Дело № 2а-920/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Александровой К.А.,
при секретаре судебного заседания Бадикове Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения, обязании к совершению действий,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 16 марта 2020 года
№ 64-0-1№3367; обязании в недельный срок со дня вступление решения суда в законную силу осуществить постановку на кадастровый учет и произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м, расположенное по адресу: г. <адрес> В обоснование требований указал, что 16 декабря 2019 года обратился в Управления Росреестра по Саратовской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на построенный им объект недвижимости – сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м, расположенное по адресу:
<...>. 16 марта 2020 года ФИО1 отказано в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанный объект. Основание для отказа послужила невозможность отнести данное сооружение к объекту вспомогательного использования. Административный истец полагает, что им представлены все необходимые документы. При этом обжалуемый отказ не содержит ссылки на нормативно-правовые акты, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований действующего законодательства. При проведении правовой экспертизы документов административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, необоснованно поставил под сомнение достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных кадастровым инженером. Ссылка Управления Росреестра по Саратовской области на письмо администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрации МО «Город Саратов») от 18 августа 2010 года
№ 2552/06-3, в котором указано, что нежилое здание диспетчерской общей площадью
19,8 кв.м является строением вспомогательного использования не обоснована, так как в силу закона орган местного самоуправления не осуществляет технический учет объектов капитального строительства. Кроме того, законом не запрещено собственнику изменять вид использования принадлежащего ему объекта и не регламентировано какой объект на земельном участке собственник построит в первую очередь – основной или вспомогательный.
От административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов указывает на то, что в Управление Росреестра по Саратовской области поступило заявление ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости (сооружение - склад), расположенного по адресу:
г. <адрес>, на основании технического плана, подготовленного 28 ноября 2019 года кадастровым инженером ФИО2 Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 утверждены форма и требования к подготовке технического плана. В состав технического плана включено техническое заключение о размещении объекта вспомогательного использования - сооружения складского назначения площадью 208,8 кв.м на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>
, подготовленное ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», и проектная документация на сооружение (склад). Из указанных документов следует, что строение складского назначения является объектом вспомогательного использования по отношению к существующему зданию с кадастровым номером 64:№, в связи с чем разрешение на строительство данного объекта в соответствии с требованиями пп. 4 п. 1
ст. 30 Закона Саратовской области от 09 октября 2006 года № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» не требуется. По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности указанного здания на основании договора купли-продажи от 02 ноября 2011 года. При этом исходя из содержания документов, включенных в состав приложения к техническому плану, невозможно сделать вывод о том, что спорное сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м является сооружением временного (сезонного) назначения и связано с осуществлением строительства или реконструкцией здания или сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64№31. Кроме того, согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером №:61 является зданием диспетчерской, право на которое возникло на основании правоустанавливающих документов на землю и декларации об объекте недвижимости. В соответствии с письмом администрации МО «Город Саратов» от 18 августа 2010 года № 2552/06-3, имеющееся в распоряжении органа регистрации прав, нежилое здание диспетчерской общей площадью 19,8 кв.м является строением вспомогательного использования. Таким образом, сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м невозможно отнести к объекту вспомогательного использованию по отношению к зданию диспетчерской, которое в свою очередь само является объектом вспомогательного использования. Документ, подтверждающий ввод объекта капитального строительства (сооружение - склад), расположенного по адресу:
г. <адрес>, в эксплуатацию вместе с заявлением не представлен. Объект недвижимости, в отношении которого не получено разрешение на ввод в эксплуатацию не может считаться завершенным строительством в полном объеме. На основании вышеизложенного уведомлением от 16 декабря 2019 года учетно-регистрационные действия в отношении вышеуказанного объекта недвижимости приостановлены органом регистрации прав. Уведомлением от 16 марта 2020 года органом регистрации прав отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области ФИО3, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью от 09 января 2020 года, полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, административный истец направил ходатайство об отложении судебного разбирательства, вместе с тем доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах в силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) органа регистрации прав незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом
от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
На основании п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ
к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Исходя из ч. 11 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в ч.ч. 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
На основании ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся: здания и сооружения временного (сезонного) назначения; здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения; здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ относит к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, целью создания которых является возведение основных зданий и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» предусмотрено:
раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (пп. «з» п. 12);
раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (пп. «х» п. 23);
раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (пп. «е» п. 38).
