<данные изъяты>
№ 2а-919/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 11 декабря 2018 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Завьяловой А.В.,
при секретаре – Толстых М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 2а-919/2018 по административному иску ФИО6 к Администрации города Ялуторовска Тюменской области, начальнику отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Ялуторовска Тюменской области ФИО7 о признании незаконным и отмене решения Администрации города Ялуторовска Тюменской области от 16 октября 2018 года № 1 «Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», обязании Администрации города Ялуторовска Тюменской области выдать «Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» на основании заявления от 10 октября 2018 года и представленных документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с иском к Администрации города Ялуторовска Тюменской области о признании незаконным и отмене решения Администрации города Ялуторовска Тюменской области от 16 октября 2018 года № 1 «Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», обязании Администрации города Ялуторовска Тюменской области выдать «Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» на основании заявления от 10 октября 2018 года и представленных документов.
Свои исковые требования мотивировала тем, что административный истец является собственником недостроенного жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.05.2015 года. Недостроенный жилой дом имеет кадастровый номер №, назначение: объект незавершенного строительства. Площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>, литер <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>.
Недостроенный жилой дом, расположенный на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, с адресным описанием: <адрес>, принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 27.05.2015 года.
Недостроенный жилой дом и земельный участок с кадастровым номером №, был приобретен административным истцом по договору купли-продажи недостроенного жилого дома и земельного участка с использованием кредитных средств банка от 21.05.2015 года.
По факту недостроенный жилой дом частично расположен на земельном участке с кадастровым номером №, основная застройка расположена на земельном участке с кадастровым номером №.
С целью завершить строительство жилого дома, Административным истцом было получено разрешение на строительство № от 19.10.2015 года.
На земельный участок с кадастровым номером №, общей площадь <данные изъяты> кв.м, с адресным описанием: <адрес>, разрешенным использованием: для завершения строительства индивидуального жилого дома, был заключен договор аренды земельного участка № 3416-А от 12.08.2015 года сроком на три года с 05.08.2015 года по 04.07.2018 года.
С 04 августа 2018 года вступили в действия нормы нового Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно упростившие процедуру оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства. С 04.08.2018 года не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вводится уведомительный порядок при начале и завершении строительства. Нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца со дня окончания строительства подать (направить) в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства.
Административный истец завершила строительство жилого дома, что подтверждается техническим планом здания от 09.10.2018 года и подала уведомление об окончании строительства и технический план здания через многофункциональный центр в орган местного самоуправления, с целью получить «Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права.
16 октября 2018 года Административный истец получила отказ в выдаче уведомления о соответствии построенного жилого дома в виде «Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности». Орган местного самоуправления в уведомлении указывает на несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке №, по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям. Несоответствие параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям выданного разрешения на строительство от 19.10.2015 года №, схеме планировочной организации земельного участка, а именно выстроенный жилой дом частично располагается за границей земельного участка с кадастровым номером №, срок действия права аренды которого истек 04.07.2018 года.
Административный истец считает Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 16.10.2018 года № 1, незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: она законно приобрела по договору купли-продажи с использованием кредитных средств объект незавершенного строительства, который прошёл кадастровый учет; право на объект было зарегистрировано в регистрирующем органе; бывший собственник владел земельным участком и недостроенным домом на праве собственности на основании постановления администрации города Ялуторовска Тюменской области от 02.08.1993 № 279, договора купли-продажи земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество от 18.09.2013 года № 1845-з, кадастровый номер №, что подтверждается договором купли-продажи недостроенного жилого дома и земельного участка с использованием кредитных средств банка от 21.05.2015 года; административный истец предприняла все меры по соблюдению градостроительных норм, было своевременно получено разрешение на строительство (сразу после сделки); административный истец приобрела данную недвижимость с целью улучшить свои жилищные условия, совместно с ней проживает её супруг и семья дочери, в состав которой входят несовершеннолетняя дочь и малолетний сын, супруг дочери.
Административный ответчик, мотивирует свой отказ тем, что часть жилого дома выходит за пределы земельного участка, указанного в разрешении на строительство, но не принял во внимание тот факт, что собственник земельного участка с кадастровым номером № и арендатор земельного участка с кадастровым номером № одно и то же физическое лицо - ФИО6. Также Административный ответчик не принял во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № имеет один адрес местонахождения: <адрес>.
Административный истец поставил в известность административного ответчика, что после постановки на кадастровый учет законченного строительством жилого дома и регистрации права, у административного истца возникнет право выкупить земельный участок с кадастровым номером № и объединить оба земельных участка в один участок. Данный довод не был принят во внимание административным ответчиком.
Административный ответчик, ссылается на тот факт, что договор аренды прекратил своё действие и не принял во внимание, что согласно п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Земельный участок не был истребован арендодателем, арендатор продолжает пользоваться земельным участком. Заключить новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможности, а для приобретения его в собственность необходимо предоставить документ, подтверждающий право собственности на жилой дом. Получив уведомление о несоответствии у административного истца отсутствует возможность поставить дом на кадастровый учет и зарегистрировать право.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба на решение административного ответчика от 16 октября 2018 года № 1 не подавалась.
Определением суда от 23ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Ялуторовска Тюменской области ФИО7.
Административный истец ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № находился у нее в аренде до 04 июля 2018 года и расположен по адресу: <адрес>, а земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находится у нее в собственности. Указала, что договор аренды земельного участка ей не продлен, отказали. Поддержала доводы иска. Пояснила, что не знала, что строение находится на двух земельных участках и 20 см выходит на второй земельный участок. Пояснила, что купила недостроенный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, а в настоящее время у дома достроен второй этаж и он имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.
Представитель административного истца ФИО8, действующая на основании ходатайства, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что ее доверитель не знала, что дом находится на двух земельных участках. При строительстве дома административный истец не выходила за границы ранее возведенного строения, а только достраивала второй этаж.
Представитель административного ответчика Администрации г.Ялуторовска Тюменской области ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Поддержал доводы письменного отзыва на иск (т.2, л.д.137-138). Полагал, что оспариваемое уведомление выдано в соответствии с уведомлением ФИО6 от 10 октября 2018 года. При этом, в разрешении на строительство у ФИО6 указан кадастровый номер одного земельного участка, а не двух. Указал, что ФИО6 могла внести изменения в разрешение на строительство с учетом двух земельных участков, что сделано не было.
Административный ответчик начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Ялуторовска Тюменской области ФИО7 в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Поддержал доводы письменного возражения на иск (Т.1, л.д.75-76). Полагал, что уведомление от 16 октября 2018 года выдано в четком соответствии с уведомлением ФИО6 от 10 октября 2018 года.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Ялуторовский отдел) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, каких-либо ходатайств не заявляли. Суд признает неявку представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Ялуторовский отдел), не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные ФИО6 к Администрации г.Ялуторовска Тюменской области, начальнику отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Ялуторовска Тюменской области ФИО7 требования не подлежащими удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из исследованных материалов дела и пояснений стороны административного истца судом установлено, что ФИО6 является собственником недостроенного жилого дома с кадастровым номером №, назначение: объект незавершённого строительства, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>, литер <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, обременение – ипотека в силу закона, на основании договора купли-продажи недостроенного жилого дома и земельного участка от 21 мая 2015 года (далее – договор купли-продажи), заключенного между ФИО1 (Продавец) и ФИО6 (Покупатель). Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 27 мая 2015 года (Т.1, л.д.8), материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.147-181), выписки из ЕГРН от 29 октября 2018 года (Т.1, л.д.69-70).
Как следует из договора купли-продажи, указанный недостроенный жилой дом, был приобретен ФИО6 вместе с земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств банка от 21.05.2015 года. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ФИО6 27 мая 2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20 ноября 2018 года (Т.2, л.д.83-84), материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.225-242), а также свидетельством о государственной регистрации права от 27 мая 2015 года (Т.1, л.д.7).
Как следует из технического плана здания, составленного 09 октября 2018 года в отношении строения по адресу: <адрес>, и подтверждено сторонами, по факту индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, год завершения строительства - 2018, по адресу: <адрес>, расположен на двух земельных участках: 1) с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, принадлежащем истцу на праве собственности, и 2) с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, находящимся у истца в аренде. При этом, основная часть застройки расположена на земельном участке с кадастровым номером № №.
Судом также установлено, что 12 августа 2015 года между Администрацией г.Ялуторовска Тюменской области (Арендодатель) и ФИО6 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 3416-А (далее – Договор аренды), согласно которого арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 400 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, категория земель – для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> (Т.1, л.д.249-257). Согласно п.1.3. Договора аренды, на участке находится недостроенный индивидуальный жилой дом. Участок предоставлен для завершения строительства индивидуального жилого дома (п.1.4. Договора аренды). Согласно п.7.2. Договора аренды, договор действует в период с 05 августа 2015 года по 04 июля 2018 года. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.243-257), а также выпиской из ЕГРН от 21 ноября 2018 года (Т.2, л.д.88-90).
Согласно данным кадастровой выписки на земельный участок от 29 июля 2015 года (Т.1, л.д.255), земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 26 сентября 2014 года.
Постановлением Администрации г.Ялуторовска Тюменской области № 687 от 30 сентября 2015 года (Т.1, л.д.83) был утверждён градостроительный план земельного участка № на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м (Т.1, л.д.87-99), разработанный на основании заявления ФИО6 № 1470 от 15 сентября 2015 года (Т.1, л.д.84). Учитывая то, что на предоставляемом в аренду земельном участке располагался недостроенный жилой дом со степенью готовности <данные изъяты> (принадлежащий заявителю ФИО6), место допустимого размещения индивидуального жилого дома было определено по границе указанного земельного участка с кадастровым номером №.
14 октября 2015 года ФИО6 обратилась в Администрацию г.Ялуторовска Тюменской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства (Т.1, л.д.86). К указанному заявлению ФИО6 приложила: - договор аренды на земельный участок кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м; - градостроительный план земельного участка № от 30 сентября 2015 года; - схему планировочной организации земельного участка от 14 октября 2015 года размещением строящегося жилого дома по <адрес>, подписанную ФИО6 (Т.1, л.д.81). На указанной схеме строящийся индивидуальный жилой дом также располагался в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
19 октября 2015 года ФИО6 было выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> (Т.1, л.д.82).
10 октября 2018 года ФИО6 направила в Администрацию г.Ялуторовска Тюменской области уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства (Т.1, л.д.77-80), в котором также указала месторасположение выстроенного жилого дома - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. К указанному уведомлению ФИО6 приложила технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО2 10 октября 2018 года (Т.1, л.д.28-37). Как следует из текста уведомления от 10 октября 2018 года, ФИО6 указывает под индивидуальным жилым домом и хозяйственными бытовыми строениями один земельный участок – с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и не указывает земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
16 октября 2018 года Администрацией г.Ялуторовска Тюменской области было подготовлено Уведомление о несоответствии построенных и реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 1 (Т.1, л.д.16), в связи с несоответствием параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям: - выданного разрешения на строительство № от 19 октября 2015 года на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>; - градостроительному плану земельного участка № на земельный участок с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, а именно, в виду того, вновь выстроенный дом частично расположен за границей земельного участка, кадастровым номером №.
