Дело № 2А-9246/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Романенко С.В.
при секретаре Головчук Н.В.
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 09.07.2015 г. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области (Таганрогский отдел) с заявлением о регистрации права собственности на возведенный объект недвижимого имущества «декоративный фонтан» расположенный на земельном участке по адресу: Таганрог, около <адрес> находящемуся а аренде, приобщив к заявлению следующие документы: 1) Декларацию об объекте недвижимого имущества от 09.07.2015 года и 2) Письмо Администрации г. Таганрога от 14.01.2015 года №.1-85.
21.08.2015 г. государственным регистратором Управления принято решение об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - декоративный фонтан, на основании абз. 10 и 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
ФИО1 не согласившись с данным решением Управления, обратился в суд с административным иском. Административный истец считает, что данный отказ в государственной регистрации права на новый объект недвижимого имущества является незаконным. По мнению ФИО1 возведенное им строение - фонтан является «сооружением вспомогательного использования», в связи с чем получение разрешения на строительство такого объекта не требуется. Также, по мнению ФИО1, он предоставил государственному регистратору Управления необходимое и достаточное количество документов для беспрепятственной регистрации его права на новый объект недвижимого имущества.
Административный истец просит признать незаконным отказ Таганрогского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в государственной регистрации права собственности ФИО1 на декоративный фонтан, кадастровый №, расположенный по адресу: Таганрог, около ул.<адрес> изложенный в сообщении № от 21.08.2015, и обязать административного ответчика устранить нарушения путем регистрации права собственности на объект.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, по доверенности, требования административного иска подтвердила, сослалась на доводы изложенные в иске. Полагает, что отказ в регистрации права собственности на декоративный фонтан является неправомерным, поскольку 14.01.2015 г. Письмом исх. №04.1-85 Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрог на запрос истца по вопросу размещения элементов благоустройства и озеленения на арендованном земельном участке сообщил, что в соответствии Решением Городской Думы г.Таганрог от 06.11.2014 №18 «О внесении изменений в Решение Городской Думы г.Таганрог от 25.12.2012 №506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО «Город Таганрог» участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами – Ж3. В перечне основных видов разрешенного использования земельных участков (п.18) имеется вид разрешенного использования - «благоустройство и озеленение территории» и по условиям договора аренды земельного участка от 29.09.2014 г. №14-409 истец вправе разместить элементы благоустройства на данном участке без согласования с комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрог. За счет собственных средств истца на земельном участке был возведен фонтан и осуществлено его благоустройство, получен Кадастровый паспорт сооружения с кадастровым номером от 10.07.2015 г. Для решения вопроса о возможности проведения регистрации права в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрог направлен запрос о том, требуется ли выдача разрешения на строительство на сооружение: декоративный фонтан и соответствует строительство и размещение сооружения целевому использованию участка и виду разрешенного использования. По причине отсутствия ответа в регистрации отказано. Полагает, что декоративный фонтан является вспомогательным сооружением, по отношению к земельному участку, на которое не требуется разрешение на строительство в силу п. 3 ч. 17 Градостроительного кодекса РФ. Считает, что на регистрацию были представлены все необходимые документы, требуемые Федеральным законом «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок.
Поскольку Таганрогский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области не является юридическим лицом, не обладает процессуальный правоспособностью административным ответчиком по делу является Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области.
Представитель административного ответчика ФИО6, по доверенности, против удовлетворения иска возражала. В возражении указала, что у государственного регистратора обосновано возникло сомнение в обоснованности регистрации права ФИО1 на созданный им объект недвижимого имущество, без соблюдения требований ст. 85 Земельного кодекса РФ и градостроительного регламента и, следовательно, без соответствующего на то разрешения. Поскольку в Договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка» от 29.09.2014 № 14-409, отсутствует право арендатора на возведение каких-либо построек на арендованном земельном участке, государственным регистратором было принято решение сделать запрос в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога, с целью получения информации о необходимости или об отсутствии необходимости для заявителя в получении разрешения на строительство декоративного фонтана. Решение об отказе было принято по причине непредоставления ФИО1 документов необходимых для государственной регистрации, а именно разрешение на строительство фонтана. Кроме того, из полученного 26.08.2015 г. ответа Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога указывается, что требуемое разрешение в соответствии со ст. 51 ГрК РФ на строительство декоративного фонтана заявителю не выдавалось. Просила в иске отказать.
Допрошенный в качестве специалиста ФИО7 - директор НП «Палата судебных экспертов», работающий экспертом-оценщиком, пояснил суду, что фонтан не является объектом капитального строительства. У фонтана присутствует только фундамент, как элемент капитального строения, но основные характеристики объекта капитального строительства отсутствуют. Муниципальными правовыми актами на территории г. Таганрога, а так же законом субъекта данный вопрос не регламентирован. Применяя по аналогии Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 года № 636-ПП «О размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства», считает, что фонтан не является объектом капитального строительства. Его статус – элемент малая архитектурная форма, для размещения которой не требуется получение разрешения на строительство. Разрешение на строительство не требуется на объект и вспомогательного характера. Областным законом «О градостроительной деятельности в Ростовской области» регламентировано, что Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Полагает, что фонтан является вспомогательным относительно земельного участка. Для ввода в эксплуатацию не требуется проекта. Подлежит или фонтан государственной регистрации ответить не может.
