ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9181/2021 от 23.11.2021 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-9181/2021

УИД 03RS0003-01-2021-009195-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,

при секретаре Хакимовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бакиева Рината Шамильевича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,

установил:

Бакиев Р.Ш. обратился в суд с административным иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о:

- признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под №170182/3115нз от 07.07.2021 г. в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия или бездействия в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному иску под номером 2,

- обязании административного ответчика восстановить права, законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленный законом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному иску под номером 3.

Административный иск мотивирован тем, что в целях исполнения положений приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формат схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготовлена на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) и утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и других материалов и сведений, предусмотренных п. 4 Приказа, в форме электронного документа с использованием иных технологических и программных средств с соблюдением правил оформления схемы расположения земельного участка, требований о том, что содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе. При подготовке схемы расположения земельного участка учитывались следующие материалы и сведения, содержащиеся в электронных документах, которые следует рассматривать как доказательства, которые следует рассматривать как доказательства, которые известны и могут быть использованы судом при установлении обстоятельств: сведения, содержащиеся в кадастровом плане территории с номером кадастрового квартала 66:41:0507064, сведения и материалы, содержащиеся в Генеральном плане, сведения и материалы в правилах землепользования и застройки.

В целях исполнения статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административный истец 26.05.2021 г. на электронный адрес Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.

28.05.2021 г. получен ответ о возврате заявления и документов, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Административный истец 10.06.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа. Уведомлением №17-0182/2879нз от 23.06.2021 г. был предоставлен отказ на заявление административного истца. Исправив замечания административный истец 24.06.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.

На подготовленную согласно требованиям нормативно-правовых актов схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории административный истец получил отказ в утверждении схемы по основанию – формирование земельного участка площадью 322094 кв.м в границах, указанных в предоставленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приведет к изломанности границ образуемого земельного участка, чересполосице с земельным участком с кадастровым номером <адрес> и нерациональному использованию земель. Учитывая изложенное, руководствуясь п. 6,7 ст. 11.9, п. 2, подп.3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, Министерством отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 322094 кв.м, расположенного в кадастровом квартале <адрес>.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, административный истец 26.05.2021 г. на электронный адрес Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.

28.05.2021 г. получен ответ о возврате заявления и документов, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Административный истец 10.06.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа. Уведомлением №17-0182/2879нз от 23.06.2021 г. был предоставлен отказ на заявление административного истца. Исправив замечания административный истец 24.06.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.

07.07.2021 г. получен ответ (исх. №170182/3115нз), из которого следует, что формирование земельного участка площадью 322094 кв.м в границах, указанных в представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приведет к изломанности границ образуемого земельного участка, чересполосице с земельным участком с кадастровым номером <адрес> и нерациональному использованию земель.

В соответствии с пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно проводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 6,7 ст. 11.9, п.2, подп.3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, Министерством отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 322094 кв.м, расположенного в кадастровом квартале <адрес>.

Между тем, суд находит вышеуказанное решение государственного органа незаконным, а требования Бакиева Р.Ш. подлежащими частичному удовлетворению.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Между тем, ни одно из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в оспариваемом решении не поименовано.

Форма, формат или требования к подготовке схемы расположения земельного участка утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762).

В соответствии с пунктом 4 Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектами незавершенного строительства.

Так, статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В то же время положениями пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае не соответствия заявления приведенным выше требованиям пункта 1 данной статьи, предъявляемым к информационному наполнению заявления, либо в случае если к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи, заявление подлежит возврату уполномоченным органом в десятидневный срок. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд пришел к выводам о том, что административным ответчиком не представлено объективных доказательств соблюдения требований земельного законодательства, устанавливающего основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и соответствия его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В уведомлении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка нет обоснования причин отказа, указанные в уведомлении об отказе не мотивированы, лишь перечислены как основания отказа. Оспариваемое решение административного ответчика не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов. Из письма административного ответчика, не усматривается обоснованного отказа, который соответствовал бы положениям статьям 11.9 и (или) 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Далее. Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска об обязании административного ответчика восстановить права, законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленный судом срок утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемую к настоящему административному иску под номером 3, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Бакиева Рината Шамильевича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями удовлетворить частично.

Признать незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под №170182/3115нз от 07.07.2021 г., в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Признать незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия или бездействия в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному иску под номером 2.

В удовлетворении административного иска Бакиева Рината Шамильевича в части требований об обязании административного ответчика восстановить права, законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленный законом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному иску под номером 3, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы РБ.

Решение суда в окончательной форме принято 23.11.2021 г.

Судья Л.Н. Абдрахманова