В письме министерства регионального развития РФ от 25 июня 2009 года № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» сообщается, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта 11 декабря 2014 года № 1974-ст межгосударственным стандартом Российской Федерации «ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей.
Согласно позиции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, отраженной в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08, на которое ссылается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в письме от 13 апреля 2020 года № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования», возведение объектов вспомогательного использования возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования; при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией); допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта капитального строительства, возведенные с ним на одном земельном участке. Определяющими критериями отнесения объектов недвижимости к объектам вспомогательного использования являются принадлежность таких объектов к пониженному уровню ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект, не имеющий самостоятельного хозяйственного назначения, является вспомогательным и для обслуживания которого он построен.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что ФИО4, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание диспетчерской, общей площадью 19,8 кв.м, кадастровый номер 64:№, расположенное на земельном участке из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, с кадастровым номером №, по адресу: г. <адрес>.
02 декабря 2019 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости (сооружение-склад), расположенного по адресу: <...>
.
В регистрирующий орган представлен технический план, подготовленный кадастровым инженером ФИО2 на основании декларации, заполненной административным истцом, в котором указано, что построенное сооружение площадью 208,8 кв.м, является вспомогательным по отношению к основному зданию с кадастровым номером №.
Согласно техническому заключению ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» объект обследования является нежилым сооружением, одноэтажным с антресолью, неотапливаемым, 2018 года постройки, площадью 208,8 кв.м, состоящим из пяти помещений с высотой внутри помещений 5,8 м. Обследуемое сооружение вспомогательного, складского назначения, распложено в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 37486 кв.м, находящегося в пользовании ФИО4, ФИО1, ФИО5, ООО «Евротрак», ОАО «Автоколонна № 1181» на праве аренды. Также на земельном участке расположено основное нежилое двухэтажное здание, общей площадью 19,8 кв.м с кадастровым номером 64:48:020635:61. Сооружение площадью 208,8 кв.м, расположенное по адресу: г. <адрес>, возведенное хозяйственным способом, имеет вспомогательное, складское назначение по отношению к основному строению – нежилое двухэтажное здание с кадастровым номером 64:№, общей площадью 19,8 кв.м, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 37486 кв.м.
Соглашением от 20 декабря 2018 года между арендаторами земельного участка
ОАО «Автоколонна № 1181», ООО «Евротрак», ФИО5, ФИО4 и ФИО1 определены доли земельного участка, общей площадью 37486 кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес>
ОАО «Автоколонна № 1181» - 31897 кв.м, ООО «Евротрак» - 980 кв.м, ФИО5 –
202 кв.м, ФИО4 – 2498 кв.м, ФИО1 – 1752 кв.м.
В п. 3 соглашения от 20 декабря 2018 года стороны определили, что ФИО1 принадлежит на праве собственности склад, 1-этажный, площадью 208,8 кв.м, находящийся по адресу: <...>.
Как следует из материалов регистрационного дела в отношении объекта недвижимости – нежилого здания диспетчерской, общей площадью 19,8 кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес>, нежилое здание диспетчерской является строением вспомогательного использования, зарегистрированным в упрощенном порядке на основании договора аренды земельного участка от 26 марта
2010 года № А-10-260Ю/Ф-2 и декларации об объекте недвижимого имущества от
27 августа 2010 года.
Согласно сообщению комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от 18 августа 2010 года № 2552/06-3, представленному в материалах регистрационного дела здания диспетчерской с кадастровым номером №, разрешение на строительство нежилого здания диспетчерской общей площадью 19,8 кв.м (Лит. С), не требуется в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
16 декабря 2020 года Управлением Росреестра по Саратовской области в адрес ФИО1 направлено уведомление № 64-0-1-192/№-3367 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 16 марта 2020 года, в котором указано, что сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м невозможно отнести к объекту вспомогательного использования по отношению к зданию диспетчерской, которое в свою очередь также является объектом вспомогательного использования, при этом документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (сооружение – склад), расположенного по адресу: <...>, не представлен.
16 марта 2020 года Управлением Росреестра по Саратовской области принято решение № 64-0№ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости (сооружение - склад), расположенного по адресу: <адрес>
ш<адрес> в связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении причин, в том числе, непредоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах, поскольку с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства к числу объектов вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства, при этом указанное ФИО1 в качестве основного строения нежилое двухэтажное здание с кадастровым номером 64:№61, общей площадью 19,8 кв.м, также является объектом вспомогательного использования, которое ранее зарегистрировано в упрощенном порядке (без разрешения на строительство), то регистрирующий орган пришел к обоснованному выводу, что сооружение (склад) площадью 208,8 кв.м невозможно отнести к объекту вспомогательного использования.
Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что у административного ответчика, действующего в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имелись достаточные основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости (сооружение-склад), расположенного по адресу: <адрес>, а, следовательно, решение Управления Росреестра по Саратовской области от 16 марта 2020 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении спорной недвижимости не нарушает законные права и интересы административного истца, поскольку по результатам правовой экспертизы документов регистрирующим органом установлено отсутствие оснований для применения в отношении указанного объекта правил упрощенного оформления, при этом документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вышеназванное сооружение как на основной объект капитально строительства, заявителем не представлены.
Довод административного истца, что в нарушение требований закона обжалуемый отказ регистрирующего органа не содержит ссылки на нормативные правовые акты, несоблюдение которых допущено со стороны ФИО1, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, напротив в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 16 марта
2020 года № № приведены все причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, с указанием соответствующих норм действующего законодательства.
Поскольку с заявлением на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в Управление Росреестра по Саратовской области административным истцом представлен технический паспорт, содержащий данные в отношении основного объекта недвижимости (диспетчерская), которые не соответствуют сведениям о здании диспетчерской, ранее зарегистрированном в упрощенном порядке в качестве вспомогательного, то государственный регистратор, осуществляя правовую экспертизу и приостанавливая учетно-регистрационные действия на сооружение - склад, действовал в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от
13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
Ссылка ФИО1 на то, что законом не регламентирована очередность возведения основного и вспомогательного объектов недвижимости, отклоняется судом, так как из представленных документов следует, что спорное сооружение имеет вспомогательное складское назначение по отношению именно к зданию диспетчерской. При этом упрощенная регистрация и постановка на учет объекта вспомогательного использования, в том числе без получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, не предполагает возможности изменения назначения объекта недвижимости с вспомогательного на основной исключительно на основании волеизъявления собственника.
Кроме того, суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов административного дела, уведомлением от 16 декабря 2019 года № 64№ ФИО1 извещен об основаниях и сроке приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение – склад, заявителю разъяснено, что в осуществлении регистрационных действий будет отказано в случае, если до 16 марта
2020 года не будут устранены причины, послужившие основанием приостановления. Учитывая, что приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административным истцом не обжаловано, при этом каких-либо документов в адрес регистрирующего органа не направлено, то административный истец достоверно был осведомлен о предполагаемом нарушении прав 16 марта 2020 года. В суд административный иск поступил только 23 июня 2020 года.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд административным истцом указано на наличие ограничительных мер, введенных Правительством Саратовской области в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCov), и невозможность оформления нотариальной доверенности на представителя.
В соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года № 200-р «О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории области» на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлен региональный уровень реагирования.
Ограничительные мероприятия в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) установлены постановлением Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П.
При этом в связи с истечением срока действия ограничительных мероприятий, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от
08 апреля 2020 года № 821 (в редакции от 29 апреля 2020 года) и на основании письма Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07 мая 2020 года № СД-АГ/667 с 12 мая 2020 года деятельность федеральных судов возобновлена в полном объеме.
Граждане в силу положений постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» вправе посещать судебные органы без предварительного оформления специальных пропусков с соблюдением правил социального дистанцирования и использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук.
Таким образом, административный истец, обладающий правом вести свои административные дела лично или через представителя и не ограниченный в силу ч. 8 ст. 57 КАС РФ в способе оформления полномочий представителя исключительно путем выдачи нотариальной доверенности, в установленный законом в суд с настоящим исковым заявлением не обратился. Кроме того, приобщенная к материалам административного дела нотариальная доверенность на представителей административного истца выдана 11 июня 2020 года.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что иных причин, свидетельствующих об уважительности пропуска срока обращения в суд, не приведено, суд полагает, что само по себе введение ограничительных мер на территории Саратовской области не указывает на невозможность обращения в суд, а, следовательно, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, что в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь положениями ст.ст. 175-177 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения, обязании к совершению действий отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения суда – 23 июля 2020 года.
Судья К.А. Александрова