Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Кореневский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Глушковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Черной О.С.,
при секретаре Сорокиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореневского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области «О признании бездействия администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области незаконным». В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения Администрацией МО «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области. Установлено, что в границах МО расположены гидротехнические сооружения: ГТС пруда на бал. Продольный Лог у <адрес> (верхний), ГТС пруда на бал. Продольный Лог у <адрес> (нижний). Право собственности на указанные выше гидротехнические сооружения не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется. При этом органом местного самоуправления, не смотря на представление прокурора района № от ДД.ММ.ГГГГ, мер к оформлению прав на гидротехнические сооружения не принимается. В результате бездействия администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области нарушаются права неопределенного круга лиц, создается реальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием указанного гидротехнического сооружения.
Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в собственность бесхозяйного недвижимого имущества – ГТС (верхний) на б. Продольный Лог у <адрес> и ГТС (нижний) на б. Продольный Лог у <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области оформить право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - ГТС (верхний) на б. Продольный Лог у <адрес> и ГТС (нижний) на б. Продольный Лог у <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Черная О.С. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области Зайцев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 Постановления Губернатора Курской области от 3 июля 2000 года № 394 «О мерах по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и постановки на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ на территории Курской области», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главам администраций органов местного самоуправления, предложено при отсутствии собственника гидротехнических сооружений, принять необходимые меры к постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество в соответствии со ст. 225 ГК РФ, поскольку авария гидротехнического сооружения может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, также ущерб окружающей природной среде, имуществу физических и юридических лиц, так как гидротехническое сооружение является источником повышенной опасности.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу ст. 5 Закона, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершения, осуществляемой органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина, дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Судом установлено, что согласно представлению прокурора Кореневского района от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе проведенной прокуратурой Кореневского района Курской области проверки установлено, что на территории Пушкарского сельсовета Кореневского района Курской области расположено гидротехническое сооружение – бал. Продольный Лог, расположенное в <адрес>. Однако права на данное гидротехническое сооружение не оформлены.
Как следует из сообщения Администрации Пушкарского сельсовета Кореневского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№, Администрацией Пушкарского сельсовета Кореневского района принимаются меры по сбору необходимых документов к оформлению прав на указанный объект.
Как следует из акта проверки прокуратуры Кореневского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, проверкой установлено, что на территории Пушкарского сельсовета <адрес> расположены гидротехнические сооружения - ГТС на бал. Продольный Лог у <адрес> (верхний) и ГТС на бал. Продольный Лог у <адрес> (нижний). Они находятся на учете в Управлении Росреестра по Курской области, фактически являются бесхозяйными, собственника не имеют. Орган местного самоуправления осведомлен о наличии на территории бесхозных ГТС, однако до настоящего времени меры к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество не приняты.
Наличие указанных ГТС на территории Пушкарского сельсовета не оспорено административным ответчиком.
Согласно Графика постановки бесхозяйных ГТС находящихся на территории Курской области на учет в Управлении Росреестра по Курской области и оформлению в собственность муниципальных образований Курской области на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем Губернатора Курской области, пруды на бал. Продольный Лог в <адрес> (нижний и верхний) Пушкарского сельсовета Кореневского района Курской области поставлены на учет в Управлении Росреестра по Курской области ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., дата оформления в собственность отсутствует.
Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., ГТС пруда № (верхний) на б. Продольный Лог у <адрес>, площадью 2052, 8 кв. м., состоит на учете у Управлении Росреестра по Курской области с ДД.ММ.ГГГГ., имеет кадастровый №, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., ГТС пруда №(нижний) на б. Продольный Лог у <адрес>, площадью 1752 кв. м., состоит на учете у Управлении Росреестра по Курской области с ДД.ММ.ГГГГ., имеет кадастровый №, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области имеются гидротехнические сооружения. При этом документы, устанавливающие право собственности на данное гидротехнические сооружения у администрации МО «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области отсутствуют, право муниципальной собственности либо иного собственника не зарегистрировано.
Собранными по делу доказательствами также установлено, что вопросы обеспечения соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, проведения регулярных обследований гидротехнических сооружений никем не выполняются. Не выполнение вышеуказанных требований может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и нарушению прав населения муниципального образования и других граждан. Непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может привести к существенному снижению уровня антитеррористической защищенности объекта и в случае совершения на ГТС преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Ранее изложенная позиция представителя административного ответчика относительно того обстоятельства, что исходя из хозяйственной взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, расположенных на них, право собственности на ГТС должно быть оформлено за субъектом, обладающим правом собственности на водный объект, несостоятелен, поскольку ответчиком не представлено таких доказательств, ссылки на общие положения Водного Кодекса РФ необоснованны, поскольку ГТС относится к сооружениям, обладает признаками недвижимого имущества и право собственности на данное имущество должно подтверждаться соответствующими доказательствами - выписками из ЕГРП либо иных реестров федерального имущества, имущества субъектов. Бездействие органа местного самоуправления по установлению собственника ГТС, расположенной на территории муниципального образования не основано на законе и приводит к невыполнению обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кореневского района Курской области подлежащими удовлетворению.
Срок для исполнения решения суда 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу суд полагает достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
P Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в собственность бесхозяйного недвижимого имущества – ГТС пруда № (верхний) на б. Продольный Лог у <адрес> и ГТС пруда № (нижний) на б. Продольный Лог у <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - ГТС пруда № (верхний) на б. Продольный Лог у <адрес> и ГТС пруда № (нижний) на б. Продольный Лог у <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Пушкарский сельсовет» Кореневского Курской области сообщить об исполнении решения в Кореневский районный суд Курской области и прокурору Кореневского района Курской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.А. Глушкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