавливаются технические средства оповещения, сертифицированные в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), или технические средства оповещения населения - при наличии документов об оценке соответствия обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза, или законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, выданных или принятых до даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 февраля 2022 г. N 18 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021)";
б) проводятся работы, предусмотренные проектно-технической документацией на создание или реконструкцию системы оповещения населения;
в) осуществляются подключение системы оповещения населения к сетям операторов связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания в соответствии с пунктом 31 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", ввод адресов направлений оповещения и взаимодействия в базу данных технических средств оповещения системы оповещения населения и комплексная наладка программного обеспечения системы оповещения населения и технических средств оповещения, включая средства защиты информации;
г) проводится обучение правилам эксплуатации допускаемых к эксплуатации технических средств оповещения дежурного (дежурно-диспетчерского) и технического персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На третьем этапе проводятся испытания и осуществляется ввод системы оповещения населения в эксплуатацию.
Таким образом, шестимесячный срок исполнения решения суда, указанный в исковом заявлении, является необоснованным и заведомо неисполнимым.
Помимо этого, план развития муниципальной системы оповещения предусматривает срок, содержащийся в Указе Президента № 501 – до 2030, с учетом подготовки проектной документации, подготовительных работ, участия в программах РФ и субъектов РФ.
По вопросу обеспечения открытыми источниками пожарного водоснабжения п. Западный и города Алапаевска, считает, что шестимесячный срок исполнения также является необоснованным и заведомо неисполнимым, поскольку проведение данных мероприятий зависит от нескольких факторов, а именно от планирования денежных средств в бюджете Муниципального образования город Алапаевск в рамках соответствующей муниципальной программы; от выбора земельных участков под обустройство открытых источников противопожарного водоснабжения, в том числе проведение землеустроительных, кадастровых работ; от разработки проектной документации и паспортов на объекты; от сезонности выполнения работ.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положения ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам государственной власти, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иным органам, организациям и лицам, а также прокурору в пределах своей компетенции обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности оспариваемого действия.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (часть 1 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ), которые в силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относятся к вопросам местного значения.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 (далее – Правила), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу п. 3 ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
Согласно статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. п. 3, 4 Приказа МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 75 Правил, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности”.
Из абз. 2 п. 75 Правил, при наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из поручения прокуратуры Свердловской области от 13.04.2023 № Исуб-7/3-2975-23/91-20650001, в том числе, Алапаевской городской прокуратуре поручено сформировать и предоставить в прокуратуру области сведения о принятых мерах противопожарного характера в разрезе каждого населенного пункта по поднадзорной территории в соответствии с направленной таблицей (л.д. 7, 8).
Алапаевским городским прокурором в адрес, в том числе, Администрации Муниципального образования город Алапаевск, 14.04.2023 направлено требование № 02-09-2023 о проведении проверки, предоставлении информации и документов (л.д. 9).
