ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-922/2021 от 19.10.2021 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0015-01-2021-001433-31

Дело № 2а-922/2021

Мотивированное решение составлено 19.10.2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2021 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретарях судебного заседания Жигаловой С.В., Каменских Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малышевой О. А. к Администрации Асбестовского городского округа о признании незаконным постановления № 170-ПА от 23.04.2021 года в части,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Малышева О.А. обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Администрации Асбестовского городского округа о признании незаконным постановления № 170-ПА от 23.04.2021 года в части, указав, что она является собственником двух квартир *Номер* и *Номер* в многоквартирном доме *Номер**Адрес*. Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА отменено распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 № 248-РА «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции»; отменено постановление администрации Асбестовского городского округа от 24.11.2020 № 648-ПА «О признании жилых помещений, расположенных по адресу: *Адрес*, подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями.

С указанным постановлением администрации административный истец не согласен в части отмены распоряжения администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 № 248-РА, считает постановление в этой части незаконным и необоснованным. Считает, что данное постановление принято с нарушением «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Оснований для принятии такого муниципального акта не имелось, отсутствует какое-либо заключение Межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В постановлении нет ссылок на то, в связи с чем ранее признанный многоквартирный дом аварийным и подлежащим реконструкции перестал таковым являться, что было сделано, какие работы были выполнены для отмены статуса аварийности дома.

Административный истец просила признать незаконным постановление администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА в той части, которой постановление отменяет распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции».

Административный истец Малышева О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам указанным в административном иске.

Представитель административного истца – Малышевой О.А. – адвокат Кокарева Н.С. в судебном заседании поддержала требования Малышевой О.А. юридически их обосновав.

Представители административного ответчика Осинцева А.Е. и Бубнов А.В., действующие на основании доверенностей, предоставившие документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования, с требованиями административного истца не согласились, указали, что распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции» было вынесено с нарушением части требований, установленных в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в связи с чем и было отменено, полагают, что права административного истца при этом не затрагиваются.

Заинтересованные лица Малютина Л.Ф. и Куракина О.С. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК Асбест» Гусева Л.Д., действующая на основании доверенности, предоставившая документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования, согласилась с позицией истца, указала, что отмена распоряжения администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции» приведет к неопределенности статуса многоквартирного дома, указанный дом исключен из программы капитального ремонта в связи с аварийностью, а после отмены указанного распоряжения, дом фактически вновь должен будет включен в указанную программу, но техническое состояние дома при этом нисколько не улучшилось, так как никакие работы по капитальному ремонту и реконструкции не проводились с 2016 года по настоящее время.

Представитель заинтересованного лица Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах СО в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, а также отзыв на административное исковое заявление, поддерживает требование административного истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из гл.22 КАС РФ, для признания незаконными постановлений, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и свободы гражданина.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», действующее в редакции от 27.07.2020 № 12, вступившей в силу с 12.08.2020 (далее - Положение № 47).

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с пунктом 7 Положения № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой регулируется данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с пунктом 33 Положения № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является: наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В соответствии с пунктом 43 Положения № 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологическим требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, а также месторасположения жилого дома.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным настоящим Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, определение перечня дополнительных документов, заключение проектно-изыскательской организации по результатам исследования элементов ограждающих и несущих жилого помещения, необходимых для принятия решения, регламентируются пунктами 44, 45 Положения № 47.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Судом установлено, что административный истец является собственником жилых помещений *Номер* в многоквартирном доме *Номер**Адрес*.

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА отменено распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 № 248-РА «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции»; отменено постановление администрации Асбестовского городского округа от 24.11.2020 № 648-ПА «О признании жилых помещений, расположенных по адресу: *Адрес*, подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями.

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 24.11.2020 г. № 648-ПА «О признании жилых помещений, расположенных по адресу: *Адрес*, подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями» жилые помещения – квартиры: *Номер*нежилое помещение), *Номер* многоквартирного дома *Номер**Адрес* признаны подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями. Распоряжение Администрации Асбестовского городского округа № 248-РА от 28.03.2016 г., которым многоквартирный дом *Номер**Адрес* был признан аварийным и подлежащим реконструкции (в редакции постановления от 24.11.2020 г. «аварийным и подлежащим сносу»), признано утратившим силу. Указанное постановление вынесено на основании решения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений, многоквартирных домов, находящихся на территории Асбестовского городского округа, для признания жилого помещения пригодным для проживания, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, оформленное протоколом от 16.11.2020 г. № 2.

