ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-917/2022 от 28.04.2022 Сакского районного суда (Республика Крым)

91RS0018-01-2022-000044-35

Дело № 2а-917/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года город Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Сидорова А.Г.,

при секретаре судебного заседания – Абрамовой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца – Чернышевского П.В.,

представителя административного ответчика – Белицкого К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Виноградова ФИО7 к Администрации района Республики Крым о признании действия и бездействия незаконными, решения недействующим, заинтересованные лица – Администрация сельского поселения Республики Крым, сельский совет Республики Крым, совет Республики Крым, председатель совета Республики Крым, Комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым,

у с т а н о в и л:

Виноградов О.В. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с указанным административным иском с требованиями:

– о признании незаконным бездействия Администрации района Республики Крым, выразившегося в не рассмотрении направленных им ДД.ММ.ГГГГ посредством интернет-приемной портала Правительства Республики Крым предложений в порядке п. 10 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– о признании незаконными действий Администрации района Республики Крым, выразившихся в вынесении Заключения от ДД.ММ.ГГГГ о результатах общественных обсуждений проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Республики Крым в сроки меньше, чем предусмотрены п. 13 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации для проведения общественных обсуждений по данным вопросам;

– о признании недействующим Заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах общественных обсуждений проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Республики Крым.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных на территории сельского совета Республики Крым, которые в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Республики Крым, утвержденным решением совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ включены в границы населенного пункта, в связи с чем отнесены к категории "Земли населенного пункта"

Постановлением председателя совета от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначены общественные обсуждения по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Республики Крым, сообщение о чем опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на сайте Администрации района.

Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ посредством интернет-приемной портала правительства Республики Крым направлены предложения в вышеуказанный проект решения и замечания к нему. Между тем, по результатам проведения общественных обсуждений соответствующей комиссией на основании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ составлено Заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно содержанию которого направленные Виноградовым О.В. предложения и замечания не рассматривались и не учитывались. При этом несмотря на установленный период проведения общественных обсуждений, они фактически закончены ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований п. 13 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому продолжительность таких обсуждений составляет не менее месяца и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

В судебное заседание административный истец и представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали. В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещённых о слушании дела.

Представитель административного истца Чернышевский П.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также пояснениях, высказанных административным истцом и им в ходе судебного заседания.

Представитель административного ответчика Белицкий К.Г. в судебном заседании возражал против доводов административного искового заявления, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в предоставленных суду возражениях.

Заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, проверив доводы, изложенные в административном иске, а также высказанные сторонами в судебном заседании, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений, в том числе органов местного самоуправления, с обязательным участием в таком обсуждении представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").

Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам правил землепользования и застройки, а также по проектам, предусматривающим внесение изменений в указанные правила, ранее утвержденные, проводятся общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Так, процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса и с частями 13 и 14 указанной статьи.

Согласно части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из нескольких этапов, в том числе: оповещения о начале общественных обсуждений; размещения проекта, подлежащего рассмотрению, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовки и оформления протокола общественных обсуждений; подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

Указанные требования Градостроительного кодекса РФ нашли свое отражение в предоставленном административным ответчиком Положении о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Республики Крым, утвержденном решением совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными решением совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также в Порядке подготовки проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым, утвержденном постановлением Администрации района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, председателем совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении на территории муниципального образования сельское поселение Республики Крым общественных обсуждений по проекту решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ". При этом продолжительность общественных обсуждений установлена в один месяц, а их организатором назначена Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым.

Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение вышеуказанного решения Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым на официальном сайте (), а ДД.ММ.ГГГГ – в газете "", учредителем которой является Администрация района, размещено соответствующее оповещение, отвечающее требованиям части 6 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащее:

- информацию о вышеуказанном проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях;

- информацию о проведении общественных обсуждений по данному проекту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- информацию об открытии с ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации района Республики Крым по адресу: , а также в здании администрации сельского поселения Республики Крым по адресу: , экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению, и о проведении экспозиции вышеуказанного проекта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также о днях и часах, в которые возможно посещение указанной экспозиции;

- информацию о возможности внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно посредством официального сайта Администрации района, в письменной форме в адрес данного органа, посредством записи в журнале регистрации замечаний и предложений по общественным обсуждениям экспозиции проекта, хранящегося в Отделе архитектуры, градостроительства, земельных отношений и наружной рекламы Администрации района.

Согласно копии газеты от ДД.ММ.ГГГГ (11149), в указанном печатном издании также размещен Проект решения совета Республики Крым "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ".

При этом из информационного сообщения, опубликованного в "" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с допущенной технической ошибкой в ранее опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений в газете "" от ДД.ММ.ГГГГ, сроки проведения общественных обсуждений следует читать в следующей редакции: общественные обсуждения проводятся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; экспозиция проекта проводится с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; предложения и замечания относительно Проекта принимаются с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Факт опубликования данного информационного сообщения сторонами не оспаривался.

В силу части 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки, а также по проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные правила землепользования и застройки, являются, в том числе правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков.

Как следует из материалов административного дела, административный истец Виноградов О.В. является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных на территории сельского совета Республики Крым, что подтверждается выпиской из ЕГРН, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика. При таких обстоятельствах, Виноградов О.В. является участником вышеуказанных общественных обсуждений.

В соответствии с частью 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, участники общественных обсуждений, прошедшие в соответствии с частью 12 указанной статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем; в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в вышеуказанном порядке, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 11 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Виноградовым О.В. посредством интернет-приемной портала Правительства Республики Крым в адрес Администрации Республики Крым направлены замечания и предложения по проекту решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ" относительно вышеуказанных земельных участков (л.д. 23-25, 27-29).

Как видно из предоставленного в ходе рассмотрения административного дела представителем административного ответчика протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ указанные замечания и предложения Виноградова О.В. не были предметом рассмотрения Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района. Из данного протокола также видно, что общественные обсуждения проводились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в этот же период принимались предложения и замечания относительно вышеназванного проекта решения, что соответствует иным, имеющимся в материалах административного дела данным.

Суд не принимает во внимание протокол заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым в рамках проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу части 18 статьи 5.1, части 15 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ по результатам общественных обсуждений оформляется не протокол заседания Комиссии, а протокол общественных обсуждений. При этом предоставленный представителем административного ответчика протокол общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ оформлен в соответствии с требованиями части 18 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем именно данный документ принимается судом в качестве доказательства по административному делу.

Доводы административного истца и его представителя о том, что административным ответчиком допущены незаконные действия и бездействие в связи с нарушением предусмотренных частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроков проведения общественных обсуждений и нерассмотрением в связи с этим предложений и замечаний Виноградова О.В., поданных согласно части 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, суд считает несостоятельными.

Частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены сроки продолжительности общественных обсуждений не менее одного и не более трех месяцев относительно проекта правил землепользования и застройки со дня опубликования такого проекта.

Между тем, в опровержение доводов административного истца и его представителя, указанная норма не применима в данном случае.

Как следует из Проекта решения совета Республики Крым "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ", опубликованного в "" от ДД.ММ.ГГГГ (11149), на общественные обсуждения вынесен проект решения об изменений вышеуказанных Правил землепользования и застройки, в том числе в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно части 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, а также в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в связи с принятием решения о комплексном развитии территории, общественные обсуждения по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент, в границах территории, подлежащей комплексному развитию. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Аналогичные требований содержатся также в пункте 5 статьи 2 Порядка подготовки проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым, утверждённого постановлением Администрации района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что установленный законом срок проведения рассматриваемых общественных обсуждений о внесении изменений Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым административным ответчиком был соблюден и правильно составил не более чем один месяц. В опровержение доводов административного иска, частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ не установлены сроки для вынесения заключения по результатам общественных обсуждений, в связи с чем оснований для признания незаконными действий административного ответчика в данной части суд не усматривает.

Незначительное несоответствие в сроках проведения общественных обсуждений, вызванное технической ошибкой в опубликованном оповещении (в части сроков проведения общественных обсуждений), устранение которой носило открытый и публичный характер, по мнению суда, существенно не повлияло на права и законные интересы административного истца Виноградова О.В., а потому не влечет признание указанного в иске бездействия административного ответчика противоречащими требованиям закона, а заключения по результатам общественных обсуждений недействующим, на чем настаивает истец.

Требования части 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ о праве административного истца вносить предложения и замечания, касающиеся вышеуказанного проекта решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым", административным ответчиком не были нарушены, а оснований для рассмотрения предложений и замечаний Виноградова О.В., поступивших после окончания общественных обсуждений, не имелось, поэтому нарушение административным ответчиком требований части 11 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ суд не усматривает.

Суд учитывает при этом, что со дня опубликования ДД.ММ.ГГГГ оповещения о проведении общественных обсуждений и до их окончания ДД.ММ.ГГГГ административный истец Виноградов О.В. имел достаточно времени и возможностей для подачи своих предложений и замечаний, как правообладатель земельных участков с кадастровыми номерами и .

При этом согласно Журналу учета посетителей экспозиции Проекта и регистрации замечаний и предложений по общественным обсуждениям по проекту решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ", административный истец Виноградов О.В. ДД.ММ.ГГГГ посещал данную экспозицию проекта и внес предложения относительно иного земельного участка, правообладателем которого он является. Кроме того, в тот же день посредством интерне-приемной портала Правительства Республики Крым Виноградов О.В. внес предложения относительно еще одного земельного участка, находящегося в его собственности. Указанные предложения были рассмотрены в соответствии с требованиями закона, что следует из Протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным, суд не усматривает каких-либо препятствий для реализации административным истцом права на внесение предложений и замечаний до окончания общественных обсуждений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в отношении всех земельных участков, правообладателем которых он является.

Доводы административного истца и его представителя о том, что для подачи предложений и замечаний Виноградову О.В. требовался срок для сбора объемного пакета документов, судом отклоняются, как не основанные на законе. Так, в силу части 12 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в данном случае административному истцу необходимо было представить лишь идентифицирующие сведения о себе с приложением соответствующих документов, а также сведения о земельных участках из ЕГРН и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие его права на такие земельные участки.

Заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика Белицкого К.Г. о том, что внесенные Виноградовым О.В. по истечении установленного срока предложения и замечания относительно земельных участков с кадастровыми номерами и не касались существа проекта решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Республики Крым, утвержденные решением совета от ДД.ММ.ГГГГ", вынесенного на общественные обсуждения, поскольку отнесение данных земельных участков к зоне "Н-1" (Зона территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану) не являлось предметом внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Направленные административным истцом предложения и замечания относительно земельных участков с кадастровыми номерами и , как обоснованно отмечено представителем административного ответчика, могут рассматриваться на общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, которые проводятся в ином порядке, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, по заявленным административным истцом Виноградовым О.В. предложениям Администрацией района Республики Крым ему обоснованно предоставлены письменные ответы № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что они могут быть рассмотрены в рамках внесения изменений в Генеральный план.

Следует отметить при этом, что, по смыслу закона, результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых и фактических оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в нерассмотрении поданных Виноградовым О.В. ДД.ММ.ГГГГ замечаний и предложений в соответствии с частью 10 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, для признания оспариваемого действия нарушающим требования части 13 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, а, следовательно, и оснований для признания оспариваемого решения недействующим. При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Виноградову О.В. необходимо отказать полностью.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Виноградова ФИО8 к Администрации района Республики Крым о признании действия и бездействия незаконными, решения недействующим, заинтересованные лица – Администрация сельского поселения Республики Крым, сельский совет Республики Крым, совет Республики Крым, председатель совета Республики Крым, Комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального района Республики Крым – отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Сакский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.Г. Сидоров