Согласно ответа Администрации Муниципального образования город Алапаевск от 20.04.2023 (л.д. 10-13), рабочего проекта Муниципального образования город Алапаевск (л.д. 14-16), Плана развития муниципальной системы оповещения Муниципального образования город Алапаевск на 2023-2030 годы (л.д. 17), таблицы (л.д. 18), в 2023 году на мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в рамках муниципальной программы «Повышение общественной безопасности на территории Муниципального образования город Алапаевск до 2025 года» предусмотрены денежные средства в размере 812,0 тыс. рублей на создание защитных противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов: г. Алапаевск - 388,0 тыс. руб., Территориальное управление по пос. Асбестовский - 44,0 тыс. руб., Территориальное управление по пос. Зыряновский - 70,0 тыс. руб., Территориальное управление по пос. Западный - 140,0 тыс. руб., Территориальное управление по пос. Нейво-Шайтанский - 170,0 тыс. руб. На содействие и поддержание добровольной пожарной охраны заложены средства в сумме 100,0 тыс. рублей., на устройство и содержание пирсов - 56,0 тыс. руб. На территории МО город Алапаевск взято на учет 266 источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе: пожарные гидранты - 254; пожарные водоемы - 6; пожарные пирсы - 1; водонапорные башни - 5. Администрацией Муниципального образования город Алапаевск согласован с 76 ПСЧ 54 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области и утвержден план проведения проверок источников противопожарного водоснабжения, находящихся в собственности МО город Алапаевск, МУП «Алапаевский горводоканал» согласован с 76 ПСЧ 54 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области и утвержден график проверок водоисточников и испытания сетей наружного противопожарного водоснабжения. В качестве противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов используются автодороги и естественные преграды для распространения лесных пожаров в виде рек. Очистка от сухой растительности на территории муниципального образования город Алапаевск осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, в том числе во время субботников, организуемых на территории населенных пунктов. Для оповещения населения на территории муниципального образования установлено 14 уличных пункта оповещения населения, из них: 7 на базе оборудования АПК КПТСО «Грифон», 7 автономные. Также в оповещении населения и подразделений пожарной охраны принимают участие начальники территориальных управлений населенных пунктов по системе операторов сотовой связи через МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба”. В целях реализации мер по локализации пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений пожарной охраны в населенных пунктах, не прикрытых подразделениями пожарной охраны, созданы добровольные пожарные дружины, члены которых обеспечены боевой одеждой пожарного, имеют ранцевые огнетушители и переносные мотопомпы. Ежегодно перед началом весенне-летнего пожароопасного периода во всех населенных пунктах Муниципального образования город Алапаевск, проводятся информационные собрания с населением, на которых до жителей доводится информация о правилах пожарной безопасности при содержании: жилых домов, печного отопления и эл. оборудования. При установлении сухой ветряной погоды, а также при ухудшении обстановки с пожарами, устанавливается особый противопожарный режим. При ухудшении оперативной обстановки с пожарами, осуществляется патрулирование лесных массивов патрульными, патрульно-маневренными, маневренными группами в ежедневном режиме. Мониторинг оперативной обстановки осуществляется также с использованием системы видеонаблюдения программы «Лесохранитель», а также силами «Уральской авиабазы по охране лесов».
Муниципальная система оповещения (далее - МСО) Муниципального образования город Алапаевск создана на базе аппаратно-программного комплекса ”Грифон” (далее - АПК "Грифон”) и принята в эксплуатацию постановлением Администрации Муниципального образования город Алапаевск "О принятии в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса оповещения и информирования населения Свердловской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций" от 18.09.2015 № 1694-П. На основании проектно-сметной документации количество необходимых оконечных средств оповещения запускаемых в автоматизированном режиме — 64 уличных пункта оповещения (далее - УПО). Количество установленных УПО и включенных в МСО - 7 УПО. Процент выполненных работ по реконструкции (созданию) МСО - 10,94%. На территории Муниципального образования город Алапаевск проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) в автоматизированном режиме МСО: 14,163 тыс. чел. 33,62% (АП11112,818 тыс. чел. 29,86%) населения. На территории Муниципального Образования установлены 7 уличных пунктов оповещения, подключенные к