Дело № 2а-921/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Балашовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Байковой Л.А.
с участием: представителя административного ответчика ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ДО, л.д. 104),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании не законным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, и возложении на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> обязанности выдать истцу разрешение на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (далее ГУАиГ) об отказе в выдаче разрешения на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, и возложении на ГУАиГ обязанности выдать истцу разрешение на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что является собственником пристроя к зданию ЦТП, назначение нежилое, расположенного по адресу: <адрес>. 37а. Между ФИО2 и Администрацией <адрес> заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 4.2.2 договора аренды арендатор (административный истец) обязан использовать земельный участок исключительно в соответствии с целями, указанными в п. 1.5 договора и в пределах отведенных границ. Пунктом 7.2 договора аренды не предусмотрено каких-либо ограничений и обременений в использовании земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что временное ограждение строительной площадки выходит за границы отведенного участка, а также в связи с тем, что наименование проектной документации не соответствует наименованию объекта в заключении негосударственной экспертизы. Устранив нарушения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года снова обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство. В выдаче разрешения повторно было отказано с указанием на то, что временное ограждение строительной площадки выходит за границы отведенного участка. В ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик снова отказал в выдаче разрешения, указав следующие причины отказа: 1) несоответствие проектной документации разрешенному использованию земельного участка; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному плану; 3) по данным публично-кадастровой карты Росреестра Удмуртской Республики работы по реконструкции объекта капитального строительства выполнены. ФИО2 является собственником нежилого здания, какие-либо ограничения в части реконструкции здания отсутствуют. Ограничений по использованию земельного участка, на котором расположено нежилое здание, договором аренды не предусмотрено. Административный истец намерен осуществить реконструкцию существующего нежилого здания, в связи с чем, его назначение (разрешенное использование) – пристрой административного назначения, не меняется, следовательно, не меняется и разрешенное использование земельного участка, определенное договором аренды. В соответствии с градостроительным планом арендуемого административным истцом земельного участка к условно разрешенным видам использования такое использование как «эксплуатация и обслуживание здания ЦТП с пристроем административного назначения» не отнесено, вопреки указанным в оспариваемом решении причинам отказа (п. 2 уведомления от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя на принадлежащий ему пристрой к ЦТП. Градостроительный план участка, утвержденный приказом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/п, также не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника. Договор аренды земли был заключен в ДД.ММ.ГГГГ и является действующим в настоящее время, а градостроительный план был изготовлен в ДД.ММ.ГГГГ, само здание ЦТП было возведено в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, градостроительный план должен был учесть фактическое использование земельного участка к моменту его изготовления. Положения ст.ст. 2, 18, 51 ГрК РФ не содержат запрета на осуществление реконструкции пристроя к ЦТП административного назначения. Но законодателем предусмотрено, что реконструкция должна осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство (реконструкцию) должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В соответствии с кадастровым планом земельный участок расположен в зоне Ж1 – зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), право собственности истца на нежилое здание зарегистрировано без каких-либо ограничений и обременений. Таким образом, намерение истца осуществить реконструкцию уже имеющегося на земельном участке пристроя к зданию ЦТП с назначением земельного участка: «эксплуатация и обслуживание здания ЦТП с пристроем административного назначения», не противоречит действующему законодательству. Публично-кадастровая карта Росреестра УР не содержит данные о работах по реконструкции объекта капитального строительства, она предусматривает наличие информации общего характера: кадастровый номер объекта, адрес, план, площадь земель, форма собственности, кадастровая стоимость, разрешенное использование. Публично-кадастровая карта не является доказательством факта осуществления работ по реконструкции объектов капитального строительства, так как имеет иное назначение.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменные пояснения по иску, в которых указала следующее. Административный ответчик отнес реконструируемое здание пристроя к ЦТП, принадлежащее административному истцу, к категории бизнес-центр и офисный центр, которые относятся к условным видам разрешенного использования земельного участка. В то же время действующий ГрК РФ, Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержат конкретизирующих и определяющих понятие «офисное здание» и «бизнес-центр» норм. В соответствии с ч. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, применяемой в силу ст. 6 ГК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В соответствии с проектом реконструируемые помещения предназначены для размещения жилищно-эксплуатационных служб, отделов и организаций. Нормативно-правового обоснования отнесения реконструируемого пристроя к зданию ЦТП к офисным и деловым центрам административный ответчик не предоставил. Доказательств последующего использования реконструируемого здания после ввода в эксплуатацию в качестве офисного и делового центра административным ответчиком также не представлено. Не представлено ответчиком и доказательств того, что работы по реконструкции выполнены. Согласно свидетельству о государственной регистрации права и выписке из ЕГРН нежилое здание - пристрой к зданию ЦТП имеет 2 этажа, данный факт не опровергает предоставленная в материалы дела топографическая съемка, изготовленная в ДД.ММ.ГГГГ. В ходе реконструкции здания пристроя к ЦТП будет осуществлено возведение 3-го этажа. При подаче заявления на получение разрешения на реконструкцию административный истец в соответствии со ст. 51 ГрК РФ предоставил плный пакет документов, в связи с чем, административный ответчик при принятии решения о выдаче/отказе разрешения на реконструкцию должен был осуществить все необходимые действия и предоставить доказательства начала производства работ по реконструкции. Доказательств производства и возведения третьего этажа до ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлено. При принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в период неоднократного обращения за выдачей разрешения на реконструкцию (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) административный ответчик не предоставил каких-либо доказательств, подтверждающих производство реконструкции пристроя к зданию ЦТП (акты осмотра в период до ДД.ММ.ГГГГ, акты проверок в период до ДД.ММ.ГГГГ, фотографий с привязкой к местности, сделанных до ДД.ММ.ГГГГ). Административный истец начал подготовительные работы внутри имеющихся двух этажей здания, однако, данное обстоятельство не свидетельствует об уже возведенной самовольной постройке. Административный ответчик не доказал на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ факт возведения третьего этажа. Отказ в выдаче разрешения на реконструкцию недвижимого объекта ограничивает права собственности административного истца, поскольку последний не может распоряжаться принадлежащим ему имуществом в полном объеме, в том числе осуществлять реконструкцию данного объекта (л.д.56-96).
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании по исковым требованиям ФИО2 возражала, пояснила, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о выдаче разрешения реконструкция здания уже была проведена, что исключало выдачу разрешения. Истцом избран неверный способ защиты права, поскольку при осуществлении самовольной постройки, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в порядке ст. 222 ГК РФ с иском о признании права на самовольную постройку. Кроме того, согласно градостроительному плану земельного участка строительство или реконструкция административного здания является условно разрешенным видом использования земельного участка, соответственно, ФИО2 надлежало обратиться с заявлением в Администрацию <адрес> за получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Суд, проанализировав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа приведенной нормы следует, что основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оценив оспариваемое ФИО2 решение ГУАиГ, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных п. 2 ст.227 КАС РФ оснований для признания незаконным оспариваемого решения
Административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое здание – двухэтажный пристрой к зданию ЦТП, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-85).
Земельный участок, на котором расположено принадлежащее истцу здание, находится в пользовании ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между административным истцом и Администрацией <адрес>. Согласно договора аренды, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 842 кв.м предоставлен ФИО2 для эксплуатации и обслуживания здания ЦТП с пристроем административного назначения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86-91).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию административного здания с надстройкой мансарды по адресу: <адрес> (л.д.103).
ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ направило в адрес ФИО2 уведомление об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию здания. Причины отказа: 1) проектная документация не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания здания ЦТП с пристроем административного назначения. По условиям договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок исключительно в соответствии с разрешенным использованием; 2) в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ участок расположен в зоне Ж1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой строительство или реконструкция административного здания является условно разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства. В связи с этим ФИО2 разъяснено право обратиться с заявлением в Администрацию <адрес> за получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; 3) согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра Удмуртской Республики работы по реконструкции объекта капитального строительства выполнены. В связи с этим ФИО2 разъяснено, что в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) она вправе обратиться в суд с требованием о признании права на самовольную постройку.
Уведомление получено представителем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>», утвержденном решением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение), является структурным подразделением Администрации <адрес> осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «<адрес>» в соответствии с полномочиями, установленными Положением.
Согласно п. 2.7 Положения к полномочиям ГУАиГ отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения начальник Главного управления – главный архитектор <адрес> обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно п. 3.6 Положения начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника, оспариваемый отказ в выдаче разрешения принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
Оценив доводы сторон, проанализировав содержание уведомления об отказе в выдаче истцу разрешения на реконструкцию здания, суд считает оспариваемое решение законным, нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2 административным ответчиком не допущено.
В соответствии со статьями 40 и 41 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Строительство и реконструкция объектов недвижимости осуществляются на основании разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются предусмотренные данной нормой документы.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Как указано в оспариваемом ФИО2 решении ГУАиГ, одной из причин отказа в выдаче разрешения на реконструкцию здания явилось несоответствие проектной документации разрешенному использованию земельного участка, поскольку реконструируемое истцом здание, расположенное в зоне Ж1, относится к условно разрешенному виду использования земельного участка.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 37 ГрК РФ, в соответствии с которой применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Земельный участок, на котором расположено принадлежащее истцу здание, относится к категории земель населенных пунктов, о чем указано в представленной в деле публичной кадастровой карте.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 ЗК РФ ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п.п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Пунктами 5, 7, 8, 9 ст. 1 ГрК РФ установлено:
- функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5);
- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7);
- правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8);
- градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9).
На основании ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право по использованию земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Решением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план <адрес>, в котором определено функциональное назначение городских территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также интересов всей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов органами местного самоуправления осуществляется градостроительное зонирование, результатом которого является принятие Правил землепользования и застройки (ст. 31 ГрК РФ).
На основе Генерального плана <адрес> разработаны Правила землепользования и застройки <адрес> (утв. решением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), которые являются результатом градостроительного зонирования территории <адрес> - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты, установленные Правилами землепользования и застройки, обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, при этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу положений пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, из пунктов 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ следует, что законодателем допускается использование существующих объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту территориальной зоны, но новое строительство и реконструкция на земельных участках, не соответствующих установленному градостроительному регламенту территориальных зон, должны осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно градостроительному плану от ДД.ММ.ГГГГ № RU 1830300№ земельного участка с кадастровым номером №, подготовленному на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей); в границах земельного участка расположен объект капитального строительства – нежилое здание (л.д. 75-79).
В градостроительном плане указаны основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды и вспомогательные виды использования.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к числу сведений об объекте недвижимого имущества, указываемых в кадастре недвижимости.
Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указываются сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, путем указания: - установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; - вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
Как указано в пункте 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", кадастровые карты, в том числе публичные кадастровые карты, представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно публичной кадастровой карте от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования земельного участка, переданного по договору аренды в пользование ФИО2, – «под иными объектами специального назначения» (л.д.32).
В соответствии со ст. 11 (таблица 2) Правил землепользования и застройки <адрес>, указанный в публичной кадастровой карте от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка относится к вспомогательным видам разрешенного использования. Аналогичные сведения содержатся и в градостроительном плане от ДД.ММ.ГГГГ № RU 1830300№.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
В пункте 1 статьи 11 Правил землепользования и застройки <адрес> также указано, что вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства разрешены на территории земельных участков при основных и условно разрешенных видах использования земельных участков.
В соответствии с п. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Из пункта 6 ст. 37 ГрК РФ следует, что условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения, предоставленного в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ.
Сведения об установлении в отношении земельного участка и расположенного на нем здания пристроя к ЦТП условно разрешенного вида использования отсутствуют. Соответственно, в силу приведенных выше норм, ФИО2 вправе использовать предоставленный ей на условиях аренды земельный участок в соответствии с одним из установленных основных видов разрешенного использования и дополнительно в соответствии с установленным вспомогательным видом разрешенного использования - «под иными объектами специального назначения».
Административный истец указывает, что в соответствии с проектом реконструируемые помещения предназначены для размещения жилищно-эксплуатационных служб, отделов и организаций, что в соответствии с градостроительным планом относится к одному из основных видов разрешенного использования земельного участка.
В разделе 4 проектной документации на реконструируемый объект капитального строительства указано, что в административном здании, являющемся пристроем к ЦТП располагаются жилищно-эксплуатационные службы ООО «Городская УК»: вестибюльная группа, пост охраны, офисные помещения для сотрудников, санузлы для сотрудников административного здания, в техническом чердаке располагаются технические помещения и санузлы.
Вместе с тем, в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № RU № и Правилами землепользования и застройки <адрес>, к жилищно-эксплуатационным службам, размещение которых соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка зоны Ж1, относятся: РЭУ (ремонтно-эксплуатационные управления), ПРЭО (производственные ремонтно-эксплуатационные объединения), аварийные службы без ремонтных мастерских.
Согласно представленной истцом проектной документации, такие жилищно-эксплуатационные службы (РЭУ, ПРЭО, аварийные службы) в реконструируемом здании не размещаются. Исходя из указанного в проектной документации перечня помещений, основные из них – это офисные помещения для сотрудников, остальные помещения (пост охраны, санузлы, технический чердак) имеют вспомогательное, обслуживающее назначение.
Кроме этого, из пункта 1.5 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок предоставлен ФИО2 «для эксплуатации и обслуживания здания ЦТП с пристроем административного назначения». Однако, в целях, связанных с эксплуатацией здания ЦТП, принадлежащий истцу пристрой не используется.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 115, ЦТП (центральные тепловые пункты) отнесены к числу тепловых энергоустановок. Указанными Правилами определено, что тепловой пункт – это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя; центральный тепловой пункт (ЦТП) – это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Городская УК», помещения которого расположены в пристрое к ЦТП, основные и дополнительные виды деятельности юридического лица не связаны с эксплуатацией и обслуживанием тепловых энергоустановок.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы ГУАиГ о том, что принадлежащее административному истцу здание относится к офисным центрам.
Согласно градостроительному плану и Правилам землепользования и застройки <адрес>, офисные центры отнесены к условно разрешенным видам использования земельных участков зоны Ж1.
Согласно пункту 1 статьи 27 Правил землепользования и застройки <адрес> наличие вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в числе указанных в градостроительном регламенте в составе условно разрешенных означает, что для его применения необходимо получение специального разрешения. Предоставление указанного разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
Право собственности ФИО2 на объект капитального строительства - пристрой к зданию ЦТП зарегистрировано в 2012 году, то есть после принятия Правил землепользования и застройки <адрес>, в связи с чем, с момента принятия указанных Правил для осуществления реконструкции требовалось получение разрешения в порядке статьи 39 ГрК РФ. ФИО2 за получением такого разрешения не обращалась.
Исходя из указанных обстоятельств, суд считает, что оспариваемое решение ГУАиГ в части отказа в выдаче ФИО2 разрешения на реконструкцию здания по причине несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка является законным и обоснованным.
Оценивая правомерность оспариваемого решения в части отказа в выдаче разрешения по причине самовольной реконструкции объекта, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ пользователь земельного участка обязан получить разрешение на строительство, реконструкцию до фактического осуществления им строительства, реконструкции объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что действие статьи 222 ГК РФ распространяется на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возникает новый объект.
Из анализа статьи 222 ГК РФ, пункта 14 статьи 1 ГрК РФ и приведенных разъяснений в совокупности следует, что созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).
В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ указаны следующие характеристики принадлежащего ФИО2 объекта: нежилое здание – двухэтажный пристрой к зданию ЦТП, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общая площадь 563,6 кв.м.
В материалы дела представителем административного истца представлена часть проектной документации по объекту "Реконструкция административного здания с надстройкой мансарды по адресу: <адрес>", выполненная на основании задания на проектирование от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: пояснительная записка (шифр раздела 122/2015 - ПЗ), проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (шифр раздела 122/2015 - ПОД), архитектурные решения (шифр раздела 122/2015 - АР) (л.д.60-74, 92-96).
В разделе 4 пояснительной записки к проектной документации указано, что обследуемое здание является пристройкой к северному фасаду ЦТП; на первом, втором, мансардном этажах здания располагаются жилищно-эксплуатационные службы ООО "Городская УК": вестибюльная группа, пост охраны, офисные помещения для сотрудников, санузлы для сотрудников административного здания; общая площадь здания до реконструкции - 650,10 кв.м, планируемая площадь после реконструкции - 918,2 кв.м.
При этом, как указано выше, согласно правоустанавливающих документов на момент регистрации права собственности в июле 2012 года здание являлось двухэтажным, площадью 563,6 кв.м, то есть имело иные параметры по количеству этажей и площади, что в силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ свидетельствует о реконструкции здания уже на момент составления проектной документации.
Вопреки утверждениям административного истца о том, что собственник лишь приступил к выполнению подготовительных работ по реконструкции здания, стороной ответчика в материалы настоящего дела представлены фотографии принадлежащего истцу здания, выполненные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98-101), из которых следует, что мансардный (третий) этаж здания фактически возведен, выполнены работы по монтажу общего фасада здания, выполнены кровельные работы, остекление оконных проемов мансардного (третьего) этажа. Внешний вид здания, в том числе мансардного этажа, соответствует представленному в проектной документации плану (раздел 122/2015 - АР, архитектурные решения). Признаки проведения в отношении здания каких-либо текущих строительных работ, либо работ по подготовке к строительству/реконструкции отсутствуют.
Оценив представленный ответчиком фотоматериал, суд считает, что он полностью соответствует установленным ст.ст. 59-61 КАС РФ признакам относимости и допустимости доказательств и в совокупности с содержанием представленной истцом проектной документации подтверждает факт самовольной реконструкции здания.
При указанных обстоятельствах суд считает правомерным отказ ГУАиГ в выдаче разрешения на реконструкцию уже реконструированного здания.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении предусмотренных указанной нормой условий.
Таким образом, при возведении самовольной постройки, при самовольной реконструкции законом предусмотрен иной порядок защиты права.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и права либо свободы гражданина этим решением или действием не были нарушены.
При рассмотрении настоящего дела факт не соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту не установлен, права административного истца этим решением не нарушены.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 по указанным выше основаниям, суд также считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении иска по причине пропуска истцом установленного срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Копию оспариваемого решения ГУАиГ представитель ФИО2 получил ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102). С настоящим иском ФИО2 обратилась в Устиновский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО2 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании не законным отказа в выдаче разрешения на строительство – реконструкцию административного здания и возложении обязанности выдать истцу разрешение на строительство – реконструкцию административного здания, возвращено в связи с неподсудностью дела данному суду (л.д. 7-8).
Ходатайствуя о восстановлении срока обращения в суд, представитель ФИО2 указывает на предшествующее обращение в Октябрьский районный суд <адрес>, при этом, не предоставляя сведений ни о дате обращения в данный суд, ни о содержании возвращенного искового заявления. Кроме того, по мнению суда, нарушение установленных ст. 22 КАС РФ правил подсудности, которое привело к несоблюдению предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд, не свидетельствует об уважительных причинах пропуска срока.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании не законным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, и возложении на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> обязанности выдать истцу разрешение на строительство – реконструкцию административного здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд <адрес> УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Балашова