Административный истец обратилась с настоящим иском в связи с тем, что считает вышеуказанное Уведомление незаконным, поскольку оно нарушает её права и законные интересы, а именно: 1) истец законно приобрела по договору купли-продажи с использованием кредитных средств объект незавершенного строительства, который прошёл кадастровый учет; 2) право на объект было зарегистрировано в регистрирующем органе; 3) бывший собственник владел земельным участком и недостроенным домом на праве собственности на основании постановления администрации города Ялуторовска Тюменской области от 02.08.1993 № 279, договора купли-продажи земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество от 18.09.2013 года № 1845-з, кадастровый номер №, что подтверждается договором купли-продажи недостроенного жилого дома и земельного участка с использованием кредитных средств банка от 21.05.2015 года; 4) истец предприняла все меры по соблюдению градостроительных норм, было своевременно получено разрешение на строительство; 5) истец приобрела данную недвижимость с целью улучшить свои жилищные условия, совместно с ней проживает её супруг и семья дочери, в состав которой входят несовершеннолетняя дочь и малолетний сын, супруг дочери.
Суд полагает указанные доводы истца не обоснованными и не свидетельствующими о наличии нарушений прав административного истца со стороны административных ответчиков принятием оспариваемого Уведомления о несоответствии построенных и реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 1 от 16 октября 2018 года. При этом, суд исходит из следующего.
С 04 августа 2018 года вступили в действия нормы нового Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно упростившие процедуру оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства.
Как следует из ч.16 части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018), в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Частью 18 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018) закреплено, что форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Как следует из ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018), уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Согласно ч.21 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018), копия уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в срок, указанный в части 19 настоящей статьи, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в орган регистрации прав, а также:
1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае направления застройщику указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 1 или 2 части 20 настоящей статьи;
2) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в случае направления застройщику указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 20 настоящей статьи;
3) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, в случае направления застройщику указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 20 настоящей статьи.
Из исследованных материалов дела судом установлено и не опровергнуто сторонами, что 09 октября 1992 года ФИО1 (Покупатель) приобрел по договору купли-продажи у ФИО3 (Продавец) целый жилой дом, состоящий из бревенчатого строения с общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, с надворными постройками: гаражом, забором, колодцем, воротами, расположенными на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, зарегистрировав право в Бюро технической инвентаризации 09 октября 1992 года за № (Т.1, л.д.190).
Как следует из выписки из постановления Главы администрации г.Ялуторовска от 18 февраля 1993 года за № пункт «ц» ФИО1 дополнительно к существующей усадьбе по <адрес>, отвести земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м (Т.2, л.д.20).
02 августа 1993 года ФИО1 постановлением администрации г.Ялуторовска Тюменской области за № 279 разрешено строительство кирпичного 2-х этажного жилого дома, размером <данные изъяты> м, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м на существующей усадьбе по <адрес> со сносом старого ветхого дома (Т.1, л.д.122).
11 августа 2011 года ФИО1 получил кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства – недостроенный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты>, степень готовности <данные изъяты>, по адресу: <адрес> (Т.1, л.д.121).
23 марта 2012 года государственная регистрация объекта незавершенного строительства – недостроенный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты>, степень готовности <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, прекращена по заявлению ФИО1 (Т.1, л.д.128).
06 декабря 2011 года ФИО1 обращался в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, на основании: договора купли-продажи от 09 октября 1992 года, выписки из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 19 августа 2011 года №, выданной Главой администрации Хохловского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области гражданам ФИО4 и ФИО5 (Т.1, л.д.188), кадастровой выписки на земельный участок от 10 ноября 2011 года с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, где правообладатели и границы земельного участка не установлены (Т.1, л.д.189). Уведомлением от 23 марта 2012 года прекращена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок (Т.1, л.д.197). Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.182-197).
23 марта 2012 года государственная регистрация объект незавершенного строительства – недостроенный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, литер А,А1, степень готовности <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, прекращена по заявлению ФИО1 (Т.1, л.д.128). Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.114-128).
31 июля 2013 года постановлением Администрации г.Ялуторовска Тюменской области за № (Т.2, л.д.21) ФИО1 по его заявлению предоставляется в собственность за плату земельный участок площадью 1031 кв.м под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения по адресу: <адрес>. Изменено разрешенное использование земельного участка с «дополнительный участок к существующей усадьбе» на разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения».