АПК «Грифон», а именно в п. Асбестовский по ул. Гоголя, 16, здание ТУ установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя, в п. Н. - Шайтанский по ул. Ленина, 24, здание ТУ установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя, в п. Западный по ул. Мира, 3, здание МБУК «ДК» установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя, в п. Зыряновский по ул. Октябрьская, 11, здание ТУ установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя, в г. Алапаевску по ул. Фрунзе, 46, здание «КДЦ Заря» установлено 6 громкоговорителей, в с. Мелкозерово по ул. Школьная, 10, здание МБУК «ДК Горняк» установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя, работа по радиоканалу, в г. Алапаевске по ул. Ленина, 32, МКУ «СК пос. Зыряновский» установлена 1 сирена, 4 громкоговорителя. В МКУ «ЕДДС» установлен АРМ АПК «Грифон» и на здании 1 сирена. Также на территории Муниципального образования установлены электросирены (не включенные в централизованную систему оповещения), которые запускаются автономно, а именно в г. Алапаевске по ул. Ленина, 18 здание администрации МО 4 громкоговорителя, в г. Алапаевске по ул. Ленина, 15 здание городского архива 1 сирена, в г. Алапаевске по ул. Серова, 1 ОАО «Завод Стройдормаш» 1 сирена, в п. Нейво-Шайтанский по ул. Ленина, 18А здание электроподстанции 1 сирена, в п. Нейвинский по ул. Курортная, 1 административное здание 1 сирена, в п. Асбестовский по ул. Калинина, 3 здание ПЧ 1 сирена, в г. Алапаевске по ул. 60 лет Победы, 2А здание МУП «АГВК» 1 сирена, в г. Алапаевске по ул. Л. Чайкиной, 6 здание ПЧ ООО «Лестех» 1 сирена По муниципальной программе развития Муниципальной системы оповещения из местного бюджета на развитие муниципальной системы оповещения в 2023 выделено 1077000 руб. В целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и своевременного оповещения населения Муниципального образования город Алапаевск МКУ «ЕДДС» заключены соглашения с 76 ПСЧ 54 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области, МКУ «Дирекция единого заказчика» и Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алапаевский», для использования при оповещении мобильных транспортных средств с громкоговорителями. Согласно Плану развития МСО МО город Алапаевск на 2021 - 2025 г. необходимо запланировать установку оборудования для комплектования Уличных пунктов оповещения (далее - УПО) в количестве 42 штуки (в целях достижения охвата населения 75% и выше). Непосредственно для достижения охвата населения 75% в городе Алапаевск в 2023 году требуется установить 10 ед. УПО.
По результатам проведенной проверки, Алапаевской городской прокуратурой в адрес главы Администрации Муниципального образования город Алапаевск внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности от 21.04.2023 № 02-07-2023 (л.д. 19-22).
Согласно поступившему ответу на представление Администрации Муниципального образования город Алапаевск от 22.05.2023 № 2370 (л.д. 23-24), письма Министру общественной безопасности Свердловской области от 29.11.2022 № 5793 (л.д. 25), списка мест для размещения уличных пунктов оповещения в Муниципальном образовании город Алапаевск (л.д. 26), расписания выезда подразделений Артемовского пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Муниципального образования город Алапаевск (л.д. 23-33), в с. Мелкозерово имеется уличный пункт оповещения, подключенный к АПК «Грифон», который установлен по адресу: ул. Школьная, 10, на здании МБУК «ДК Горняк». Оповещение населения о пожаре в населенных пунктах: д. Верхняя Алапаиха, п. Озеро в случае необходимости будет осуществляться работниками ГЦХО Администрации с использованием транспортных средств Администрации, переносных сирен и громкоговорителей. По данным МКУ «ДЕЗ», граждан, проживающих в п. Нейвинский, зарегистрировано 23 человека. В случае необходимости оповещение также будет осуществляться работниками ГЦХО Администрации с использованием транспортных средств Администрации, переносных сирен и громкоговорителей. В адрес Министерства общественной безопасности Свердловской области направлена информация на установку 11 дополнительных уличных пунктов оповещения на территории МО г. Алапаевск для включения в План создания местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований до 2030, разрабатываемого Министерством общественной безопасности Свердловской области. Во 2-3 квартале 2023 на территории Муниципального образования город Алапаевск будет проведена инвентаризация источников наружного противопожарного водоснабжения для решения о возможности включения их в казну муниципального образования. В целях соблюдения норматива времени прибытия пожарных подразделений в населенные пунктах: п. Западный, д, Верхняя Алапаиха в рамках муниципальной программы «Повышение общественной безопасности на территории Муниципального образования город Алапаевск до 2025 года» предусмотрена