Дело № 2а-918/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 25 мая 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.,
при секретаре Александрове Н.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл к Главному управлению МЧС России по Республике Марий Эл о признании незаконным предписания об устранении нарушений установленных требований гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным предписание ГУ МЧС России по Республике Марий Эл об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 27 ноября 2020 года № 14.
В обоснование заявленных требований указано, что предписанием <номер> от 27 ноября 2020 года на Комитет возложена обязанность устранить нарушения в области гражданской обороны. С данным предписанием Комитет гражданской обороны и защиты населения РМЭ не согласен, поскольку ГБУ РМЭ «МАСС», РГКУ ДПО «УМЦ ЭБ и ЗН», РГКУ «СЦ «Защита» являются организациями, обеспечивающими мероприятия по гражданской обороне, но не подлежат к отнесению к категориям по гражданской обороне. Исходя из того, что в действующих правилах отсутствуют организации, обеспечивающие мероприятия по гражданской обороне, у Комитета нет оснований руководствоваться приказом МЧС России.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал с учетом дополнений к административному иску, указав, что предписание не является законным, поскольку отсутствуют критерии отнесения организаций к организациям гражданской обороны на федеральном уровне, необходимо руководствоваться Приказом <номер>, косвенно указанные в предписании организации обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской обороне, но не обеспечивают их выполнение на региональном уровне.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по РМЭ по доверенности ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, указав, что решение принято на основании действующего законодательства.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании с административным исковыми заявлением не согласился, указав, что в рамках проверки руководствовались определением термина, что подразумевается под организацией, выполняющей мероприятия в области гражданской обороны, с учетом подведомственности, выполняемых функций и задач, на основании п. 4 Правил, утвержденных Постановлением <номер>.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4 пояснил, что в связи с интеграцией Министерства обороны России и МЧС России в проекте закона уже отсутствует термин "организация гражданской обороны", исполнение предписания повлечет выполнение излишних требований по организации не входящих в перечень организаций мероприятий.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, административное дело <номер>, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащегося (дела – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона № 28-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона о гражданской обороне органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны, в том числе: определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В соответствии со ст.9 Федерального закона о гражданской обороне, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 <номер> утверждено Положение о гражданской обороне (далее - Положение № 804).
Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2016 года №804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее Правила), п.1 которых определен в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Согласно п.2 Правил, отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
В соответствии с п.3 Правил для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория.
Согласно п.4 Правил, отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее показатели).
Показатели устанавливает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 16 августа 2016 года №804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» Приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года №632 утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Согласно п.4 примечания к приложению к Приказу МЧС России от 28 ноября 2016 года №632 организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне.
Пунктом 5 указанного постановления установлено, что организации, деятельность которых связана с деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложениями об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ; организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 21 Указа Главы Республики Марий Эл организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Судом установлено, что 27 ноября 2020 года начальником отделения НМГО, ЗНТЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по РМЭ ФИО3, главным специалистом нормативно-технического отдела УНД И ПР Главного управления МЧС России по РМЭ ФИО7 проведена проверка выполнения в 2020 году ( в период с 01 января по 27 ноября 2020 года) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны в отношении деятельности органа исполнительной власти – Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) органа государственной власти субъекта Российской Федерации <номер> выявлены нарушения со стороны Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл требований законодательства в области гражданской обороны.
По результатам проверки юридическому лицу вынесено предписание от 27 ноября 2020 года № 14, в соответствии с которым Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл обязан устранить требования законодательства в области гражданской обороны, изложенные в пункте 4 примечаний к показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденных приказом МЧС России от 28 ноября 2016 № 632 ДСП (зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, регистрационный №45037), что в свою очередь указывает на невыполнение п.4 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 №804. Установлен срок устранения нарушения до 15 ноября 2021 года.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2020 года, в период с 30 октября 20120 года по 27 ноября 2020 года при проведении на основании распоряжения врио начальника ГУ МЧС России по Республике Марий Эл № 14 от 26 октября 2020 года плановой выездной проверки по контролю за выполнением требований и мероприятий в области гражданской обороны установлено, что ФИО5, являясь председателем Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл и одновременно ответственным за выполнение возложенных на Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл полномочий, не обеспечил выполнение мероприятий в области гражданской обороны, установленных Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации Комитетом ГО и ЗН Республики Марий Эл - органом исполнительной власти Республики Марий Эл, а именно: Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл, являясь органом исполнительной власти Республики Марий Эл, в том числе осуществляющим реализацию полномочий в области гражданской обороны на территории Республики Марий Эл в соответствии с Положением о Комитете ГО и ЗН Республики Марий Эл, не произвел в 2020 году (в период с 01 января по 27 ноября ), с учетом вступивших в силу в 2020 году изменений в требования законодательства в области гражданской обороны, отнесение организаций: ГБУ РМЭ «Марийская аварийно-спасательная служба», РГКУ ДПО «Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения», РГКУ «Специализированный центр «Защита», РГКУ «Информационный центр Республики Марий Эл», находящихся в ведении Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл в соответствии с Положением и уставами названных учреждений, и являющихся организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с показателями, установленными МЧС России в нарушение требований законодательства в области гражданской обороны, изложенных в пункте 4 примечаний к показателям для отнесения организаций к категориями по гражданской обороне, утвержденных приказом МЧС России от 28 ноября 2016 № 632ДСП (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 года, регистрационный знак № 45037), в пункте 4 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 № 804.
Согласно Положению о Комитете гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08 февраля 2018 года № 44, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в области гражданской обороны - разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл проект государственной программы Республики Марий Эл, предусматривающей мероприятия в области гражданской обороны, а также организует реализацию данных мероприятий; вносит на рассмотрение соответствующим органам государственной власти Республики Марий Эл предложения по совершенствованию работы в области гражданской обороны.
Согласно п.7 Положения, Комитет в пределах своих полномочий организует деятельность государственных учреждений Республики Марий Эл, находящихся в его ведении.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административным истцом не оспаривается, что ГБУ РМЭ «МАСС», РГКУ ДПО «УМЦ ЭБ и ЗН», РГКУ «СЦ «Защита» находятся в ведении Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл и являются организациями, обеспечивающими в той или иной мере мероприятия по гражданской обороне.
Согласно п.п. «а» п.2.3. Устава ГКУ ДПО «Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения» целями деятельности Учреждения являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС в области гражданской обороны, защиты населения и территорий or чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно п.2.4. Устава для достижения целей, указанных в настоящем Уставе, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: в том числе, подготовку (повышение квалификации) должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местом о самоуправления и организаций в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и ТП РСЧС; первоначальную подготовку (переподготовку) спасателей; профессиональную подготовку матросов-спасателей.
В соответствии с п.2.2 Устава РГКУ «Специализированный центр «Защита» предметом деятельности Учреждения является: организация хранения имущества гражданской обороны, содержание складов гражданской обороны и пунктов управления; осуществление надлежащего содержания и обслуживания защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении Учреждения; осуществление учета, контроля хранения, сбережения и освежения оперативного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; учет, обслуживание и эксплуатация средств связи, оповещения, антенно-фидерных устройств на объектах гражданской обороны; составление отчетных материалов о наличии, качественном состоянии имущества гражданской обороны в соответствии с требованиями руководящих документов; обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, вставляющих государственную тайну.
Согласно п.2.4. Устава для достижения целей, указанных в настоящем Уставе, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: в том числе, организует хранение, обеспечение количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по предназначению в установленные сроки имущества гражданской обороны; осуществляет учет, хранение и сбережение оперативного резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.2.4. Устава Республиканского ГКУ «Информационный центр Республики Марий Эл» для достижения целей, указанных в п.2.3. настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: в том числе, организация и несение круглосуточного дежурства, обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного функционирования средств автоматизации, связи и систем оповещения руководящего состава, населения Республики Марий Эл, поддержание системы связи и оповещения, автоматизированных систем управления Департамента в состоянии постоянной готовности; организация учета, хранения, сбережения, эксплуатации и технического обслуживания оборудования средств связи и оповещения, средств вычислительной и оргтехники.
В соответствии с п.1.8 Устава ГБУ РМЭ «Марийская аварийно-спасательная служба» является профессиональной аварийно-спасательной службой. Согласно п.2.3. Устава Учреждение создано в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения безопасности населения на водных объектах.
Таким образом, с учетом анализа целей и задач, указанных в уставах организаций, перечисленных в оспариваемом предписании, все указанные учреждения выполняют задачи гражданской обороны, определенных Федеральным законом № 28-ФЗ.
Согласно п. 4 примечаний к показателям для отнесения организаций к категории по гражданской обороне, организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2021 года ФИО5 (председатель Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об АП и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2021 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2020 года о признании должностного лица ФИО5 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО5 – без удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2020 года установлен факт необеспечения должностным лицом ФИО6 мероприятий в области гражданской обороны, установленных законодательством, возложенных на Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл, а именно: не произвел с учетом вступивших в силу в 2020 году изменений в требования законодательства в области гражданской обороны, отнесение организаций: ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба», РГКУ ДПО «Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения», РГКУ «Специализированный центр «Защита», РГКУ «Информационный центр Республики Марий Эл», находящихся в ведении Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл в соответствие с Положением и уставами названных учреждений и являющихся организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, к категориям по гражданской обороне в соответствии с показателями, установленными МЧС России.
Таким образом, постановление суда по делу об административном правонарушении имеет преюдициальное значение при разрешении административного дела о признании незаконным предписания об устранении нарушений установленных требований гражданской обороны.
С учетом изложенного, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что ГУ МЧС России по Республике Марий Эл имеются фактические основания для вынесения оспариваемого предписания в части возложения на административного истца обязанности устранить требования законодательства в области гражданской обороны.
Доводы представителя административного истца о неверном трактовании ГУ МЧС России по РМЭ законодательства ввиду предстоящей интеграции Министерства обороны и МЧС России с учетом нового законопроекта, в котором отсутствует термин "организация гражданской обороны" подлежат отклонению, поскольку предписание вынесено на основании норм действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, в порядке, установленном действующим законодательством, содержание предписания соответствует положениям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл к Главному управлению МЧС России по Республике Марий Эл о признании незаконным предписания об устранении нарушений установленных требований гражданской обороны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 08.06.2021 года.