Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 28 декабря 2016 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-918/2016 года по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по размещению на официальном сайте информации о порядке рассмотрения обращений граждан, информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 2015 год и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по размещению на официальном сайте информации о порядке рассмотрения обращений граждан, информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 2015 год и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства обратился прокурор Одесского района Омской области, в административном исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, в результате которой установлено следующее: информация о деятельности Администрации Побочинского сельского поселения размещается на сайте Одесского муниципального района Омской области www.odes.omskportal.ru. Между тем администрацией Побочинского сельского поселения на официальном сайте не размещена информация о порядке рассмотрения обращений граждан. В ходе проверки полноты исполнения требований прокурора установлено, что администрацией сельского поселения не в полной мере устранены нарушения отраженные в представлении от 30.01.2014 года. На сайте www.odes.omskportal.ru Побочинским сельским поселением не размещена информация о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, отсутствуют сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера, отсутствуют обзоры обращений за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, в части неразмещения сведений о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номер телефона по которому можно получить информацию справочного характера; а также по факту непринятия мер по размещению обзора обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принять меры по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номер телефона по которому можно получить информацию справочного характера; а также
разместить обзоры обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
Выслушав в судебном заседании прокурора и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений) закреплено в статье 33 Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что согласно ст.1 Устава Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Побочинского сельского поселения, решение №1 от 15 ноября 2005 года Побочинское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения. Согласно ст.14 Устава граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления сельского поселения. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом Омской области и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом Совета депутатов сельского поселения (л.д.5- 6).
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплено действие указанного закона на отношения связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1 ст.7 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством её размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
В силу п.5 ч.1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет.
Согласно п.9 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены требования по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Указанная информация является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления.
В силу положений ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Частью 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 года № 1341-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что обращения граждан, поступившие в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Судом установлено, что информация о деятельности администрации Побочинского сельского поселения размещается на сайте Одесского муниципального района в сети «Интернет» www.odes.omskportal.ru.
В судебном заседании установлено, что администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального на сайте Одесского муниципального района Омской области www.odes.omskportal.ru. не размещается информация о порядке рассмотрения обращений граждан, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Указанные нарушения послужили основанием для внесения прокурором Одесского района Омской области 30.01.2014 года в адрес главы Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области представления с требованием устранить нарушения федерального законодательства, но они не устранены в полном объёме (л.д.10-11).
Судом установлено, что в результате проведённой прокуратурой Одесского района
Омской области контрольной проверки следует, что администрацией сельского поселения требования федерального законодательства об обеспечении доступа к информации соблюдаются не в полной мере.
В судебном заседании установлено, что администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на официальном сайте Одесского муниципального района www.odes.omskportal.ru. не размещена информация о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, отсутствуют сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номер телефона по которому можно получить информацию справочного характера, отсутствуют обзоры обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год. Данное обстоятельство подтверждается рапортом помощника прокурора Одесского района Омской области от 07 декабря 2016 года о выявленных недостатках (л.д.14), а также скриншотом официального сайта Одесского муниципального района www.odes.omskportal.ru. (л.д.8-9).
Данные обстоятельства также подтверждаются проведенным мониторингом официального сайта Одесского муниципального района www.odes.omskportal.ru. раздел Побочинское сельское поселение, на день рассмотрения дела в судебном заседании выявленные недостатки устранены не были (л.д. 18-23).
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. предоставил суду доказательства того, что Администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на официальном сайте Одесского муниципального района www.odes.omskportal.ru. не размещена информация о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера, не размещен обзор обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Представитель административного ответчика Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставил суду доказательств того, что Администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на официальном сайте Одесского муниципального района www.odes.omskportal.ru. размещена информация о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номер телефона по которому можно получить информацию справочного характера, а также размещен обзор обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Суд считает, что несоблюдение Администрацией Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области требований законодательства в части размещения на сайте Одесского муниципального района – www.odes.omskportal.ru информации о порядке рассмотрения обращений граждан нарушает основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку незаконным бездействием Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушаются основные принципы обеспечения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления, а именно открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, в части неразмещения сведений о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номера телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; а также по факту непринятия мер по размещению обзора обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принять меры по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, сведений о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номера телефона по которому можно получить информацию справочного характера; а также разместить обзоры обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик Администрация Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по размещению на официальном сайте информации о порядке рассмотрения обращений граждан, информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 2015 год и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие Администрации Побочинского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, в части неразмещения сведений о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номера телефона по которому можно получить информацию справочного характера; а также по факту непринятия мер по размещению обзора обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Обязать Администрацию Побочинского сельского поселения Одесского
муниципального района Омской области принять меры по размещению на официальном сайте www.odes.omskportal.ru. информации о порядке рассмотрения обращений с указанием актов регулирующих эту деятельность, сведений о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесена организация приема граждан, номера телефона по которому можно получить информацию справочного характера; а также разместить обзоры обращений граждан за 4 квартал 2015 года, 2016 год.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2016 года.
Судья А.В. Тарновский