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы регистрационного дела представленного ответчиком суд приходит к выводу, о том, что в удовлетворении административного иска следует отказать. К такому вводу суд приходит по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при осуществлении государственной регистрации права на объект недвижимого имущества проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав; если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу cт. 25 указанного Закона - Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются соблюдение действующего законодательства Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при отказе 21.08.2015 года в государственной регистрации права собственности ФИО2 на декоративный фонтан.
По делу установлено, что у ФИО2, на основании договора аренды «Договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка» от 29.09.2014 года № 14-409, заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога находится в аренде земельный участок по адресу: Таганрог, около ул.<адрес> площадь 200 кв.м., с кадастровым номером № (л.д. 7-10). Срок аренды до 23.09.2019 г.
Вид разрешенного использования «парки, скверы, территория озеленения» (л.д. 9).
На данном участке возведен объект, поименованный, согласно кадастрового паспорта как «иное сооружение» (декоративный фонтан) площадью 4 кв.м. с кадастровым номером № (л.д. 14-15).
09.07.2015 года ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о регистрации права собственности на возведенный объект недвижимого имущества (л.д. 16). К заявлению представлены документы: 1) Декларация об объекте недвижимого имущества от 09.07.2015 года и 2) Письмо Администрации г. Таганрога от <дата>№.1-85.
Декларация заполняется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 337 от 03.11.2009 г.
В данной декларации объект заявлен в графе «6» как «декоративный фонтан».
Данная графа заполняется в случае создания на земельном участке предоставленным (предназначенным) для ведения садоводства, дачного хозяйства объектов недвижимого имущества вспомогательного значения, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрешение на строительство не требуется.
21.08.2015 г. государственным регистратором Управления принято решение об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - декоративный фонтан, на основании абз. 10 и 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
В обоснование доводов административного иска административный истец ссылается на положения п. 1 ст. 25.3 Закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
Так согласно пункту 1 статьи 25.3 названного Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Из содержания представленного на регистрацию письма Администрации г. Таганрога от 14.01.2015 года № 04.1-85 следует, что арендатор вправе разместить элементы благоустройства на данном земельном участке без согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству (л.д. 13).
Однако данное письмо 14.01.2015 года № 04.1-85 не отражает вопроса о возможности строительства фонтана.
Поскольку строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельным участком может осуществляться только в соответствии с требованиями установленным градостроительными регламентами (ст. 85 Земельного кодекса РФ), а Договор аренды от 29.09.2014 г. не содержит право арендатора на возведение каких-либо построек на арендованном земельном участке, а вид разрешенного земельного участка «парки, скверы, территория озеленения», государственный регистратор обоснованно запрашивал подтверждение в комитете по архитектуре и градостроительству информацию о необходимости или об отсутствии необходимости для заявителя в получении разрешения на строительство декоративного фонтана. Такое право предоставлено Законом, в том числе ст. 25, ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
Ответ на дату принятия решения не был получен. 21.08.2015 г. государственным регистратором Управления принято решение об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - декоративный фонтан, на основании абз. 10 и 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»
При этом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к убеждению, что у Управления Росреестра не имелось возможность провести регистрационные действия, не получив вышеуказанные сведения.
Показания специалиста ФИО8, полученные в судебном заседании, суд оценивает в совокупности с другими доказательствами по делу и принимает их в той части, что фонтан, как сооружение имеет фундамент, то есть прочно связан с землей, а действующая нормативная база имеет пробел в регламентировании и правовом статусе таких объектов.
Мнение специалиста о том, что разрешение на строительство фонтана не требуется, поскольку фонтан является вспомогательным объектом относительно земельного участка, суд оценивает критически, нормативно не подтвержденным и по эти основаниям не принимает.
Кроме того, в материалах регистрационного дела имеется письмо Главного архитектора г. Таганрога, от 26.08.2015 г. (исх. № 60.3.1/820), - ответ на запрос государственного регистратора из которого следует, что «Декоративный фонтан является сооружением. Согласно ст. 1 «Основные понятия» ГрК РФ, к объектам капитального строительства относятся, здания, строения, сооружения и объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В соответствии со ст. 51 данного кодекса на объекты капитального строительства требуется получение разрешения на строительство. Администрацией г. Таганрога разрешение на строительство декоративного фонтана по указанному адресу не выдавалось».
Исходя изложенного, суд приходит к выводу, что государственным регистратором Управления Росреестра законно и обоснованно принято решение об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, в виде декоративного фонтана, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Таким образом в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение месяца.
Решение изготовлено 25 декабря 2015 г.
Председательствующий: