Мотивированное решение изготовлено
12.10.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2016 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Ульяновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску <ФИО>1 к ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области о признании действий незаконными, к ГУФСИН России по Свердловской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец <ФИО>1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
<ФИО>1 является членами Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области 3-го созыва (далее по тексту-ОНК). Реализуя свои полномочия, ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа членов ОНК в составе <ФИО>1 и <ФИО>4 прибыли в ФКУ ИК-46 для проведения проверки, для чего подали соответствующее уведомление по телефону дежурной части ГУФСИН России по Свердловской области.
Однако администрация ФКУ ИК-46 и администрация ГУФСИН России по Свердловской области не допустили их на территорию колонии, мотивировав свой отказ выходными днями.
Полагая, что действия администрации ФКУ ИК-46 и ГУФСИН России по Свердловской области являются незаконными и нарушают права граждан, наделенных специальным статусом членов ОНК Свердловской области, истец просила:
- признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ по отказу в посещении рабочей группой ОНК Свердловской области в составе <ФИО>4 и <ФИО>1 ФКУ ИК-46;
- обязать администрацию ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области не препятствовать в посещении ФКУ ИК-46 истцу, как члену ОНК Свердловской области.
Административный истец <ФИО>1 в судебном заседании требования заявления поддержали по изложенным в нем предмету и основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Полагала, что в действиях администрации ФКУ ИК-46 не усматривается незаконного отказа в посещении мест содержания осужденных на территории исправительного учреждения, поскольку члены ОНК прибыли в выходной день, при этом в колонию поступило большое количество осужденных, личные дела которых на предмет наличия родственных связей с членами ОНК не были изучены.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Полагал, что ГУФСИН России по Свердловской области являются законными.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании п. «д» ч.1 ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право общественные наблюдательные комиссии и их члены - в пределах соответствующих территорий.
В силу п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка. Члены общественной наблюдательной комиссии вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, иные помещения мест принудительного содержания, за исключением объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие администраций мест принудительного содержания.
Правила посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий урегулированы в «Положении о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий», утвержденном Приказом ФСИН РФ от 28.11.2008 № 652 (далее по тексту-Положение).
Как следует из п. 3-7, 9-11 Положения, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы предоставляет председателю соответствующей комиссии, созданной в установленном законом порядке, почтовый адрес, контактные номера телефонной и факсимильной связи, по которым осуществляется уведомление. Председатель комиссии предоставляет начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы список членов комиссии с указанием контактных номеров телефонов и сведения о местонахождении комиссии.
О планируемых посещениях учреждений УИС комиссия уведомляет соответствующий территориальный орган уголовно-исполнительной системы, указывая намеченные к посещению учреждения УИС, даты и время посещения. Эти сведения сообщаются начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы или его заместителям. В случае отсутствия руководителей территориального органа уголовно-исполнительной системы данную информацию принимает оперативный дежурный по территориальному органу уголовно-исполнительной системы, который, в свою очередь, незамедлительно ставит в известность указанных выше руководителей.
По получении уведомления должностные лица, указанные в п. 4 настоящего Положения, информируют о предстоящем посещении членами комиссии начальников соответствующих учреждений УИС или их заместителей, либо оперативного дежурного исправительной (воспитательной) колонии, дежурного помощника начальника следственного изолятора (тюрьмы), который, в свою очередь, незамедлительно информирует руководство учреждения УИС.
Руководители территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы принимают исчерпывающие меры по реализации полномочий членов комиссий при посещении ими учреждений УИС.
Начальник учреждения УИС при получении сообщения о прибытии членов комиссии уточняет наличие обстоятельств, препятствующих посещению членами комиссии учреждения УИС в соответствии с требованиями ч.1 ст.17 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
По прибытии в учреждение УИС членов комиссии встречает начальник учреждения УИС или лицо, которому вышестоящим руководством поручено сопровождать их при посещении учреждения УИС.
