Дело № 2а-9213/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 21 декабря 2017 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Шпилевой Е.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Государственной инспекции труда в Камчатском крае к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о признании незаконным решение, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция труда в Камчатском крае обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме по основанию изложенному в иске. Суду пояснил, что 14 сентября 2017 года в инспекцию обратился гражданин ФИО5 с заявлением, в котором просил рассмотреть обращение о не оплате работы в выходные дни в 2017 году. В заявлении указал, что работает судовым трубопроводником в Колхозе им. В.И. Ленина. Поскольку работодатель является резидентом территории опережающего социально-экономического развития, инспекция в силу закона была обязана обратиться к ответчику за согласованием проведения проверки. Ответчик письмом от 28 сентября 2017 года отказал в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, не учитывая тот факт, что проверка будет проводиться совместно с прокуратурой. Проверка необходима для предоставления документов и информации связанной с работой заявителя у работодателя, а не документов и информации связанной с образцами продукции или пробами. Ответчик при принятии решения основывается на неверном понимании закона. Инспекция труда при проведении проверок реализует свои полномочия на основании действующем законодательстве. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил. Согласно поступивших возражений от 14 декабря 2017 года, указал, что инспекцией не указаны основания для проведения проверки. Довод инспекции о неправильном понимании закона в связи с указанием Министерством в ответе на письмо о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в качестве основания для отказа п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является несостоятельным. Так, п. 3 ст. 15 Закона предусмотрено ограничение должностных лиц при проведении проверки требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. Указанное положение распространяется не только на предоставление документов и информации, связанной с образцами продукции или пробами. Законодателем перечислены ограничения, в том числе предоставление документов и информации без конкретизации и привязки к образцам продукции, пробам обследования объектов окружающей среды и объектам производственной среды. Таким образом, инспекцией ошибочно отнесено представление документов, а также информации только лишь к образцам продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды.
Более того, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, отнесено ч. 1 ст. 20 указанного Закона к грубым нарушениям.
В этой связи распоряжение инспекции должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным с юридической стороны. Указание в распоряжении инспекции необоснованных требований в отношении юридического лица влечет нарушение его законных прав и интересов. Перечень истребуемых инспекцией документов от юридического лица для достижения целей и задач проведения указанной проверки изложен в п. 13 распоряжения. Кроме документов, касающихся регулирования трудовых отношений с заявителем ФИО5, инспекцией в нарушение законодательства Российской Федерации истребованы документы, определяющие трудовые отношения со всеми работниками юридического лица. Инспекцией истребованы документы, касающиеся расторжения и прекращения трудовых отношений со всеми работниками юридического лица. Однако в обращении заявитель указывает место работы «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» и занимаемую должность «трубопроводник судовой», что свидетельствует о выполнении им трудовых обязательств в указанной организации.
Необходимость предоставления предусмотренных пп. 10 п. 13 распоряжения иных документов на усмотрение инспектора без их конкретизации не обоснована и явно предоставляет широкие полномочия сотруднику инспекции.
Инспекцией не предоставлено обоснование необходимости истребования документов за 2016 год. Вместе с тем заявителем указан факт «неоплаты работы в выходные дни в 2017 году».
Из указанного следует, что Инспекцией истребованы документы, выходящих за рамки предмета проверки, что является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица и нарушает требования ст. 8 Конституции Российской Федерации, предусматривающей гарантии на свободу экономической деятельности.
В приказе Минвостокразвития России не перечислены основания для отказа органу государственного контроля (надзора) при согласовании проведения внеплановой проверки. Однако вышеуказанным приказом Минэкономразвития России определены оснований для отказа в проведении внеплановой проверки, которые по своему содержанию аналогичны основаниям, предусмотренным в п. 11 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяются на деятельность контролирующих (надзорных) органов в отношении юридических лиц, в; том числе в части оснований для отказа в проведении внеплановой проверки, если отношения не урегулированы отраслевым законодательством.
Поскольку Инспекция не представила доказательств Министерству, свидетельствующих о необходимости предоставления документов, выходящих за рамки предмета поступившего заявления, отказ Министерства, направленный с соблюдением предусмотренного порядка согласования проведения внеплановых проверок, является обоснованным и основывается на положениях законодательства Российской Федерации.
Указанное распоряжение не может являться безусловным, законным и обоснованным для принятия решения о проведения внеплановой выездной проверки. Просил отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо ФИО5 извещался о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу ст.ст.150 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопросы организации и проведения проверки соблюдения трудового законодательства регламентированы ст. 360 ТК РФ, а также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ), Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 года N 875, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года N 354н.
Приведенные нормы и акты не содержат ограничения предмета проверки применительно к виду осуществляемой проверки и основанию ее проведения.
Как установлено в судебном заседании, в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае 14.09.2017 обратился гражданин ФИО5 с заявлением о рассмотрении его обращения о неоплате работы в выходные дни в 2017 году.
Заявление ФИО5 явилось основанием для вынесения Государственной инспекцией труда 26.09.2017 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, целью которой было осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, защиты прав и интересов работника.
Согласно п. 4,5 Приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 43 "Об установлении порядка согласования проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития" целях согласования проведения внеплановой проверки орган контроля в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки резидента представляет или направляет в Минвостокразвития России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, копию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения с сопроводительным письмом за подписью руководителя, заместителя руководителя органа контроля. По результатам рассмотрения поступивших от органа контроля документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченным должностным лицом Минвостокразвития России принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Поскольку Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина является резидентом территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), в связи с чем, для резидентов ТОР установлен определенный порядок проведения плановых и внеплановых проверок, для проведения которых необходимо согласование с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока.
С целью получения согласования с ТОР, Государственной инспекцией труда в Камчатском крае 26.09.2017 было направлено письмо Министру РФ по развитию Дальнего Востока.
Письмом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 28.09.2017, направленного в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае сообщено об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки в отношении Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина.
Не согласившись с ответом от 28.09.2017, истец обратился в суд с данным административным иском.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Согласно ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (абз. 5).
При этом ч. 8 ст. 360 ТК РФ установлено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абз. 4 ч. 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.
Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 358 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Согласно п. 4 ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является в том числе осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки.
Обращение ФИО5 от 14 сентября 2017 года к перечисленным основаниям не относится.
В соответствии с Положением о территориальном органе федеральной службы по труду и занятости - государственной инспекции труда в Камчатском крае, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 192, Инспекции осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10.1.1); ведет прием и рассматривает в пределах компетенции заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (п. 10.10.); анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан(10.2).
Проведение проверок предусмотрено ст.130, 210 ТК РФ.
Отказав с согласовании проведения внеплановой проверки, Министерство фактически заблокировало выполнение Инспекцией одной из основных функций – работу по установлению нарушений конституционных трудовых прав гражданина и устранение таковых при обнаружении. В отсутствие регламентированного порядка согласования (отказа в согласовании) у Министерства отсутствовали препятствия для отказа в согласовании части проверочных мероприятий, выходящих, по мнению ответчика, за пределы полномочий Инспекции, либо в получении необходимых обоснований.
Довод о неуказании Инспекцией оснований проверки не подтверждается материалами, до Министерства было доведено, что проверка обусловлена заявлением ФИО5 о невыплате зарплаты в части.
Таким образом, внеплановая проверка деятельности Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина в настоящем случае является необходимой, для рассмотрения заявления гражданина ФИО5, ввиду возможности наличия нарушений трудового законодательства Российской Федерации.
Иной порядок организации и проведения контроля за деятельностью работодателя ТК РФ не установлен, поскольку государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работников, работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций), проверки проводятся в установленном федеральными законами порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в согласовании проведения проверки Государственной инспекцией труда в Камчатском крае является необоснованным, незаконным, в связи с чем нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить исковые требования Государственной инспекции труда в Камчатском крае к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2017 года
Судья