27 июня 2014 года ФИО1 зарегистрировал свое право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество от 18 сентября 2013 года (Т.1, л.д.209-213). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.198-213), и свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>№ от 27 июня 2013 года (Т.2, л.д.63).
11 ноября 2014 года ФИО1 провел межевание земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №, по адресу: <адрес>, фактическая площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м, что подтверждается материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (Т.2, л.д.41-69).
21 мая 2015 года ФИО6 купила у ФИО1 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №, по адресу: <адрес>, по договору купли- продажи (Т.1, л.д.238-242), зарегистрировав на него свое право собственности 27 мая 2015 года, что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов № (Т.1, л.д.225-242).
10 июня 2015 года распоряжением администрации г.Ялуторовска Тюменской области за № 936-р изменен адрес земельному участку с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на адрес: <адрес> (Т.2, л.д.69).
17 июня 2015 года ФИО6 обращается в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Ялуторовский район) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, в связи с изменением адреса объекта недвижимости с приложением распоряжения от 10 июня 2015 года за № 936-р (Т.2, л.д.69). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (Т.2, л.д.41-69), а также кадастровой выпиской о земельном участке от 25 июня 2015 года (Т.2, л.д.99-102).
12 августа 2015 года ФИО6 заключает с Администрацией г.Ялуторовска Тюменской области договор № 3416-А аренды земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (Т.1, л.д.249-257).
24 августа 2015 года ФИО6 получила кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства площадью <данные изъяты> кв.м, степенью готовности <данные изъяты>, расположен по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № (Т.2, л.д.94-96).
19 октября 2015 года ФИО6 получила разрешение на строительство № на строительство объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, сроком действия до 19 октября 2025 года. Объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № (Т.1, л.д.62).
09 октября 2018 года ФИО6 оформила технический план здания, расположенного по адресу: <адрес> (Т.1, л.д.28-57), который и был ею представлен 10 октября 2018 года в Администрацию г.Ялуторовска Тюменской области вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (Т.1, л.д.77-80).
Принимая во внимание все изложенные обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемое административным истцом ФИО6 Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 16 октября 2018 года за № 1, вынесенное начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялуторовска Тюменской области ФИО7 по указанным в нем основаниям, является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № имеют один адрес местонахождения: <адрес>, являются не соответствующими действительности, о чем административный истец знала, поскольку самостоятельно изменяла адрес земельного участка с кадастровым номером № после его приобретения – в июне 2015 года.
Довод административного истца о том, что получив уведомление о несоответствии у него отсутствует возможность поставить дом на кадастровый учет и зарегистрировать право суд полагает ошибочным, поскольку у истца имеются иные способы защиты ее прав в законном порядке.
Иные доводы административного истца в обоснование своих требований, суд полагает ошибочными и свидетельствующими о неверном толковании действующего законодательства РФ.
Требование административного истца об обязании Администрации города Ялуторовска Тюменской области выдать «Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» на основании заявления от 10 октября 2018 года и представленных документов, суд полагает также не подлежащим удовлетворению, поскольку данное требование является производным от первоначального требования административного истца, в удовлетворении которого судом отказано.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что оспариваемое административным истцом Уведомление от 16 октября 2018 года за № 1, выдано четко в соответствии со сведениями, предоставленными административным истцом в Уведомлении от 10 октября 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО6 к Администрации города Ялуторовска Тюменской области, начальнику отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Ялуторовска Тюменской области ФИО7 о признании незаконным и отмене решения Администрации города Ялуторовска Тюменской области от 16 октября 2018 года № 1 «Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», обязании Администрации города Ялуторовска Тюменской области выдать «Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» на основании Заявления от 10 октября 2018 года и представленных документов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ялуторовский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 18 декабря 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - А.В. Завьялова