Члены комиссии пропускаются на территорию учреждения УИС по предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего личность члена комиссии, в сопровождении должностного лица учреждения или органа, исполняющего наказания.
Для осуществления деятельности комиссий администрация учреждений УИС:
проводит разъяснительную работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными к лишению свободы о целях, задачах и формах деятельности комиссий.
на информационных стендах размещает списки членов комиссии с указанием ее почтового адреса;
назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения УИС;
создает возможность для бесед членов комиссии с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в том числе предоставляет помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации;
обеспечивает возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (вечерах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях).
Как следует из материалов дела и установлено судом, <ФИО>1 является членом Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области 3-го созыва, что подтверждается копией мандата.
ДД.ММ.ГГГГ члены ОНК <ФИО>1 и <ФИО>4 прибыли в ФКУ ИК-46 для проведения проверки, для чего подали соответствующее уведомление по телефону дежурной части ГУФСИН России по Свердловской области.
Административный истец ссылается на то, что около 19-00 часов ДД.ММ.ГГГГ члены ОНК <ФИО>1 и <ФИО>4 прибыли в ФКУ ИК-46 для проведения проверки, однако не были допущены на территорию колонии. Данные пояснения подтверждаются пояснениями свидетеля <ФИО>4 и по существу не оспариваются ответчиками.
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», при осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий.
Согласно ст.17 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ, член общественной наблюдательной комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в месте принудительного содержания в случае, если там содержится его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также в случае, если член общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания (ч.1).
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, начальник места принудительного содержания вправе в соответствии со своим приказом или распоряжением не допустить члена общественной наблюдательной комиссии в место принудительного содержания. Копия такого приказа или распоряжения передается члену общественной наблюдательной комиссии по его просьбе или направляется в общественную наблюдательную комиссию в течение двух рабочих дней. Приказ или распоряжение начальника места принудительного содержания могут быть обжалованы членом общественной наблюдательной комиссии в вышестоящий орган либо в суд (ч.2 ст.17 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ, отсутствовал режим особых условий (ч.1 ст.85 УИК РФ), препятствующий посещение колонии членами ОНК.
Учитывая изложенное, суд признает несостоятельным довод представителя ответчика ФКУ ИК-45 о том, что члены ОНК прибыли в выходной день, при этом в колонию поступило большое количество осужденных, личные дела которых на предмет наличия родственных связей с членами ОНК не были изучены, поскольку такое основание не является законным. Более того, довод представителя ответчика о том, что не было отказа, а было предложено приехать в другой день, также является несостоятельным, поскольку не допуск членов общественной наблюдательной комиссии имел место быть без законных оснований.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истца в данной части иска и признает незаконными действия ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области по отказу в посещении рабочей группой Общественной наблюдательной комиссии в Свердловской области в составе <ФИО>1 ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ.
В части же требований истца о признании незаконными действий (бездействий) администрации ГУФСИН, не обеспечивших реализацию полномочий члену общественной наблюдательной комиссии, суд отказывает, поскольку в соответствии с п. 6 Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий руководители территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы принимают исчерпывающие меры по реализации полномочий членов комиссий при посещении ими учреждений УИС.
Дежурный помощник начальника ГУФСИН России по Свердловской области, принявший сообщение по телефону о нарушении прав истца, не является должностным лицом, на которого в силу изложенного пункта 6 возложена обязанность принимать меры по реализации полномочий членов общественных комиссий.
При этом, поскольку в соответствии с действующим процессуальным законодательством, защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, то требование административного истца о возложении на администрацию ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области не препятствовать в посещении ФКУ ИК-46 истцу, как члену ОНК Свердловской области, удовлетворению не подлежат.
В силу ч.2 ст. 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает, что истец не пропустила установленный законом срок обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 180, 218, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление <ФИО>1 к ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области о признании действий незаконными, к ГУФСИН России по Свердловской области о признании бездействия незаконным, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области по отказу в посещении рабочей группой Общественной наблюдательной комиссии в Свердловской области в составе <ФИО>1 ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга.
Судья