ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-919/20 от 25.05.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-919/2020

55RS0005-01-2020-000949-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Сазанович Ю.С., помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 25 мая 2020 года

дело по административным искам ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в отношении земельного участка с кадастровым номером , где предметом договора является <адрес> (т.1 л.д. 3-5).

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с застройщиком ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» договор участия в долевом строительстве в соответствии с условиями которого застройщик обязался передать ему <адрес>.

При обращении в Управление Росреестра по Омской области 31 декабря 2019 года государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером со ссылкой на следующие обстоятельства: отсутствие заявления застройщика на регистрацию договора; неполучение ответа из Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о продлении срока действия разрешения на строительство дома или вводе его в эксплуатацию; отсутствие информации: о получении застройщиком заключения контролирующего органа о праве на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о степени готовности проекта и количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о наличии у застройщика права на привлечение денежных средств граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов; не подтверждение факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд.

Считает, что правовых оснований для принятия такого решения не имеется, поскольку договор совершен в надлежащей форме, обязательство по оплате исполнено, единственным препятствием для его регистрации договора является бездействие застройщика.

Более того, согласно решению Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ застройщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, в последующем определением от ДД.ММ.ГГГГ его требования о передаче жилых помещений включены в реестр требований кредиторов должника.

На основании изложенного просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.3-5).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с застройщиком ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» договор участия в долевом строительстве .035.00111-д/1, в соответствии с условиями которого застройщик обязался передать ему квартиру <адрес> в доме по строительному адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта незавершенного строительства 55:36:160101:5727), расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

При обращении в Управление Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером со ссылкой на следующие обстоятельства: отсутствие заявления застройщика на регистрацию договора; неполучение ответа из Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о продлении срока действия разрешения на строительство дома или вводе его в эксплуатацию; отсутствие информации: о получении застройщиком заключения контролирующего органа о праве на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о степени готовности проекта и количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о наличии у застройщика права на привлечение денежных средств граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов; не подтверждение факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд.

Считает, что правовых оснований для принятия такого решения не имеется, поскольку договор совершен в надлежащей форме, обязательство по оплате исполнено, единственным препятствием для его регистрации договора является бездействие застройщика.

Более того, согласно решению Арбитражного суда Омской области от 20 июня 2019 года застройщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, в последующем определением от 04 декабря 2019 года его требования о передаче жилых помещений включены в реестр требований кредиторов должника.

На основании изложенного просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.184-186).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным аналогичного решения о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , где предметом договора является квартира в доме по строительному адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта незавершенного строительства ), расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с застройщиком ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» договор участия в долевом строительстве .035.0021-д/1, в соответствии с условиями которого застройщик обязался передать ему квартиру в доме по строительному адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта незавершенного строительства ), расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

При обращении в Управление Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером со ссылкой на следующие обстоятельства: отсутствие заявления застройщика на регистрацию договора; неполучение ответа из Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о продлении срока действия разрешения на строительство дома или вводе его в эксплуатацию; отсутствие информации: о получении застройщиком заключения контролирующего органа о праве на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о степени готовности проекта и количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов экскроу; о наличии у застройщика права на привлечение денежных средств граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов; не подтверждение факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд.

Считает, что правовых оснований для принятия такого решения не имеется, поскольку договор совершен в надлежащей форме, обязательство по оплате исполнено, единственным препятствием для его регистрации договора является бездействие застройщика.

Более того, согласно решению Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ застройщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, в последующем определением от ДД.ММ.ГГГГ его требования о передаче жилых помещений включены в реестр требований кредиторов должника.

На основании изложенного просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве д/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.15-17).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным административным искам объединены в одно производство, которому присвоен (т.1 л.д.176).

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности (т.1 л.д.27-28), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности (т.2 л.д.62), в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности. Пояснила, что государственная регистрация прав заявителя приостановлена до устранения причин приостановления, указанный в уведомлениях срок является ошибочным. Судебный акт, на основании которого отменены меры обеспечения иска о запрете регистрации договоров участия в долевом строительстве, в орган регистрации не поступал, поэтому соответствующие записи в ЕГРН в настоящий момент не погашены.

Представитель заинтересованного лица ФИО5, действующая на основании доверенности (т.2 л.д.82), в судебном заседании считала, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению. Считает, что принятые арбитражным судом меры обеспечения иска в настоящий момент отменены, поэтому не могут служить препятствием для регистрации, также как и отсутствие в органе регистрации заявления застройщика о регистрации договоров.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 1 ст. 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания для приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Из приложенных к заявлениям документов следовало, что 20 марта 2018 года между застройщиком ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» и участником долевого строительства ФИО2 заключены договоры участия в долевом строительстве, согласно условиям которых застройщик, имеющий на праве аренды земельный участок с кадастровым номером , и привлекающий денежные средства физических и/или юридических лиц для проектирования и строительства на этом земельном участке жилых домов, обязался в предусмотренный договорами срок- не позднее ДД.ММ.ГГГГ построить (создать) объекты долевого строительства: по договору - <адрес>, по договору - <адрес>, по договору - <адрес> многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, а участник долевого строительства –оплатить цену по договорам и принять эти объекты при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию. Договоры считаются заключенными с даты его государственной регистрации в органе регистрации и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договорам (т.1 л.д.39-46, 213-221, т.2 л.д.50-57).

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором приняты решения о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> по тем основаниям, что не представлено заявление застройщика ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» на регистрацию договоров; не получен ответ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о продлении срока действия разрешения на строительство жилого дома или ввода его в эксплуатацию; отсутствует информация о заключении контролирующего органа, условиями которого предоставлено право на привлечение денежных средств граждан- участников долевого строительства без использования счетов эскроу, о количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, о наличии у застройщика права на привлечение денежных средств граждан- участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов, что не подтвержден факт уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд. Заявитель был предупрежден, что по мере поступления ответов на запросы будут вынесены дополнительные уведомления. Решения оформлены в виде уведомлений (т.1 л.д.36-37, 210-211,т.2 л.д.46-47).

Оспаривая указанные решения государственного регистратора, административный истец указывает на их необоснованность, нарушение его прав и законных интересов.

В статье 26 Закона о регистрации перечислены случаи, когда осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе когда:

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

54) в орган регистрации прав поступило уведомление уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (далее - контролирующий орган), об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

55) в орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на соответствующий запрос;

56) в орган регистрации прав поступило уведомление от публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о несоответствии застройщика обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2017 года) договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Положениями ст. 48 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).

В данном случае с заявлениями о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации обратилась лишь одна сторона договоров- участник долевого строительства ФИО2, от застройщика такие заявление не поступили.

По условиям указанных договоров срок ввода объекта в эксплуатацию –не позднее ДД.ММ.ГГГГ, срок передачи объекта-не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.3.4.1.). Строительство жилого дома ведется на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который согласно поступившему впоследствии ответу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> на межведомственный запрос продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

При государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, определенного подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав (ч.3 ст.48 Закона о регистрации).

Как указывает административный ответчик, на межведомственный запрос поступило уведомление от правовой компании «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства», что по жилому дому по адресу: <адрес> застройщиком не получено заключение контролирующего органа, условиями которого предоставлено право на привлечение денежных средств граждан- участников долевого строительства без использования счетов эскроу.

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик вправе привлекать в соответствии с настоящим Федеральным законом денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, при условии исполнения обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд, формируемый за счет указанных отчислений (взносов) и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств (далее - компенсационный фонд), до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, нежилого помещения, определенного подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и машино-места, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотренная частью 4 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) обязанность застройщика по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд возникает в отношении многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства такого объекта недвижимости представлен на государственную регистрацию после даты государственной регистрации публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд).

На основании ч. 16 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанное с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), если договоры участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 1 июля 2019 года, за исключением договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в настоящей части критериям, перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, и период, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - заявление застройщика), устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании заявления застройщика контролирующий орган выдает заключение о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - заключение контролирующего органа о соответствии критериям), и размещает в информационной системе заявление застройщика, заключение контролирующего органа о соответствии критериям или отказ в выдаче заключения контролирующего органа о соответствии критериям не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Застройщик, получивший заключение контролирующего органа о соответствии критериям, заключает договоры участия в долевом строительстве при условии уплаты отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - договоры участия в долевом строительстве при условии уплаты взноса в компенсационный фонд), и не вправе заключать в отношении такого объекта недвижимости (проекта строительства) договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу). Застройщик вправе отказаться от заключения договоров участия в долевом строительстве при условии уплаты взноса в компенсационный фонд. В таком случае застройщик вносит соответствующие изменения в проектную декларацию и размещает соответствующие сведения в информационной системе. Со дня размещения указанных изменений в информационной системе застройщик вправе заключать договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу без уплаты взноса в компенсационный фонд (ч.17).

При поступлении указанного в части 3 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" запроса федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, осуществляющих государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в случае отсутствия в информационной системе предусмотренных частью 16 настоящей статьи сведений Фонд обязан направить в орган регистрации прав уведомление об отсутствии у застройщика права заключать договоры участия в долевом строительстве при условии уплаты взноса в компенсационный фонд (ч.18).

