Дело №а-9173/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2015 года г. Тюмень
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Ходжиевой Р.Р.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений по Тюменской области, Администрации города Тюмени о признании действий (бездействий) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений по Тюменской области, Администрации города Тюмени о признании незаконным действие Департамента имущественных отношений Тюменской области, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № и обязании Департамент принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору. Также просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору, а также о возложении на Департамент обязанности принять решение об установлении соответствия разрешенного использования данного земельного участка классификатору. Признать незаконным действие Администрации города Тюмени, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № и обязать Администрацию города Тюмени принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору. Признать незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-сх об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и обязать принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование административного иска указала, что она ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков к.н.№ классификатору видов разрешенного: пользования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540, а именно: код классификатора 2.1 «малоэтажная жилая застройка», утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земли и (или) земельный участок, находящиеся в государственной и дли) муниципальной собственности (часть земельного участка с к.н. № Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ Департамент имущественных тношений Тюменской области отказал в изменении вида разрешенного использования земельного участка с к.н. № в связи с отсутствием полномочий, решение об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с к.н. № в течении установленного законом срока не принял, Решением №-сх от ДД.ММ.ГГГГ. отказал в перераспределении земельных участков в связи с соответствием разрешенного использования земельных участков, решение об утверждении схемы не принял. Решение №-сх от ДД.ММ.ГГГГ она получила ДД.ММ.ГГГГ письмо от ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Администрацию г.Тюмени с заявлением о принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с к.н. № классификатору видов разрешенного использования, приложив к заявлению решение органа кадастрового учета и Департамента имущественных отношений Тюменской области. Письмом ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Тюмени отказала в принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка. С вышеуказанными действиями и бездействием административных ответчиков она не согласна, считает их незаконными, нарушающими ее права и законные интересы.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление ФИО1 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 243 кв.м., с назначением: для благоустройства и содержания территории (без права капитального строительства), имеет кадастровый № и ранее находился у ФИО1 в аренде на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В связи с односторонним отказом Департамента от продолжения арендных отношений (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении договора аренды земельного участка), в настоящее время срок действия договора аренды истек, из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключена запись об обременении данного земельного участка правом аренды.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес> следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующий жилой дом, площадь 480 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № классификатору видов разрешенного: пользования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540, а именно: код классификатора 2.1 «малоэтажная жилая застройка», утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №6 и земли и (или) земельный участок, находящиеся в государственной и дли) муниципальной собственности (часть земельного участка с к.н. №
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Департамент имущественных отношений Тюменской области сообщил ФИО1 о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности заявителю, в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» полномочия по распоряжению земельными участками находящимися в собственности третьих лиц у Департамента отсутствуют.
Решением №-сх ДД.ММ.ГГГГ. Департамент имущественных отношений Тюменской области отказал в перераспределении земельных участков под существующий жилой дом по адресу: <...>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени с заявлением о принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № классификатору видов разрешенного использования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени сообщил ФИО1, что он не уполномочен на принятие указанных решений в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу пп. 8 пункта 1 статьи 1, абз. 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью Правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ под Правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений:
На территории г. Тюмени приняты и действуют Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ определившие территориальные зоны, а также их виды и состав применительно к данному муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 19 указанных Правил зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, предназначенные в соответствии с Генеральным планом для размещения индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым код классификатора 2.1, ранее поименованный как «малоэтажная жилая застройка» в настоящее время именуется как «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с проектом планировки 2-го планировочного района «Тарманский», утв. постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства: индивидуальной жилой застройки и улично – дорожной сети. Зона улично – дорожной сети является землями общего пользования, в границах которой не предусмотрено размещение объектов малоэтажной жилой застройки.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
У земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ФИО1 на праве собственности, разрешенное использование «под существующий жилой дом», а не «индивидуальное жилищное строительство».
У земельного участка с кадастровым №, государственная собственность на который не разграничена, разрешенное использование «для благоустройства и содержания, без права капитального строительства зданий и сооружений».
Согласно поданным в Департамент заявления ФИО1 просила изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для благоустройства и содержания, без права строительства капитальных зданий и сооружений» на «малоэтажная жилая застройка», т.к. земельный участок отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 согласно Правил землепользования и застройки города Тюмени, утв. Решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Процедура предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов предусмотрена статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и направлена на обеспечение свободного доступа граждан к земельным ресурсам.
Так, получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов гражданин может лишь в случае, если после опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым № был предоставлен ФИО1 на основании решения органа местного самоуправления без проведения торгов. Предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся и без права капитального строительства. Земельный участок с кадастровым № имеет разрешенное использование под существующий жилой дом.
Рассматривая требования ФИО1 об оспаривании решения администрации, департамента об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и отказывая в их удовлетворении, суд учитывает, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
Судом установлено, что оспариваемые решения приняты Департаментами в пределах своей компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания отказа заявителю были сообщены. В данных действиях, суд не усматривает нарушений требований действующего законодательства и прав ФИО1
В связи с чем, заявленные требования ФИО1 о признании незаконным действие Департамента имущественных отношений Тюменской области, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №6, признании незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконным действие Администрации города Тюмени, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-сх об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту имущественных отношений по Тюменской области, Администрации города Тюмени о признании действий (бездействий) незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 19 ноября 2015 года.
Судья А.А. Жижин