ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-916/2021 от 16.07.2021 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0009-01-2021-001373-74 дело №2а-916/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Благодарный 16 июля 2021 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи БилыкО.Р., при секретаре судебного заседания СкоковойН.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича к государственному инспектору дорожного надзора направления дорожного надзора Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края СавельевуА.В. о признании предписаний незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Теньков А.И., обратился в Благодарненский районный суд с административным исковым заявлением к ГИДН ОГИБДД ОМВД РФ по Благодарненскому городскому округу Савельеву А.В., в котором просит суд предписания , вынесенные государственным инспектором безопасности ДН направления ДН ОГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу старшим лейтенантом полиции Савельевым А.В. в адрес должностного лица Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича признать незаконными.

В обоснование заявленного требования указал, что 02 июня 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу старшим лейтенантом полиции СавельевымА.В. в адрес должностного лица - Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича внесены предписания в количестве 17 штук - (далее - Предписания) в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-17, ГОСТ Р 52289-19, выявленных 01 июня 2021 года.

Требования административного ответчика, указанные в Предписаниях, незаконно возлагают на Главу Благодарненского городского округа Ставропольского края выполнение мероприятий, которые в силу разграничения полномочий между курирующими заместителями главы администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями, осуществляются иными лицами. Направление предписаний для исполнения Главе Благодарненского городского округа Ставропольского края считает незаконными, поскольку поднятые в Предписаниях вопросы относятся к предметам ведения первого заместителя главы администрации – начальника управления по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, курирующего сферу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-131 –ФЗ), к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона №131-Ф3, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Как следует из пункта 8 статьи 37 Федерального закона №131-Ф3, части 4 статьи 46 Устава Благодарненского городского округа в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 20 декабря 2017 года №43 «Об утверждении структуры администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края» (с изменениями внесенными решениями Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 07 декабря 2018 года № 182) управление по делам территорий администрации Благодарненского городского округа (далее - Управление) является органом администрации городского округа с правами юридического лица.

Согласно Положению об управлении по делам территорий администрации Благодарненского городского округа (далее - Положение), утвержденному решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 07 декабря 2018 года №183 (в редакции решения Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 декабря 2019 года №302), Управление является органом администрации городского округа, обладающим правами юридического лица, осуществляющим указанные в Положении полномочия администрации городского округа на территории города Благодарный и сельских населенных пунктов Благодарненского городского округа Ставропольского края.

Управление наделено имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печати, штампы и бланки установленного образца, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах различной юрисдикции.

Одной из основных целей деятельности Управления является реализация единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожной деятельности.

Основными задачами Управления является, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 45, 46 47, 49, 50 статьи 3 Положения Управление осуществляет следующие функции по решению вопросов местного значения: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на подведомственной территории; организация деятельности по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа; организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа Ставропольского края. На основании статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Положения Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Благодарненского городского округа в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. То есть лимиты бюджетных обязательств доводятся до управления по делам территорий финансовым органом администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (финансовым управлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края) в пределах расходных статей бюджета округа на соответствующие цели.

Другим главным распорядителям и получателям средств бюджета Благодарненского городского округа, в том числе и администрации Благодарненского городского округа, ассигнования на дорожную деятельность бюджетом Благодарненского городского округа на 2021-2023 годы не предусмотрены, соответственно принимать и исполнять бюджетные обязательства на эти цели они не правомочны.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 158 БК РФ Управление, как главный распорядитель средств бюджета Благодарненского городского округа обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Таким образом, Управление создано в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенные в границах Благодарненского городского округа. Управление возглавляет руководитель Управления, который организует работу и руководит деятельностью Управления на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.

Именно решение руководителя Управления определяет дорожные объекты, на которые будут израсходованы средства бюджета городского округа.

Таким образом, Глава Благодарненского городского округа Ставропольского края не является субъектом, который в силу закона, иного нормативного правового акта способен устранить допущенные нарушения.

В судебное заседание административный истец ТеньковА.И. не явился, будучи извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела судом, отправленное ТеньковуА.И. по адресу, указанному в административном исковом заявлении, возвращено в суд почтовым отде­лением без вручения, в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с положениями ст. 96, 150 КАС РФ, п. 39 постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Административный ответчик СавельевА.В. в судебное заседание не явился, будучи извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил суду письменные возражения, в которых указал следующее.

Доводы главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова А.И. о том, что предписания выданные госинспектором дорожного надзора направления дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу Савельевым А.В. в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, ГОСТ Р 50597- 17, ГОСТ Р 52289 - 19 незаконны и подлежат отмене считает неубедительными, поскольку при внесении предписаний должностное лицо (которым направлено предписания) основывается в первую очередь на действующие законодательные акты.

Пунктом 19 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О Полиции» № 3 ФЗ от 07.02.2011г., Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711, приказом МВД РФ № 380 от 30.03.2015г. на службу Госавтоинспекции возложена обязанность по осуществлению государственного федерального контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 2.10 должностных инструкций имеет право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, в установленном порядке давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В рамках исполнения данной государственной функции 01 июня 2021 года госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому городскому округу старшим лейтенантом полиции Савельевым А.В. при надзоре за дорожным движением были выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги <адрес>, выраженные в наличии нарушений светотехнических характеристик дорожных знаков, утрата дорожных знаков, ограничена видимость дорожного знака в связи с озеленением, дефект покрытия проезжей части дороги в виде отдельной выбоины, отсутствие световозращающих элементов на боковых ограждениях установленных на мосту и подходах, неорганизованный съезд с дороги, на <адрес> утрата дорожного знака, ограничена видимость дорожного знака в связи с озеленением, нарушена целостность лицевой поверхности дорожного знака, на автодороге <адрес> - лагерь Золотой колосок ограничена видимость дорожных знаков в связи с озеленением, неорганизованные съезды с дороги, при обследование места дорожно-транспортного происшествия на <адрес>, <адрес> выявлены недостатки в содержание улично-дорожной сети в виде неудовлетворительного состояния обочины (наличие растительности, дефектов покрытия обочины). Наличие обозначенных недостатков угрожает безопасности дорожного движения и нарушает Конституционные права граждан на безопасное передвижение по автомобильным дорогам Российской Федерации. В целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения, ГОСТ 50597-17г. в адрес главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова А.И. 02.06.2021г. были вынесены соответствующее предписания с обозначением предусмотренного ГОСТом срока его выполнения. Необходимо отметить, что наличие выявленных инспектором нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения участвующими в деле лицами не оспаривалось.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 года №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», полномочиями в отношении автомобильных дорог местного значения по осуществлению дорожной деятельности, в которую входит содержание, наделены органы местного самоуправления Благодарненского городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 27 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», в структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Устав Благодарненского городского округа, утвержденный решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27.10.2017 №19, ограничил перечень органов, входящих в структуру местного самоуправления. В ее состав входят:

-совет депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края;

-глава Благодарненского городского округа Ставропольского края;

-администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края;

-контрольно-счетный орган Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - контрольно-счетный орган).

Иных организаций и учреждений, которые могут выступать в Благодарненском городском округе, в качестве органов местного самоуправления, то есть органов, уполномоченных на осуществление дорожной деятельности, Устав не предусматривает.

С учетом указанного перечня, а также требований части 1 статьи 37 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 30 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», частей 1 и 6 статьи 46, пункта 8 части 1 статьи 48 Устава, статьи 2 «Положения об администрации Благодарненского городского округа», утвержденного решением совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 44, администрация Благодарненского городского округа, является именно тем самым исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, основной задачей которого является реализация полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в области дорожной деятельности.

Информация о том, что администрация Благодарненского городского округа является органом, обеспечивающим на территории муниципального образования решение вопросов местного значения, включая по дорожной деятельности, размещена самим органом местного самоуправления на своем официальном интернет-сайте www.abgosk/ru в подразделе Главная/ Администрация БГО.

Структура Администрации утверждена Советом депутатов. Согласно части 1 статьи 6 Положения об Администрации, в нее входят: Глава Благодарненского городского округа, первый заместитель главы администрации Благодарненского городского округа (ему подчиняются Управление по делам территорий администрации Благодарненского городского округа, имущественных и земельных отношений, территориальные отделы сел Александрия, Алексеевское, Большевик, Бурлалцкое, Елизаветинское. Каменная Балка, Мирное, Сотниковское, Спасское, Шишкино, аула Эдельбай, поселков Красноключевской и Ставропольский), заместители главы администрации Благодарненского городского округа и иные структурные подразделения аппарата администрации Благодарненского городского округа, органы администрации Благодарненского городского округа с правами юридического лица.

Управление, в соответствии с частью 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 51 ФЗ №131 от 06.10.2003, части 1 статьи 30 КЗ №12 от 02.03.2005, было создано решением Совета депутатов Благодарненского городского округа от 20.12.2017 № 49 «Об управлении муниципального хозяйства администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края». Этим же муниципальным актом утверждено Положение о данном учреждении.

Согласно положению, Управление является отраслевым органом Администрации, зарегистрированным в качестве юридического лица с организационно-правовой формой муниципального казенного учреждения. Автомобильные дороги Благодарненского городского округа, на основании распоряжения администрации Благодарненского городского округа от 11.04.2018 №343-р, закреплены за вновь созданным юридическим лицом (Управлением) на праве оперативного управления.

Автомобильные дороги местного значения Благодарненского городского округа, с учетом положений статьи 296 ГК РФ, переданы Управлению для целей осуществления дорожной деятельности.

Исходя из данных положений, Управление было создано в качестве отраслевой организации, подчиняющейся Администрации, для реализации (но не для передачи и отторжения от себя) обозначенным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который ФЗ №257 от 08.11.2007, ФЗ №131 от 06.10.2003, КЗ №12 от 02.03.2005, Уставом муниципального образования, возложены полномочия по решению вопросов местного значения, своих обязанностей, связанных с дорожной деятельностью и иными вопросами.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Положения об Администрации, глава Благодарненского городского округа, возглавляющий Администрацию, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Ставропольского края, Уставом Благодарненского городского округа, решениями совета депутатов Благодарненского городского округа, издает постановления администрации Благодарненского городского округа по вопросам местного значения, а также распоряжения администрации Благодарненского городского округа по вопросам организации работы администрации Благодарненского городского округа.

Согласно части 7 статьи 5 Положения об Администрации, к компетенции Главы Благодарненского городского округа относится:

-формирование администрации Благодарненского городского округа, в соответствии со структурой администрации Благодарненского городского округа, утвержденной Советом депутатов Благодарненского городского округа, в которую, как установлено выше, входит и Управление, и организует ее работу, определяет основные направления деятельности администрации Благодарненского городского округа и ее органов;

-разработка структуры администрации Благодарненского городского округа и представление ее на утверждение Совета депутатов Благодарненского городского округа;

-утверждение штатных расписаний администрации Благодарненского городского округа и органов администрации Благодарненского городского округа, к которым относится Управление с правами юридического лица;

-утверждение должностных инструкций сотрудников администрации Благодарненского городского округа и руководителей органов администрации Благодарненского городского округа, в том числе Управления с правами юридического лица;

-организация и обеспечение осуществления администрацией Благодарненского городского округа и органами администрации Благодарненского городского округа с правами юридического лица, в том числе Управления, полномочий по решению вопросов местного значения, в которые входит осуществление дорожной деятельности;

-назначение на должность первых заместителей и заместителей главы администрации Благодарненского городского округа (по согласованию с Советом депутатов городского округа), руководителей органов администрации Благодарненского городского округа, в том числе Управления, работников аппарата администрации Благодарненского городского округа, заключает с ними трудовые договоры, принимает к ним меры поощрения и взыскания, а также освобождает их от должности;

-принятие мер по повышению квалификации муниципальных служащих администрации Благодарненского городского округа и ее органов, в том числе Управления;

-организация проверки деятельности органов администрации Благодарненского городского округа с правами юридического лица и структурных подразделений администрации Благодарненского городского округа, в том числе Управления, в соответствии с федеральными законами, законами Ставропольского края;

-обеспечение исполнение бюджета городского округа, утвержденного Советом депутатов городского округа, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа.

В соответствии с вышеуказанным, Управление подконтрольно, зависимо и подотчетно Администрации. Администрация уполномочена в отношении Управления, несмотря на то, что оно является отдельным юридическим лицом, на осуществление контроля, поощрение и наказание должностных лиц Управления, а также на осуществление других управленческих функций, связанных с решением вопросов хозяйственной деятельности.

Создание в структуре Администрации подконтрольного и уполномоченного органа - Управления, несмотря на присвоение ему статуса юридического лица, либо заключение каких-либо муниципальных контрактов или договор на выполнение определенного вида работ с третьими лицами, подрядными организациями, не влечет за собой отторжения от Администрации полномочий и обязанностей, связанных с ними, в том числе по дорожной деятельности, возложенных на Администрацию законодательством Российской Федерации: частью 1 статьи 132Конституции Российской Федерации, статьей 16 ФЗ №131 от 06.10.2003, частью 1 статьи 30 КЗ №12 от 02.03.2005, Уставом, Положением об Администрации.

Управление, несмотря на то, что было зарегистрировано в качестве отдельного юридического лица, а дороги муниципального района и иное имущество переданы ему в оперативное управление, не приобрело вслед за этим статус еще одного органа местного самоуправления в их структуре, ограниченной Уставом муниципального образования. Как установлено выше, к ним относятся только Совет депутатов, Глава округа, Администрация и Контрольно-счетная палата. Для того, чтобы наделить Управление полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности, необходимо было бы вносить изменения в Устав муниципального образования, чего сделано не было. Передать указанные полномочия организации, не являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не позволяет существующее законодательство.

Создание в структуре Администрации Управления, подчиненного и подконтрольного ей, является по своей сути созданием Администрацией «инструмента», предназначенного для целей реализации возложенных на нее полномочий. Указанная манипуляция не влечет за собой противозаконных действий, связанных с отторжением от Администрации полномочий по осуществлению дорожной деятельности и передачи их вновь созданному лицу, не имеющему статус органа местного самоуправления. При этом, с учетом части 4 статьи 51 №131 от 06.10.2003 Администрация должна субсидиарно отвечать по обязательствам Управления, как отдельного созданного юридического лица, являющегося муниципальным казенным учреждением, и обеспечивать их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления, а не на его структурное подразделение, вызывает сомнение правомерность вывода главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова А.И. о выдаче оспариваемых предписаний ненадлежащему субъекту - главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова А.И., к компетенции которого относится ремонт и содержание местных дорог.

Таким образом, глава Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова А.И. является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления упомянутого муниципального образования. Предписания были выданы непосредственно лицу - ответственному за дорожную деятельность в отношении дорог местного значения на территории Благодарненского городского округа.

Исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований главы администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края ТеньковаА.И. отказать по следующим основаниям.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом суду представлены следующие материалы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.6 ч.1 ст.10 Устава)

Глава Благодарненского городского округа Ставропольского края, являющийся главой администрации Благодарненского городского округа (ч.2 ст.46 Устава) в пределах полномочий, в том числе: обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ставропольского края (п.5 ч.1 ст.43 Устава); организует и обеспечивает осуществление администрацией городского округа и органами администрации городского округа с правами юридического лица, полномочий по решению вопросов местного значения городского округа и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ставропольского края (п.10 ч.2 ст.43 Устава)

Созданное в структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования управление по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края не является органом местного самоуправления. Так, положениями статьи 1 Положения об управлении по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, утверждённого решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Управление по делам территорий является органом администрации Благодарненского городского округа, подотчётно Главе Благодарненского городского округа.

Следовательно, именно орган местного самоуправления (Глава городского округа) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе касающихся дорожной деятельности.

С учётом изложенного, предписания инспектора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в рамках предоставленных полномочий, предлагающее административному истцу организовать выполнение мероприятий по устранению перечисленных в этом предписании нарушений, следует считать как вынесенное в отношении надлежащего субъекта.

Согласно подпункту «б» статьи 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года №711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ "О полиции" осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на полицию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года №716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (далее - Постановление N 716) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее - Положение), в соответствии которым федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 6).

Федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 Положения).

Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляется в рамках систематического наблюдения, повседневного исполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей, а не только посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

В силу указанных положений оспоренное представление внесено контролирующим органом по результатам выполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения без нарушения соответствующей процедуры, поскольку исполнение названной функции в данном случае не предполагает обязательного проведения проверки.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства оснований для удовлетворения административных исковых требований главы Благодарненского городского округа Ставропольского края не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Главы Благодарненского городского округа Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича к государственному инспектору дорожного надзора направления дорожного надзора Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края СавельевуА.В. о признании предписаний незаконными, - отказать.

Мотивированное решение суда составлено 20 июля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Р.Билык