Дело № 2а-918/21 г.
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 15 февраля 2021г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным приостановление государственной регистрации права незаконным,
установил:
ФИО2 в лице представителя ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РД о признании приостановление государственной регистрации права незаконным.
В обоснование указал, что вступившем в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 03.09.2015 года постановлено; «Исковые требования ФИО4 ФИО10 удовлетворить. Признать за ФИО4 ФИО11 право собственности на самовольно возведе1июе строение в виде 45 квартирного жилого дома, состоящего из девяти этажей и цокольного этажа, по адресу; <адрес>. обшей площадью, вместе с цокольным этажом - 3688,1 кв.м., в том числе жилой площадью ~ 1825.2 кв.м., общей площадью квартир - 3377,7 кв.м.».
Вышеуказанное здание возведено ФИО1 на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №
14 декабря 2020 года ФИО1, через МФЦ, обратился в Управление Росреестра по РД с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером №. расположенную по адресу: РД, <адрес>, площадью 88,4 кв.м.
Данная квартира расположена в вышеуказанном многоквартирном жилом доме и принадлежит ФИО1 на праве собственности, на основании решения Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 03.09.2015 года.
22 января 2021 года ФИО1 получил уведомление из Управления Росреестра по РД о приостановлении государственной регистрации права собственности от 24 декабря 2020 года, в виду того что на земельный участок под многоквартирным жи.1ым домом наложен арест.
Кадастровый номер и адрес земельного участка в уведомлении не указан. Указывается лишь то, что земельный участок, на который наложен арест находится в переделах кадастрового квартала в котором расположена квартира с кадастровым номером №.
Решение Управления Росреестра по РД от 24 декабря 2020 года является незаконным и необоснованным, и нарушающим право ФИО1 как собственника квартиры, на государственную регистрацию, возникшего в отношении него права собственности.
ФИО1 в судебное заседание, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении иска в его отсутствие с участием представителя.
Представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить полностью по основаниям иска, указав, что имеется, решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 03.09.2015 в котором за ФИО1 признано право собственности на самовольно возведенное строение в виде 45 квартирного жилого дома, состоящее из девяти этажей и цокольного этажа, по адресу <адрес>
Представитель ответчика на основании доверенности ФИО5 иск не признал, просил отказать в удовлетворении. Указал, что на основании решения Ленинского районного суда г. Махачкалы от 26.12.2017 Управлением Росреестра по РД внесена запись о прекращении права собственности ФИО4 ФИО12 и других лиц на квартиры расположенные в подлежащем сносу, многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>) на земельном участке №-а с кадастровым номером №
Основания, приведенные госрегистратором в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 24.12.2020 № КУВД-001/2020-28940804/1 основаны на Федеральном законе 218-ФЗ.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 03.09.2015 за ФИО1 признано право собственности на самовольно возведенное строение в виде 45 квартирного жилого дома, состоящее из девяти этажей и цокольного этажа, по адресу <адрес> с кадастровым номером №, площадью, вместе с цокольным этажом 3 688.1 кв. м., в том числе жилой площадью 1825.2 кв.м. общей площадью квартир 3377.7 кв.м.
С приложением указанного решения суда ФИО1 14.12.2020 через ГАУ «МФЦ в РД» обратился в Управление Росреестра по РД об осуществлении регистрации его права на квартиру с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>, площадью 88,4 кв.м.
Уведомлением от 22 января 2021г. №КУВД-001/2020-28940804 Управление Росреестра по РД приостановило государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – квартиры по адресу <адрес>, по основанию наличия ареста, наложенного судом.
Суд с указанной позицией Управления Росрестра по РД не может не согласиться.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимое имущество, не являясь основанием их возникновения.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Частью 13 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В соответствии пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи).
Частью 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В суде установлено, что из представленных в суд представителем ответчика исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Махачкалы 26.12.2017 следует, что признав незаконным бездействие, выразившееся в невнесении ЕГРП записи о прекращении права собственности ФИО1 и других лиц на квартиры по адресу <адрес>,/ на земельном участке № с кадастровым №, обязало внести записи о прекращении права собственности ФИО1 и других лиц на квартиры в указанном многоквартирный жилом доме. ФИО1 с иском об освобождении имущества от ареста не обращался.
Соответственно требование о признании незаконным оспариваемого действия Росреестра по РД, обязании зарегистрировать его право собственности на квартиру при наличии не отмененного судебного решения о прекращении прав истца на дом и квартиру в этом же доме, суд находит не состоятельными.
Пункт 36 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ также предусматривает приостановление государственной регистрации при наличии судебного спора в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество.
Из представленных материалов следует, что такой спор имеется.
В силу п.. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку решение №КУВД-001/2020-28940804/1 от 24.12.2020года Управления Росреестра по РД об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 ФИО13 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решение от 24 декабря 2020 года (№ КУВД-001/2020-28940804/1) о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру и обязании Управление Росреестра по РД устранить допущенные нарушения закона, путем осуществления государственной регистрации права собственности ФИО4 ФИО14 с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес> площадью 88.4 кв.м., отказать.
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 15.02.2021.
С мотивированное решение составлено 19.02.2021.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.
Председательствующий Магомедраслуов Б.М.