ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-918/28-2017Г от 20.03.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-918/28-2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2017 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Найденовой О.Н.,

при секретаре Шашковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зверева <данные изъяты>, Зверевой <данные изъяты>, Проскуриной <данные изъяты> к Земельному комитету г. Курска о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом,

У С Т А Н О В И Л:

Зверев П.В., Зверева Г.А., Проскурина И.Н. обратились в Ленинский районный суд г. Курска с административным иском к Земельному комитету г. Курска, в котором просили признать незаконным отказ Земельного комитета г. Курска в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <адрес> а также обязать Земельный комитет г. Курска в срок не позднее двух месяцев со дня принятия судом решения осуществить мероприятия по формированию указанного земельного участка. В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном <адрес>, ими было проведено межевание земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, и они обратились в Администрацию г. Курска с заявлением о выполнении работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, поскольку администрация г. Курска не наделена полномочиями по распоряжению земельным участком площадью свыше 200 кв.м., таким органом является комитет по управлению имуществом Курской области. Считают такой отказ незаконным, нарушающим права и интересы административных истцов, поскольку именно на Земельный комитет г. Курска возложены функции по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами на территории г. Курска. Формирование земельного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, при этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления, а потому Земельный комитет г. Курска, выполняя функции по формированию земельного участка, не распоряжается данным земельным участком, в связи с чем отказ в формировании такого земельного участка является незаконным.

В судебное заседание административные истцы Зверев П.В., Зверева Г.А., Проскурина И.Н. не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административных истцов по ордеру Бушин С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель Земельного комитета г. Курска по доверенности Калинина Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в представленном в письменной форме отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Из части 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела установлено, что административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>, Зверев П.В. и Зверева Г.А. – собственниками квартиры (по 1/2 доли), Проскурина И.Н. – собственником квартиры .

Собственниками указанного многоквартирного жилого дома в целях оформления права на земельный участок было проведено межевание земельного участка. В результате проведения кадастровых работ был образован земельный участок площадью 1491 кв.м., что подтверждается межевым планом.

Административные истцы обратились в Администрацию г. Курска с заявлением о выполнении работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Земельный комитет г. Курска отказал в формировании земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным домом ввиду того, что в соответствии со ст. 10.1 Земельного кодекса РФ и Законом Курской области от 05.03.2015 года № 8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено» органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками площадью 200 кв.м., право собственности на которые не разграничено, расположенными на территории городского округа «Город Курск» является Комитет по управлению имуществом Курской области, в связи с чем у Администрации города Курска отсутствует основания для распоряжения земельным участком с кадастровым номером .

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «Л введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, по смыслу данной правовой нормы переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земельный участок под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно положениям ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что многоквартирный <адрес> расположен в границах земельного участка с кадастровым номером земли населенных пунктов, разрешенное использование – для нужд Курского гарнизона, площадью 56100 кв.м. При этом, также установлено, что на данном земельном участке имеются и иные объекты недвижимости, в том числе и иные многоквартирные дома.

Таким образом, образование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> должно осуществляться путем раздела земельного участка с кадастровым номером

В соответствии со ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Перераспределение полномочий органов местного самоуправления городского округа «Город Курск» между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, осуществляется в соответствии с законом Курской области от 05.03.2015года №8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено.

В силу ст. 2 указанного Закона Администрация Курской области и (или) уполномоченные Губернатором Курской области исполнительные органы государственной власти Курской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа "Город Курск" по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории городского округа "Город Курск", за исключением: земельных участков для сельскохозяйственного использования, ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества; земельных участков для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов; земельных участков для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей; земельных участков, площадь которых не превышает 200 кв. м; лесных участков.

Согласно п. 3.7 Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области, утв. Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 года № 286, в соответствии с основными целями и задачами комитет осуществляет следующие функции осуществляет в соответствии с земельным законодательством управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе "Город Курск", за исключением случаев, когда распоряжение указанными земельными участками отнесено в соответствии с Законом Курской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа "Город Курск", земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Курской области, в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства".

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также приведенные выше правовые нормы, оспариваемый административными истцами отказ Земельного комитета г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, является законным, поскольку органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, занимаемым многоквартирным домом <адрес> является комитет по управлению имуществом Курской области.

В связи с изложенным заявленные административными истцами требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска Зверева <данные изъяты>, Зверевой <данные изъяты>, Проскуриной <данные изъяты> к Земельному комитету г. Курска о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья