дело № 2а-924(1)/2021
64RS0034-01-2021-002136-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Ребровой О.В.,
с участием административного истца ФИО6,
представителя административных истцов - адвоката Мещеряковой Н.С.,
представителей административного ответчика - ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО9, ФИО6, ФИО10 к Совету Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района о признании решений незаконными,
установил:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района и просят признать недействительными результаты публичных слушаний, которые проведены 14.05.2021г. в 11 час. 00 мин. в здании МУК «ЦК с. Михайловка» филиал «ДК с. Сосновка» по адресу: <...>, по вопросу преобразования Михайловского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», заключение по публичным слушаниям, а также признать незаконным решение Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 10 от 14.05.2021 года о согласии на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», обязать Совет Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения путем отзыва своего согласия на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области по решению № 10 от 14.05.2021 года.
В обоснование заявленных административных требований указано, что публичные слушания, состоявшиеся 14.05.2021г., проведены с нарушением действующего законодательства и Положением о публичных слушаниях. Согласие на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области выражено административным ответчиком без учета и вопреки мнению значительного большинства населения муниципального образования. Публичные слушания проведены с нарушениями: решением от 27.01.2021 года № 1-1/2021 внесены изменения в Положение о проведении публичных слушаний, Положение в новой редакции не было обнародовано в установленных местах; слушания назначены были в рабочий день, в неудобное для людей время; журнал регистрации участников слушаний не был прошит и пронумерован, в качестве участников были зарегистрированы лица, не проживающие и не имеющие собственности на территории муниципального образования, регистрировались люди без предъявления паспорта; протокол слушаний не велся, секретарь не был объявлен, что не позволило выступающим и желающим выступить приложить к нему свои выступления; подсчет голосов не велся надлежащим образом. Оспариваемые решения приняты при наличии инициативы населения о проведении местного референдума по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования, на основании оформленных результатов публичных слушаний и заключения комиссии по публичным слушаниям в нарушение Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 30/2020 от 26.10.2020 года в редакции от 27.01.2021 года, требований ФЗ от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Вопрос о преобразовании Михайловского муниципального образования должен был рассматриваться не на публичных слушаниях, а на местном референдуме.
Административный истец ФИО6 и их представитель Мещерякова Н.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях к административному исковому заявлению.
Административные истцы ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Явка не признана судом обязательной.
Представители административного ответчика ФИО7, ФИО8, в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, поддержали письменные возражения на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо - Совет депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, Администрация Михайловского муниципального образования Саратовского района, в суд своего представителя не направили, извещены надлежащим образом, в материалы дела представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный иск не подлежит удовлетворению. Явка не признана судом обязательной.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований (ч. 1).
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (ч. 2).
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (ч. 3.1).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 18,19,20,22 Устава Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области Совет Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области является представительным органом Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.
Согласно ст. 12 Устава Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основании контракта.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, назначаются Советом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета Михайловского муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, обнародование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 5/2021 от 16.03.2021 года в соответствии со ст.ст. 13,28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области постановлено: инициировать процедуру преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» (п. 1); предложить представительным органами муниципального образования «Город Саратов», Саратовского муниципального района Саратовской области назначить и провести публичные слушания по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» (п.п. 2.1 пункта 2); по итогам проведения публичных слушаний рассмотреть вопрос о согласии на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» (п.п. 2.2 пункта 2); направить в представительные органы муниципального образования «Город Саратов», Саратовского муниципального района Саратовской области решение по вопросу, указанному в п.п. 2.2 пункта 2 настоящего решения (п.п. 2.3 пункта 2); назначить публичные слушания по инициативе Совета Михайловского муниципального образования по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» (проект решения прилагается) на 28 апреля 2021 года на 10 часов 00 минут в здании МУК «ДК с. Михайловка» по адресу: <...>, с обязательным соблюдением ограничительных мер и иных требований, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 208-П (п. 3); для организации проведения публичных слушаний назначить комиссию в составе: председатель комиссии - ФИО, секретарь - ФИО1, члены комиссии - ФИО2, ФИО3, ФИО4 (п.п. 3.1 пункта 3); направить настоящее решение в представительные органы муниципального образования «<адрес>», Саратовского муниципального района Саратовской области (п. 4) (том 1 л.д. 127-129).
