ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-919/20 от 17.07.2020 Динского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0014-01-2020-000535-54 К делу № 2а-919/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2020 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Семенихина Ю.В.,

при секретаре Фёдоровой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Леонтьевой Е.В.,

представителя административного ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Прокурора Динского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении похоронном деле,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении похоронном деле.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района в результате проведения проверки по обращению ФИО2 в действиях администрации Старомышастовского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле. Администрацией Старомышастовского сельского поселения в соответствии с Законом о контрактной системе муниципальные контракты на оказание услуг по уборке общественных кладбищ, мемориалов и уходу за могилами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, на оказание услуг по транспортировке тел умерших, не связанных с оказанием ритуальных услуг, для муниципальных нужд сельского поселения не заключались. Специализированная служба по вопросам похоронного дела, погребения умершего и оказания услуг по погребению органом местного самоуправления не создана. Администрацией Старомышастовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ постановлением определен порядок проведения открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения (далее - Постановление ), в соответствии с которым органом местного самоуправления проведен конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела. В результате проведения данного конкурса органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения наделено юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг» (далее - Постановление ). Наделив постановлением статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг», администрация Старомышастовского сельского поселения фактически возложила функции органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект. Положения Постановления и Постановления противоречат действующему федеральному законодательству и не могут осуществлять правовое регулирование правоотношений в рассматриваемой сфере. Издание администрацией Старомышастовского сельского поселения Постановления и проведение в соответствии с указанным постановлением конкурса повлекли за собой издание Постановления и наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг» и возложение функций органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект. Таким образом, возложенные законодательством обязанности по проведению комплекса мероприятий, направленных на организацию погребения и похоронного дела на территории Старомышастовского сельского поселения администрацией сельского поселения, не исполняются. Указанные обстоятельства свидетельствуют о длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения. На указанные незаконные правовые акты администрации Старомышастовского сельского поселения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принесены протесты. С целью устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства прокуратурой района главе администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. В результате рассмотрения указанных актов прокурорского реагирования администрацией Старомышастовского сельского поселения изложенные в них требования отклонены. Меры, направленные на устранение выявленных прокуратурой района нарушений федерального законодательства, органом местного самоуправления не приняты, виновные должностные лица к ответственности не привлечены. В связи с вышеизложенным прокуратура <адрес> вынуждена была обратиться в суд с настоящим иском.

Помощник прокурора <адрес> в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объёме.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив письменный отзыв.

Выслушав стороны, изучив исковое заявление, обсудив изложенные в нем доводы, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия).

В части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон -Ф3) определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии ч. 1 ст.2 Закона -Ф3 под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение в которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с указанной статьей Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Данные вопросы местного значения являются разными по своей сути и характеру, исключающими их взаимозаменяемость и предполагают различный подход органа местного самоуправления к их решению.

Под организацией ритуальных услуг понимается процесс налаживания оказания ритуальных услуг. Ритуальные услуги в основной массе обеспечиваются потребностями конкретных физических лиц, а не потребностями органа местного самоуправления. Потребителями ритуальных услуг являются непосредственно граждане, которые обращаются за предоставлением услуги в целях погребения умерших родственников.

Под содержанием мест захоронений понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, направленных на безопасную эксплуатацию мест захоронений, включающей уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов. Данное обстоятельство также следует из ч. 1 ст. 17 Закона о погребении, в котором указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Поскольку места погребения в зависимости от принадлежности могут быть только государственные либо муниципальные, как указано в ч. 2 ст. 15 Закона о погребении, то содержание места захоронения является непосредственно нуждой органа местного самоуправления.

Таким образом, если для решения вопроса местного значения по организации ритуальных услуг органу местного самоуправления достаточно создать условия для их функционирования, то вопрос содержания мест захоронения должен решаться органом местного самоуправления самостоятельно с учетом предоставленных ему полномочий.

Также для решения вопросов местного значения Законом о местном самоуправлении органу местного самоуправления делегированы властные полномочия, предусмотренное законодательством право органа местного самоуправления совершать какие-либо действия в той или иной области.

Пунктом 4 части 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, для решения вопроса местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения орган местного самоуправления вправе применить два предусмотренных законом способа: создать муниципальное предприятие или учреждение, либо осуществить закупки соответствующих работ, услуг в целях обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Организация ритуальных услуг как вопрос местного значения не может быть реализован органом местного самоуправления посредством осуществления закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, поскольку сами ритуальные услуги не являются нуждами местного самоуправления.

Выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ составляют муниципальную нужду и являются одними из функций муниципальных органов, что соответствует ст. 15 Закона о контрактной системе, которые могут быть решены только путем осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Как следует из материалов дела прокуратурой района в результате проведения проверки по обращению ФИО2 в действиях администрации Старомышастовского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле. Администрацией Старомышастовского сельского поселения в соответствии с Законом о контрактной системе муниципальные контракты на оказание услуг по уборке общественных кладбищ, мемориалов и уходу за могилами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, на оказание услуг по транспортировке тел умерших, не связанных с оказанием ритуальных услуг, для муниципальных нужд сельского поселения не заключались. Специализированная служба по вопросам похоронного дела, погребения умершего и оказания услуг по погребению органом местного самоуправления не создана. Администрацией Старомышастовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ постановлением определен порядок проведения открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения (далее - Постановление ), в соответствии с которым органом местного самоуправления проведен конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В результате проведения данного конкурса органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения наделено юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг» (далее - Постановление ).

Из положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 Закона -Ф3 следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом полномочия органа местного самоуправления осуществляются ими также самостоятельно.

В п. 1, 4 ст. 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона о погребении к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую могут быть возложены только обязанности по погребению умерших.

Таким образом, Законом о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу.

Вместе с тем, закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших.

В статье 3 Закона о погребении, погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Таким образом, Закон о погребении возлагает такие виды работ, как оказание ритуальных услуг, связанных с погребением только на орган местного самоуправления или на специализированную организацию, созданную органом местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Наделив постановлением статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг», администрация Старомышастовского сельского поселения фактически возложила функции органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект.

В силу ч. 4 ст. 7 Закона -Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суд пришёл к выводу, что положения Постановления и Постановления противоречат действующему федеральному законодательству и не могут осуществлять правовое регулирование правоотношений в рассматриваемой сфере. Издание администрацией Старомышастовского сельского поселения Постановления и проведение в соответствии с указанным постановлением конкурса повлекли за собой издание Постановления и наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения юридическое лицо - ООО «Кобра-Гарант Юг» и возложение функций органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект. Таким образом, возложенные законодательством обязанности по проведению комплекса мероприятий, направленных на организацию погребения и похоронного дела на территории Старомышастовского сельского поселения администрацией сельского поселения, не исполняются. Указанные обстоятельства свидетельствуют о длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела на указанные незаконные правовые акты администрации Старомышастовского сельского поселения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принесены протесты. С целью устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства прокуратурой района главе администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. В результате рассмотрения указанных актов прокурорского реагирования администрацией Старомышастовского сельского поселения изложенные в них требования отклонены. Меры, направленные на устранение выявленных прокуратурой района нарушений федерального законодательства, органом местного самоуправления не приняты, виновные должностные лица к ответственности не привлечены.

В связи с вышеизложенным, суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворения в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о погребении похоронном деле - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, 353220, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС по <адрес> в качестве юридического лица, ИНН , выразившееся в виде непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, погребения умершего и оказания услуг по погребению на территории Старомышастовского сельского поселения, отмене постановления администрации Старомышастовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения», постановления администрации Старомышастовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения».

Обязать администрацию муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, погребения умершего и оказания услуг по погребению на территории Старомышастовского сельского поселения.

Обязать администрацию муниципального образования Старомышастовское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> отменить постановление администрации Старомышастовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения» и постановление администрации Старомышастовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории Старомышастовского сельского поселения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд <адрес>.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Динского районного суда

<адрес> Ю.В. Семенихин