Дело № 2а-918/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 18 октября 2019 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Малоземовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОВМ (дислокация р.п.Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району, Отделу МВД России по Володарскому району Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области об аннулировании регистрации по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, просит суд аннулировать регистрацию ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства по адресу: <адрес>. Обязать Отдел по вопросам миграции (дислокация р.п. Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району снять ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивировала тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в городе <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО1 ошибочно была оформлена еще одна постоянная регистрация по адресу: <адрес>.
Истец указала, что в <адрес> она временно проживала с родителями с 2003 года по 2004 год.
С 2004 года по настоящее время ФИО1 проживает с матерью Ш.Л.В. по месту постоянной регистрации: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ на содержание ФИО1 взыскивались алименты с отца Ш.В.Н. . С 2006 года родители в разводе.
О наличии у ФИО1 второй постоянной регистрации она узнала в 2018 году из судебных материалов по искам о взыскании задолженности за коммунальные платежи с 2004 года по 2017 год за квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОВМ (дислокация р.п. Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району с просьбой отмены регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. На что получила ответ - обращаться в суд.
Административный истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время коммунальные платежи за проживание ФИО1 по месту постоянной регистрации: <адрес>, оплачиваются в полном объеме, задолженности нет. Однако, за жилье по адресу: <адрес>, ФИО1 все эти годы начисляются коммунальные платежи, чем причиняется имущественный ущерб.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ОВМ (дислокация р.п.Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отношение к иску не представил.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Володарскому району Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отношение к иску не представил.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отношение к иску не представил.
Представитель заинтересованного лица ООО «Нижцентрремонт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, согласно которого ООО «Нижцентрремонт» осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами с декабря 2018 года. ФИО1, а также ее отец Ш.В.Н. состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте была поставлена на регистрационный учет исходя из прописки одного из родителей (отца), который отвечает за своевременность данной процедуры, это прописывается в СК и ГК (ст.20), при этом если родитель имеет постоянную прописку, но не является собственником жилья, то ребенка до 18 лет можно зарегистрировать в этом жилье без согласия собственника. Запросов из Миграционной службы по Нижегородской области о снятии истца с места регистрации по данному адресу, а также обращений от законных представителей (родителей) истца не поступало. ООО «Нижцентрремонт» не могло знать о другом месте регистрации истца. За истцом перед управляющей компанией имеется задолженность в размере 2 856 рублей 40 копеек за период с декабря 2018 года по сентябрь 2019 года. ООО «Нижцентрремонт» не считает, что был нанесен ущерб истцу в разрезе начисления коммунальных услуг
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ:
1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из материалов настоящего дела следует и судом установлено, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Как указала истец, о наличие у ФИО1 второй постоянной регистрации она узнала в 2018 году, и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОВМ (дислокация р.п. Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району с просьбой отмены регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, ответ на заявление ФИО1, согласно которого начальник ОВМ (дислокация р.п.Ильиногорск) Отдела МВД России по Володарскому району Г.С.В. сообщила административному истцу о том, что ОВМ (дислокация р.п.Ильиногорск) Отдела МВД России по Володарскому району является органом регистрационного учета, территориального органа МВД России, и не уполномочен принимать решение об отмене регистрации, для решения вопроса об отмене регистрации необходимо обратиться в суд, датировано ДД.ММ.ГГГГ, исх.№.
Из представленного суду материала следует, что ФИО1 бесспорно знала о своей регистрации по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, начиная с 2018 года, а в суд с настоящим административным исковым заявлением обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампа на конверте), то есть с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд. При этом доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил.
Таким образом, разрешая спор об аннулировании записи по месту жительства административного истца, суд приходит к выводу, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с указанными требованиями, что в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017), не предусмотрено аннулирование регистрации по месту жительства.
При этом суд полагает необходимым отметить, что какие-либо права административного истца, административным ответчиком ОВМ (дислокация р.п. Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району нарушены не были, поскольку административный ответчик не уполномочен принимать решения об отмене регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования административного истца о снятии ее с регистрационного по месту жительства по адресу: <адрес>. исходя из следующего.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п.28 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, гражданин при исполнении своей обязанности зарегистрироваться по месту жительства, должен добросовестно исполнять эту обязанность, обращаясь с заявлением о регистрации его в том жилом помещении, которое действительно избрано им в качестве места жительства.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993 регистрация граждан по месту жительства производится на основании паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.
Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7 Закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993, п.п. «ж» п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.1995).
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, согласно паспорта ФИО1
Согласно адресной справке, выданной руководителем (начальником) ОВМ (дислокация р.п.Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району Г.С.В.ДД.ММ.ГГГГ, и выписке № из лицевого счета №, выданной ООО «Нижцентрремонт» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Нанимателем данного жилого помещения является отец административного истца – Ш.В.Н. .
Как указала административный истец в своем исковом заявлении, с 2003 года по 2004 год она временно проживала с родителями по адресу: <адрес>.
В 2003 году несовершеннолетней ФИО1 была оформлена постоянная регистрация по данному месту жительства, вместе с тем у ФИО1 с 1998 года имелась постоянная регистрация по месту жительства в <адрес>.
Таким образом, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена двойная регистрация гражданина по месту жительства, человек должен быть прописан в одном месте по месту постоянного жительства, суд полагает необходимым снять ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>, обязав Отдел по вопросам миграции (дислокация р.п.Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району произвести снятие ФИО1 с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявления ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Отдел по вопросам миграции (дислокация р.п.Ильиногорск) ОМВД России по Володарскому району снять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об аннулировании регистрации по месту жительства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев
Резолютивная часть объявлена 18 октября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2019 года