В Протоколе № 2 заседания Межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16.11.2020 г. указано, что комиссия рассмотрела вопрос о признании жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: *Адрес*, непригодными для проживания и подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) в связи с рассмотрением гражданского дела по иску Малышевой О.А., решение комиссией принято на основании выводов, изложенных в заключении № УЭ.10062-ТЗ от *Дата* по результатам технического обследования жилого дома.

Межведомственная комиссия решила признать жилые помещения (квартиры *Номер*), нежилое помещение (квартира *Номер*), подлежащими капитальному ремонту (реконструкции) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными в Положении требованиям. Также было принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим сносу, с целью дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома расположенного по адресу: *Адрес*, выполнить мероприятия указанные в п.5.2. Заключения № УЭ.10062-ТЗ от *Дата*.

Решением Асбестовского городского суда от 23.04.2021 по административному делу № 2а-266/2021 по административным исковым заявлениям Малышевой О. А., Косулиной Л. Н., Коркиной С. В., Нестеровой Г. И., Андреевой Н. Ю., Соколовой О. Н., Павловой Т. И., Мокрицкого С. Ю., Храмцовой Е. В., Фадеевой Э. К., Белоглазовой (Князевой) С. А., Михайловой Н. Ю., Солнцевой Л. П., Целищевой Л. А., Ершова К. Е. к Администрации Асбестовского городского округа, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, многоквартирных домов, находящихся на территории Асбестовского городского округа, для признания жилого помещения пригодным для проживания, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными постановления № 648-ПА от 24.11.2020 года и протокола № 2 от 16.11.2020 года, административные исковые заявления удовлетворены в части:

решение Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, многоквартирных домов, находящихся на территории Асбестовского городского округа, для признания жилого помещения пригодным для проживания, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, изложенное в протоколе № 2 от 16.11.2020 года, признано незаконным; в остальной части в удовлетворении административного иска отказано. Постановление администрации Асбестовского городского округа от 24.11.2020 г. № 648-ПА было отменено Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА. Решение вступило в законную силу 16.06.2021 г.

В настоящем административном исковом заявлении административный истец Малышева О.А. просит признать незаконным постановление администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА в той части, которой постановление отменяет распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции».

В рамках судебного разбирательства при рассмотрении административного дела судом, в силу положений пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит обязательному выяснению вопрос о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Суд полагает, что постановление администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА в той части, которой постановление отменяет распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции» затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку Распоряжением от 28.03.2016 г. весь многоквартирный дом, собственником двух квартир в котором является административный истец, признан аварийным и подлежащим реконструкции, соответственно отмена указанного распоряжения повлечет для административного истца как минимум возникновение прав и обязанностей в части ремонта и обслуживания многоквартирного дома, так как собственник квартиры в многоквартирном доме, также является и собственником общего имущества многоквартирного дома. Срок для обжалования указанного Постановления административным истцом не пропущен.

Относительно законности указанного постановления суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА отменено распоряжение администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции», которое было вынесено на основании заключения Межведомственной комиссии от 03.03.2016 г. № 06/2016, которое в свою очередь было принято на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома, мнения Управления архитектуры и градостроительства администрации Асбестовского городского округа, заключения о результатах проведения строительно-технической экспертизы. При вынесении обжалуемого постановления обследование технического состояния многоквартирного дома не производилось, заключение Межведомственной комиссии также отсутствует. Многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, то есть в установленным законом порядке, соответственно признание отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, также должно производится в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Таким образом, оспариваемое Постановление администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА в обжалуемой части нельзя признать законным.

Довод административного ответчика о том, что в постановлении помимо прочего не указаны, в соответствии с пунктом 49 Положения, указания на дальнейшее использование помещений, сроки отселения физических и юридических лиц в связи с необходимостью проведения капитального ремонта (реконструкции) жилых и нежилого помещений, в связи с чем имеется необходимость в его отмене не состоятельны, поскольку указанные действия должен произвести ответчик, так как это входит в круг его полномочий.

Таким образом, административный ответчик не предоставил доказательства законности вынесенного Постановления, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку Постановление администрации Асбестовского городского округа от 23.04.2021 г. № 170-ПА в обжалуемой части не соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Малышевой О. А., удовлетворить.

Признать постановление Администрации Асбестовского городского округа № 170-ПА от 23.04.2021 года незаконным в части отмены распоряжения администрации Асбестовского городского округа от 28.03.2016 г. № 248-РА «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, аварийным и подлежащим реконструкции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Асбестовский городской суд Свердловской области.


Судья

Асбестовского городского суда Е.А. Емашова