В дополнительных уведомлениях от 16, 20, 23 января 2020 года государственный регистратор указал, что согласно поступившему 20 января 2020 года ответу Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области заключение о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу по многоквартирному дому по <адрес> АО <адрес> застройщику не выдавалось, у застройщика отсутствует право на привлечение денежных средств участников долевого строительства (т.1 л.д. 161-162,166-167).

По сведениям правовой компании «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства» застройщиком не производились обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), где застройщик обязан был разместить информацию, в том числе проектную документацию с внесенными в нее изменениями, указанный в запросе адрес/кадастровый адрес объекта строительства не найден.

В ответе Госстройнадзора Омской области в адрес государственного регистратора от 23 января 2020 года указано, что застройщик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 года № 480 "О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г." имел право направить в Госстройнадзора Омской области заявление о выдаче заключения в период до 01 октября 2019 года, однако данным правом не воспользовался (т.1 л.д. 168-169).

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности доводов административного истца о наличии оснований для государственной регистрации представленных им договоров участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает несостоятельными утверждения административного истца, что для органа регистрации достаточно представленного им определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А46-19638/2018, которым в реестр требований кредиторов должника включены его требования к ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» о передаче жилых помещений -квартир со строительными номерами 57,111, 21 в <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.11-14). В данном случае для государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ необходимо соблюдение приведенных выше требований, предусмотренных Законом о регистрации.

Суд соглашается с доводами ФИО2 со ссылкой на п. 2 ст. 165 ГК РФ, что сделка регистрируется в соответствии с решением суда, если она совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации. Но при этом обращает внимание, что такие требования предъявляются к другой стороне сделки и подлежат они рассмотрению в исковом порядке. В данном случае ФИО2 обратился в суд с административным иском, где оспаривает решение органа государственной регистрации о приостановлении регистрации договоров участия в долевом строительстве.

Административный истец в заявлении также ссылается на ч. 4 ст. 48 Закона о регистрации, в соответствии с которой орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело. Однако факт представления таких документов ранее и их наличие у Управления Росреестра по Омской области административным истцом не доказан, поэтому данные доводы не могут быть приняты судом во внимание.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оспаривая решения о приостановлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, ФИО2 не представил доказательств, опровергающих доводы административного ответчика.

Оценив фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что представленные в регистрирующий орган административным истцом документы были недостаточными, не соответствующими по форме и содержанию требованиям действующего законодательства для осуществления государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве.

Более того, в п. 37 ст. 26 Закона о регистрации указано, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Так, определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению ИП ФИО6 приняты меры о запрете Управлению Росреестра по Омской области совершать любые регистрационные действия в отношении объектов незавершенного строительства и их составных частей, а также связанные с регистрацией договоров участия в долевом строительстве, предметом которых являются помещения в многоквартирных жилых домах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:160101:4277; совершать любые сделки, направленные на отчуждение, уменьшение и обременение прав на указанный земельный участок.

При рассмотрении заявления установлено, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ застройщик ООО «ГРАНД-БИЗНЕС ГРУПП» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение, заключенное между должником в лице исполняющего обязанности конкурсного управляющего ФИО7 и ФИО8 и иными лицами. На данное определение конкурсным кредитором ИП ФИО6 подана кассационная жалоба, в рамках рассмотрения которой и были приняты указанные выше обеспечительные меры (т.2 л.д.5-7).

Данное обстоятельство послужило еще одним из оснований для приостановления государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, представленных административным истцом, о чем указано в дополнительных уведомлениях органа регистрации (т.2 л.д. 5-7).

Тот факт, что в последующем данное определение было отменено постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не имеет правого значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку, как утверждает представитель административного ответчика, записи в ЕГРН о запрете регистрации на основании данного постановления договоров участия в долевом строительстве не погашены. Административным истцом и заинтересованным лицом утверждения административного ответчика не опровергнуты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве согласуются с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку законом предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации при наличии к тому оснований, процедура приостановления соответствует положениям ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, то доводы административного истца о нарушении его прав и интересов действиями регистрирующего органа являются неверными.

Отсутствие совокупности таких условий как несоответствие оспариваемых решений регистрирующего органа требованиям закона и нарушение этими решениями прав и свобод административного истца является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ФИО2 требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в полном объеме в удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации:

договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ;

договора участия в долевом строительстве 1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

а также осуществлении государственной регистрации указанных договоров участия в долевом строительстве в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.06.2020, не вступило в законную силу