разработка проектно-сметной документации на строительство пожарного депо в микрорайоне «Октябрьский», однако в связи с недостаточностью финансирования денежные средства на это мероприятие не выделялись. Администрацией Муниципального образования город Алапаевск в течение 2021-2022 годов принимались меры по меры по решению вопроса о размещении отдельного поста 76 ПСЧ в поселке Зыряновский МО г. Алапаевск по адресу: ул. Революции, 27А, что позволило бы обеспечить нормативное время прибытия первого пожарного подразделения в любую точку поселка Зыряновский. Кроме того, отдельный пост 76 ПСЧ обеспечил бы нормативное время прибытия в д. Устьянчики и пос. Нейвинский. Однако, на заключительном этапе Главное управление МЧС России по Свердловской области и Главное управление пожарной охраны МЧС России создание пожарно-спасательного подразделения (отдельного поста) ФПС не поддержали и было предложено прикрытие данной территории организовать силами подразделений противопожарной службы Свердловской области. Начальником Артемовского местного пожарно-спасательного гарнизона предоставлено Расписание выезда подразделений Артемовского пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Муниципального образования город Алапаевск.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа, подлежащих решению органами местного самоуправления муниципального образования, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Как установлено судом, в результате проверки Алапаевской городской прокуратурой по поручению Прокуратуры Свердловской области исполнения Администрацией МО г. Алапаевск требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и иных нормативных актов, выявлены нарушения действующего законодательства. По данному факту Главе МО город Алапаевск 21.04.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Требования представления прокурора об устранении выявленных нарушений исполнены не были со ссылкой на отсутствие бездействия, однако, невозможностью приведения в соответствие с требованиями пожарной безопасности муниципального образования ввиду недостаточного финансирования, отсутствия денежных средств, выделенных для данных мероприятий.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что факт наличия нарушений предметом спора не является, Администрация МО г. Алапаевск не оспаривает наличие нарушений и соответствующих обязанностей у Администрации привести систему оповещения граждан и оборудовать источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты муниципального образования, однако неисполнение соответствующих обязанностей обусловлено отсутствием финансирования мероприятий.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств изложены в ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и список не является исчерпывающим.
Факт наличия выявленных у Администрации Муниципального образования город Алапаевск нарушений представителем ответчика не опровергнут. В данном случае имело место ненадлежащее выполнение со стороны Администрации норм пожарной безопасности, отсутствие контроля за соблюдением данных норм.
Оценивая довод административного ответчика об отсутствии возможности в 2023 году подать заявку на участие Муниципального образования город Алапаевск в государственных программах РФ или субъектов РФ на дополнительное субсидирование мероприятий, направленных на оснащении системами УПО, в связи с истечением сроков для подачи такой заявки в 2023, суд приходит к выводу о наличии в поведении Администрации незаконного бездействия, поскольку при наличии обязанности по обеспечению пожарной безопасности на территории Муниципального образования, в том числе, при наличии представления прокурора от 21.04.2023 об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, Администрация могла и должна была предпринять меры по реализации данных мероприятий, в том числе меры для подачи заявки на участие Муниципального образования город Алапаевск в государственных программах РФ или субъектов РФ на дополнительное субсидирование мероприятий, чего сделано не было.
Критерии со стороны ответчика по проявленному бездействию имели место и были установлены прокурором и судом, что служит, по мнению суда, обоснованным основанием для возложения на Администрацию обязанности по устранению выявленных нарушений. Непринятие Администрацией Муниципального образования город Алапаевск мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров, вследствие которых причиняется вред государству.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив наличие нарушений Администрацией МО г. Алапаевск требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, принимая во внимание факт невозможности их устранения без обеспечения надлежащего финансирования, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства, в случае признания судом решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения.
Таким образом, на Администрацию муниципального образования город Алапаевск должна быть возложена обязанность организовать мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения населенных пунктов на территории Муниципального образования город Алапаевск, указанные в административном исковом заявлении.
Обсудив требование прокурора о возложении обязанности на Администрацию в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать работу по выполнению мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения населенных пунктов на территории Муниципального образования город Алапаевск, суд, считает возражения ответчика в части неразумности сроков выполнения требований прокурора заслуживающими внимания, исходя из положений бюджетного законодательства, то есть, временного промежутка, необходимого для получения финансирования, учитывая порядок и сроки осуществления планирования, составления проекта бюджета, его утверждения; установленных по делу обстоятельств; объяснений сторон; сроков, необходимых для закупки соответствующего оборудования и времени, необходимого для проведения соответствующих работ, в связи с чем суд считает возможным увеличить срок для исполнения обязанности, установленный прокурором, установив Администрации срок на организацию указанных в исковом заявлении мероприятий до 01 января 2025 года.
Вместе с тем, оснований для предоставления иного, большего срока для выполнения мероприятий, обязанность по выполнению которых возложена на Администрацию, как на то указано представителем административного ответчика, суд не усматривает, учитывая, что о наличии соответствующих нарушений требований пожарной безопасности Администрации известно на протяжении длительного периода времени, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Администрация не предприняла, в том числе после получения представления прокурора от 21.04.2023, поскольку имела возможность поставить вопрос о необходимости включения данной статьи расходов при планировании соответствующего бюджета ранее и соответственно в текущем году; учитывая необходимость обеспечения баланса прав и законных интересов всех участников судебного производства; тот факт, что административный истец представляет интересы неопределенного круга граждан, в целях обеспечения конституционных прав граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду и защиту жизни и здоровья.
Как отмечено ранее, довод административного ответчика об увеличении срока для выполнения мероприятий, указанных в административном исковом заявлении, ввиду отсутствии возможности в 2023 году подать заявку на участие Муниципального образования город Алапаевск в государственных программах РФ или субъектов РФ на дополнительное субсидирование мероприятий, направленных на оснащении системами УПО, в связи с истечением сроков для подачи такой заявки в 2023 году, судом не принимается во внимание, поскольку неподача такой заявки в 2023 году обусловлена незаконным бездействий Администрации.
Ссылка административного ответчика на Стратегию в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 г., утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 501, в части установления сроков мероприятий не может служить основанием для установления судом срока проведения мероприятий - 29.12.2029, поскольку стратегия является документом стратегического планирования, определяющим цель и основные задачи в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при реализации государственной политики в указанных сферах и предусматривает создание оптимальных условий для эффективного решения общегосударственных задач при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах, в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в современных геополитических условиях, при этом не устанавливает конкретных предписывающих сроков для выполнения соответствующими субъектами – органами власти, на которые возложена функция по организации мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения населенных пунктов, выполнения данных мероприятий.
При этом, судом разъясняется, что в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (ч. 1 ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Алапаевского городского прокурора (ИНН 6658033077), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования город Алапаевск (ИНН 6601002250) о выполнении мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории Муниципального образования город Алапаевск удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования город Алапаевск (ИНН 6601002250) обязанность в срок до 01 января 2025 года организовать мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности, системе оповещения населенных пунктов на территории Муниципального образования город Алапаевск, а именно:
оборудовать автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре д. Устьянчики – 1 шт., п. Нейвинский - 1 шт., с. Мелкозерово – 1 шт., д. Верхняя Алапаиха – 1 шт., п. Озеро – 1 шт.;
дооборудовать автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре г. Алапаевск – 36 шт., п. Западный - 4 шт., п. Зыряновский – 4 шт., п. Асбестовский – 2 шт., п. Нейво-Шайтанский – 7 шт.;
обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты: г. Алапаевск и п. Западный.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Жалоба подается через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.С. Ермакович