Данное решение обнародовано 16.03.2021 года.
Решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области №8/2021 от 25.04.2021г. постановлено внести в решение Совета Михайловского муниципального образования от 16.03.2021г. №5/2021 изменения, согласно которым пункт 3 решения изложить в новой редакции: «3. Назначить публичные слушания по инициативе Совета Михайловского муниципального образования по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» на 14 мая 2021 года на 11.00 часов в здании МУК «ДК с. Михайловка» филиал «ДК с. Сосновка» по адресу: <...>, с обязательным соблюдением ограничительных мер, и иных требований, установленных постановлением правительства Саратовской области №208-П».
Данное решение обнародовано 25.04.2021 года.
Решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области №9/2021 от 25.04.2021г. постановлено внести в решение Совета Михайловского муниципального образования от 16.03.2021г. №5/2021 изменения, согласно которым пункт 3.1 решения изложить в новой редакции: «3.1 Для организации проведения публичных слушаний назначить комиссию в составе: председатель комиссии - ФИО2, секретарь комиссии - ФИО1, члены комиссии: ФИО5, ФИО3, ФИО4».
Как следует из протокола публичных слушаний по проекту решения «О дачи согласия на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» № 1 от 14.05.2021 года, в публичных слушаниях принимало участие 164 человек, при голосовании по вопросу «О дачи согласия на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» голосовали «за» - 70 человек, «против» - 40 человек, не голосовали, покинули зал - 54 человек.
Протокол публичных слушаний обнародован 14.05.2021 года.
Результаты публичных слушаний в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны, публичные слушания проведены в соответствии с Положением о проведении публичных слушаний в Михайловском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 30/2020 от 26.10.2020 года в редакции решения № 1-1/2021 от 27.01.2021 года.
Решением Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 10/2021 от 14.05.2021 года в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, по результатам публичных слушаний по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», выражено согласие на преобразование Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов». Предложено Саратовской городской Думе внести в порядке законодательной инициативе в Саратовскую областную Думу предложение о преобразовании Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов».
Данное решение обнародовано 14.05.2021 года.
Оспариваемые решения вынесены надлежащим органом в рамках полномочий, которыми они наделены в соответствии с законодательством.
Срок на обращение в суд административными истцами соблюден.
Исходя из положений ч. 3 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
При этом, статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона осуществляется только разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется.
В связи с чем, доводы административных истцов о том, что вопрос о преобразовании Михайловского муниципального образования должен был рассматриваться не на публичных слушаниях, а на местном референдуме, без выяснения и учета мнения населения муниципального образования суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Как установлено судом, согласие населения Михайловского муниципального образования оформлено соответствующим решением Совета депутатов Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. При этом по вопросу преобразования Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» были проведены публичные слушания, результаты которых были учтены при принятии представительным органом власти муниципального образования решения о согласии на такое преобразование.
Довод административных истцов о том, что большинство присутствующих высказались против объединения сельских поселений, а в итоговом документе указано, что большинство жителей высказались за объединение, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку и протокол публичных слушаний, в котором отражены все выступления по вопросу объединения сельских поселений, как "за", так и "против" такого объединения, и итоговый документ доведены до населения поселений.
Кроме того, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они учитываются при принятии соответствующего решения. Следовательно, публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать прав и законных интересов каких-либо лиц.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности положений оспариваемых решений и отсутствии нарушения этими решениями прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По вышеизложенным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов о признании незаконными решений Совета Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО9, ФИО6, ФИО10 к Совету Михайловского муниципального образования Саратовского муниципального района о признании решений незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (21 октября 2021 года).
Судья: